Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 1415 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. А. Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе / Н. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46959/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основной идеей современного образования в начальной школе является индивидуализация. В статье рассмотрены современные компьютерные технологии как средство индивидуализации младших школьников.

Ключевые слова: индивидуализация обучения младших школьников, современные компьютерные технологии, электронное образование.

Целью государственной политики России в области образования является повышение качества образования и его доступность. Современное образование должно соответствовать требованиям современного общества и должно удовлетворять потребности каждого гражданина. Для достижения этих целей важную роль играет индивидуализация обучения, которая может быть достигнута с помощью современных компьютерных технологий. Компьютерные технологии в образовании необходимо применять уже в начальной школе.

Проанализировав подходы к индивидуализации педагогического процесса в начальной школе, можно сформулировать обобщенное определение. Индивидуализация образовательной деятельности в начальной школе-организация образовательной деятельности по образовательным программам начальной школы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, которая создает оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося.

В первую очередь дополнительное образование удовлетворяет индивидуальные потребности учеников начальной школы в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Оно обеспечивает адаптацию младших школьников к жизни в обществе, проявляет поддержку детей с выдающимися способностями.

Главной идеей современного общества является индивидуализация обучения. ФГОС на уровне начального образования ориентирован на то, чтобы обеспечить условия для индивидуального развития младших школьников, а особенно одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [5]. Необходимо обеспечить:

– индивидуализацию процесса обучения путем реализации индивидуальных образовательных планов для обеспечения самостоятельной работой, но при поддержке педагогов.

– удовлетворение индивидуальных запросов младших школьников, которые включают в себя предметные области на углубленном уровне, дополнительные учебные предметы, индивидуальные проекты [8].

Ниже приведены основания, необходимые для индивидуализации обучения младших школьников:

– содержание, кода учащийся имеет возможность выбора профиля получаемого образования

– объем учебного материала, что позволяет одаренным школьникам более глубоко изучать предмет

– время усвоения

Одним из главных условий современного образовательного процесса является наличие информационно-образовательной среды. Обучение младших школьников с помощью современных компьютерных технологий –это и есть электронное обучение [8].

Рассмотрим дидактические возможности современных компьютерных технологий, наиболее значимые для индивидуализации обучения младших школьников. К ним относятся: визуализация информации об изучаемых объектах; хранение больших объемов информации, легкий доступ к ней, поисковая деятельность; информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Имея возможность реализовать перечисленные дидактические возможности средств современных компьютерных технологий в электронном обучении, можно достичь индивидуализации образовательной деятельности. Она достигается за счет:

– вариативности форм предоставления образовательного материала

– разнообразия форм интерактивного взаимодействия обучающегося и элементов электронного образовательного материала

– доступности дополнительных учебных материалов

– мобильности и коммуникации участников образовательного процесса

Мультимедийность является основной характеристикой современных компьютерных технологий. Она означает совмещение различных видов информации-текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео. Второй важной характеристикой является интерактивность, возможность различных форм взаимодействия с учеником. Такое разнообразие вариантов предоставления образовательного материала и способов работы с ним позволяет индивидуализировать образовательную деятельность младших школьников, брать в расчёт их познавательные позиции, психологические особенности переработки информации. Для визуала типичная познавательная позиция-смотреть, представлять, наблюдать. Такие учащиеся получают возможность читать, рассматривать иллюстрации, просматривать видеоролики. Для аудиала типичная познавательная позиция- слушать, говорить, обсуждать. Для них важна возможность работать со звуками природы, музыкой, речью. Для кинестетика познавательная позиция-работать с материалом. Таким учащимся важно иметь различные формы интерактивных материалов, взаимодействовать с элементами образовательного материала [7].

Доступные дополнительные материалы дают возможность младшим школьникам реализовать индивидуальные образовательные траектории в рамках электронного обучения. В качестве дополнительных могут использоваться справочные, познавательные, научно-популярные материалы. У учащихся появляется возможность осуществления поиска информации благодаря доступности, разнообразию и полноты дополнительных материалов, создается активная познавательная среда.

При использовании современных компьютерных технологий у учащегося появляется возможность управлять ходом событий, появляется ответственность за получаемый результат. Благодаря интерактивному диалогу ученик переходит от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе.

Выделим основные черты индивидуализации образовательной деятельности младших школьников на основе применения современных компьютерных технологий:

– повышение доступности и качества образования. Применение компьютерных технологий в младшей школе дает возможность получить образование каждому ребенку не зависимо от места его проживания, делает доступным образование для детей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.

– изменение технологий работы учителя. В современном образовании учащемуся требуется интерактивное взаимодействие с учителем, помимо традиционного. Особенно это актуально для учащихся, которые обучаются на дому.

Особенно актуально использование современных компьютерных технологий для работы с одаренными детьми. Педагогу требуются дополнительные усилия для подготовки таких учеников к олимпиадам. В больших городах имеется большое количество кружков и секций в рамках дополнительного образования. Подготовка детей в удаленных населенных пунктах может быть организована дистанционно благодаря компьютерным технологиям [8].

Преимущества дистанционной подготовки к олимпиадам:

– каждый ученик работает в том темпе, который удобен лично ему.

– все решения проверяются автоматически

– на сайте имеется возможность получить консультацию преподавателя.

В связи с внедрением компьютерных технологий в традиционный образовательный процесс сформировалось смешанное обучение. Комбинирование традиционных методов обучения и инновационных педагогических технологий, основанное на принципах взаимодополнения, позволяет максимально использовать преимущества этих видов обучения.

Для успешного внедрения индивидуализации обучения в младших классов требуется уделять внимание всем составляющим: развитие разнообразных обучающих программ, изменение методов учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов для разработки и реализации с учащимися индивидуальных учебных планов.

На данном этапе развития образования достигнут высокий уровень развития электронного обучения для индивидуализации учения младших школьников, но также нельзя не отметить и некоторые проблемы:

– низкая техническая подготовка учителей (низкий уровень компьютерной грамотности, неумение ориентироваться в информации из сети интернет)

– неумение формировать качественный и интересный учебный контент

– отсутствие мотивации у части учителей перестроить собственное профессиональное сознание.

Самым распространенным использованием компьютерных технологий для индивидуализации учения младших школьников является смешанное обучение, которое реализуется инициативой учителей. Федеральные проекты, которые обеспечивали бы исследования в данной области отсутствуют. Важной составляющей индивидуализации учения младших школьников является наличие инструментария, избавляющего учителя от рутинной подготовительной работы.

Для успешного внедрения принципа индивидуализации в начальной школе необходимо в равной степени уделить внимание всем составляющим: разработка разнообразных обучающих программ, изменение форм учебной работы, профессиональное развитие учителей для реализации с учениками их индивидуального плана обучения, обучающая среда, насыщенная современными компьютерными технологиями, которые ученики могут использовать дома или в школе во внеурочное время.

Литература:

  1. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
  2. Фейзопуло М. Н. Специфика обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством компьютерных технологий в странах Европы, России и Америки // http:// pages.marsu.ru /school25/konf/
  3. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.- 190 с.
  4. Босова Л. Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе. –М.: Преподаватель XXI век 2016г
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 373 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. рег. № 15785) [Электронныйресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/documents/922/file/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 09.10.2017)
  6. Босова Л. Л. Организационно педагогические модели использования средств информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе 2012г.
  7. Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова// Открытое и дистанционное образование. — 2013
  8. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С. Д. Каракозов, К. Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.– 2011
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, индивидуализация обучения, образовательная деятельность, школьник, электронное обучение, возможность, образовательный материал, образовательный процесс, современное образование, учащийся.


Ключевые слова

индивидуализация обучения младших школьников, современные компьютерные технологии, электронное образование

Похожие статьи

Новые информационные технологии в науке и образовании

В этой статье рассматривается использование информационных технологий в науке и образовании. Проанализировано влияние информационных технологий на способность к самостоятельному обучению. Показаны различные технологии, которые используются в науке и ...

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Цифровые технологии в образовании

В статье автор рассматривает новое явление в российской общественной жизни, современной школы — дистанционное обучение.

Преимущества использования цифровых ресурсов в образовании

В данной статье автор рассматривает преимущества использования цифровых ресурсов в образовании. Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе позволяет качественно повысить уровень образования. Именно это и доказывается в стат...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Похожие статьи

Новые информационные технологии в науке и образовании

В этой статье рассматривается использование информационных технологий в науке и образовании. Проанализировано влияние информационных технологий на способность к самостоятельному обучению. Показаны различные технологии, которые используются в науке и ...

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Цифровые технологии в образовании

В статье автор рассматривает новое явление в российской общественной жизни, современной школы — дистанционное обучение.

Преимущества использования цифровых ресурсов в образовании

В данной статье автор рассматривает преимущества использования цифровых ресурсов в образовании. Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе позволяет качественно повысить уровень образования. Именно это и доказывается в стат...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Задать вопрос