Основной идеей современного образования в начальной школе является индивидуализация. В статье рассмотрены современные компьютерные технологии как средство индивидуализации младших школьников.
Ключевые слова: индивидуализация обучения младших школьников, современные компьютерные технологии, электронное образование.
Целью государственной политики России в области образования является повышение качества образования и его доступность. Современное образование должно соответствовать требованиям современного общества и должно удовлетворять потребности каждого гражданина. Для достижения этих целей важную роль играет индивидуализация обучения, которая может быть достигнута с помощью современных компьютерных технологий. Компьютерные технологии в образовании необходимо применять уже в начальной школе.
Проанализировав подходы к индивидуализации педагогического процесса в начальной школе, можно сформулировать обобщенное определение. Индивидуализация образовательной деятельности в начальной школе-организация образовательной деятельности по образовательным программам начальной школы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, которая создает оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося.
В первую очередь дополнительное образование удовлетворяет индивидуальные потребности учеников начальной школы в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Оно обеспечивает адаптацию младших школьников к жизни в обществе, проявляет поддержку детей с выдающимися способностями.
Главной идеей современного общества является индивидуализация обучения. ФГОС на уровне начального образования ориентирован на то, чтобы обеспечить условия для индивидуального развития младших школьников, а особенно одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [5]. Необходимо обеспечить:
– индивидуализацию процесса обучения путем реализации индивидуальных образовательных планов для обеспечения самостоятельной работой, но при поддержке педагогов.
– удовлетворение индивидуальных запросов младших школьников, которые включают в себя предметные области на углубленном уровне, дополнительные учебные предметы, индивидуальные проекты [8].
Ниже приведены основания, необходимые для индивидуализации обучения младших школьников:
– содержание, кода учащийся имеет возможность выбора профиля получаемого образования
– объем учебного материала, что позволяет одаренным школьникам более глубоко изучать предмет
– время усвоения
Одним из главных условий современного образовательного процесса является наличие информационно-образовательной среды. Обучение младших школьников с помощью современных компьютерных технологий –это и есть электронное обучение [8].
Рассмотрим дидактические возможности современных компьютерных технологий, наиболее значимые для индивидуализации обучения младших школьников. К ним относятся: визуализация информации об изучаемых объектах; хранение больших объемов информации, легкий доступ к ней, поисковая деятельность; информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Имея возможность реализовать перечисленные дидактические возможности средств современных компьютерных технологий в электронном обучении, можно достичь индивидуализации образовательной деятельности. Она достигается за счет:
– вариативности форм предоставления образовательного материала
– разнообразия форм интерактивного взаимодействия обучающегося и элементов электронного образовательного материала
– доступности дополнительных учебных материалов
– мобильности и коммуникации участников образовательного процесса
Мультимедийность является основной характеристикой современных компьютерных технологий. Она означает совмещение различных видов информации-текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео. Второй важной характеристикой является интерактивность, возможность различных форм взаимодействия с учеником. Такое разнообразие вариантов предоставления образовательного материала и способов работы с ним позволяет индивидуализировать образовательную деятельность младших школьников, брать в расчёт их познавательные позиции, психологические особенности переработки информации. Для визуала типичная познавательная позиция-смотреть, представлять, наблюдать. Такие учащиеся получают возможность читать, рассматривать иллюстрации, просматривать видеоролики. Для аудиала типичная познавательная позиция- слушать, говорить, обсуждать. Для них важна возможность работать со звуками природы, музыкой, речью. Для кинестетика познавательная позиция-работать с материалом. Таким учащимся важно иметь различные формы интерактивных материалов, взаимодействовать с элементами образовательного материала [7].
Доступные дополнительные материалы дают возможность младшим школьникам реализовать индивидуальные образовательные траектории в рамках электронного обучения. В качестве дополнительных могут использоваться справочные, познавательные, научно-популярные материалы. У учащихся появляется возможность осуществления поиска информации благодаря доступности, разнообразию и полноты дополнительных материалов, создается активная познавательная среда.
При использовании современных компьютерных технологий у учащегося появляется возможность управлять ходом событий, появляется ответственность за получаемый результат. Благодаря интерактивному диалогу ученик переходит от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе.
Выделим основные черты индивидуализации образовательной деятельности младших школьников на основе применения современных компьютерных технологий:
– повышение доступности и качества образования. Применение компьютерных технологий в младшей школе дает возможность получить образование каждому ребенку не зависимо от места его проживания, делает доступным образование для детей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.
– изменение технологий работы учителя. В современном образовании учащемуся требуется интерактивное взаимодействие с учителем, помимо традиционного. Особенно это актуально для учащихся, которые обучаются на дому.
Особенно актуально использование современных компьютерных технологий для работы с одаренными детьми. Педагогу требуются дополнительные усилия для подготовки таких учеников к олимпиадам. В больших городах имеется большое количество кружков и секций в рамках дополнительного образования. Подготовка детей в удаленных населенных пунктах может быть организована дистанционно благодаря компьютерным технологиям [8].
Преимущества дистанционной подготовки к олимпиадам:
– каждый ученик работает в том темпе, который удобен лично ему.
– все решения проверяются автоматически
– на сайте имеется возможность получить консультацию преподавателя.
В связи с внедрением компьютерных технологий в традиционный образовательный процесс сформировалось смешанное обучение. Комбинирование традиционных методов обучения и инновационных педагогических технологий, основанное на принципах взаимодополнения, позволяет максимально использовать преимущества этих видов обучения.
Для успешного внедрения индивидуализации обучения в младших классов требуется уделять внимание всем составляющим: развитие разнообразных обучающих программ, изменение методов учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов для разработки и реализации с учащимися индивидуальных учебных планов.
На данном этапе развития образования достигнут высокий уровень развития электронного обучения для индивидуализации учения младших школьников, но также нельзя не отметить и некоторые проблемы:
– низкая техническая подготовка учителей (низкий уровень компьютерной грамотности, неумение ориентироваться в информации из сети интернет)
– неумение формировать качественный и интересный учебный контент
– отсутствие мотивации у части учителей перестроить собственное профессиональное сознание.
Самым распространенным использованием компьютерных технологий для индивидуализации учения младших школьников является смешанное обучение, которое реализуется инициативой учителей. Федеральные проекты, которые обеспечивали бы исследования в данной области отсутствуют. Важной составляющей индивидуализации учения младших школьников является наличие инструментария, избавляющего учителя от рутинной подготовительной работы.
Для успешного внедрения принципа индивидуализации в начальной школе необходимо в равной степени уделить внимание всем составляющим: разработка разнообразных обучающих программ, изменение форм учебной работы, профессиональное развитие учителей для реализации с учениками их индивидуального плана обучения, обучающая среда, насыщенная современными компьютерными технологиями, которые ученики могут использовать дома или в школе во внеурочное время.
Литература:
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
- Фейзопуло М. Н. Специфика обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством компьютерных технологий в странах Европы, России и Америки // http:// pages.marsu.ru /school25/konf/
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.- 190 с.
- Босова Л. Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе. –М.: Преподаватель XXI век 2016г
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 373 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. рег. № 15785) [Электронныйресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/documents/922/file/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 09.10.2017)
- Босова Л. Л. Организационно педагогические модели использования средств информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе 2012г.
- Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова// Открытое и дистанционное образование. — 2013
- Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С. Д. Каракозов, К. Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.– 2011