В настоящее время к школам предъявляются все более высокие требования в попытках обеспечить учащимся хорошую подготовку к будущему детей и навигации в сложном мире. Исследования показывают, что компьютерные технологии могут помочь в обучении и что они особенно полезны для развития навыков высшего порядка, таких как критическое мышление, анализ и научный поиск. Однако само по себе наличие компьютеров в классе не гарантирует их эффективного использования. Применение компьютерных технологий в процессе обучения показывает, как технология может улучшить процесс обучения детей, поддерживая четыре фундаментальные характеристики обучения: активное участие школьников в процессе получения знаний, обучение в группах, частое взаимодействие с учителем и обратная связь, а также соотнесение полученных знаний с реальным миром [1].
Можно отметить, что использование технологий в качестве эффективного инструмента обучения более вероятно, если они включены в более широкую образовательную реформу, которая включает в себя совершенствование подготовки учителей, учебных программ, оценки учащихся и способность школы к изменениям [2]. Аналогичным образом несмотря на то, что компьютерные технологии являются повсеместной и мощной силой в современном обществе и многие сторонники их преимуществ в области образования, они также являются дорогостоящими и потенциально разрушительными или ошибочными в некоторых случаях их использования, и в конечном итоге могут иметь лишь незначительный эффект.
По мере того, как все больше средств выделяется на внедрение компьютеров в учебный процесс, родителям и педагогам необходимо уметь определять, как наиболее эффективно использовать технологии для повышения качества обучения учащихся.
Важно отметить, что компьютерные технологии — это лишь один из элементов того, что должно быть скоординированным подходом к улучшению учебной программы, педагогики, оценки, повышения квалификации учителей и других аспектов школьной структуры.
Ключевые слова: компьютерные технологии, инструменты обучения, совершенствование процесса обучения, образовательный подход, реформы образования.
Эффективное использование технологий в качестве инструмента обучения. Важно понимать, что компьютерные технологии, побуждающие учащихся глубоко рассуждать о процессе обучения, повышают уровень обучения, тогда как технологии, пытающиеся сделать повторяющиеся навыки более увлекательными для учащихся, на самом деле снижают результаты [3]. Также важно иметь в виду, что положительное влияние на результаты успеваемости учащихся оказывают в основном компьютерные репетиторы.
Применяя в процессе обучения компьютерные технологии, нужно брать во внимание следующие аспекты:
– во-первых, аппаратное и программное обеспечение в разных школах разное, и еще большее различие в том, как школы используют технологии, поэтому неудивительно, что не удается получить одинаковые результаты.
– во-вторых, успешное использование технологий всегда сопровождается одновременными реформами в других областях, таких как учебный план, оценка и повышение квалификации учителей, поэтому нельзя приписывать успехи в обучении только использованию технологий.
Применение новых технологий может помочь детям лучше учиться. [4]. Наиболее убедительные доказательства положительных результатов в обучении, как правило, касаются прикладных программ в естественных науках и математике для учащихся начальных классов.
Улучшение процесса обучения детей. Одним из главных достижений стал большой прогресс в понимании познания — то есть психических процессов мышления, восприятия и запоминания [5]. Например, когнитивные исследования показали, что обучение наиболее эффективно при наличии четырех основных характеристик: активного вовлечения учеников в процесс обучения, участия в группах, частого взаимодействия с учителем и обратной связи, и соотнесением знаний с реальным миром.
По мере того, как ученые все больше понимали фундаментальные характеристики обучения, они осознали, что структура и ресурсы традиционных классов часто оказывают довольно слабую поддержку обучению, в то время как технологии при их эффективном использовании могут обеспечить такие способы преподавания, которые гораздо лучше соответствуют тому, как учатся дети.
Обучение через активное участие . Ученики лучше всего усваивают знания, активно «конструируя» их на основе сочетания опыта, интерпретации и структурированного взаимодействия со сверстниками и учителями [6]. Когда учащимся отводится относительно пассивная роль получения информации из лекций и текстов (модель передачи знаний), они часто не могут развить достаточное понимание, чтобы применить полученные знания в ситуациях за пределами учебников и классных комнат.
Кроме того, у детей разные стили обучения. Использование методов, выходящих за рамки лекций и книг, может помочь детям, которые лучше всего усваивают материал при сочетании подходов к обучению. Для повышения эффективности обучения необходимо уделять больше внимания активному вовлечению детей в процесс обучения. В настоящее время учебные программы предполагают, что учащиеся будут принимать активное участие в решении проблем, эффективно общаться, анализировать информацию и разрабатывать решения — навыки, которые выходят далеко за рамки простого декламирования правильных ответов [7]. Хотя активное, конструктивное обучение может быть интегрировано в классы с компьютерами или без них, компьютерные технологии делают их особенно полезным инструментом для такого типа обучения.
Конечно, учащиеся могут активно участвовать в экспериментах и без компьютеров, однако почти два десятилетия исследований показали, что учащиеся могут добиться значительных успехов, когда компьютеры включаются в практические занятия в рамках урока, то есть ученики, проводящие эксперименты, могут использовать компьютеры для мгновенного построения графиков своих данных, что сокращает время между сбором данных и их интерпретацией. Ученикам больше не нужно ходить по домам и кропотливо наносить точки на график, а затем приносить графики в школу на следующий день [8]. Вместо этого они могут мгновенно увидеть результаты своего эксперимента.
Использование технологий для более активного вовлечения учащихся в процесс обучения не ограничивается естественными науками и математикой. Например, компьютерные приложения могут использоваться для более активного вовлечения учащихся в создание презентаций, отражающих их понимание и знания по различным предметам. Хотя прежние медиатехнологии обычно отводили детям роль пассивных наблюдателей, то сейчас новые технологии делают конструирование контента гораздо более доступным для учащихся, и исследования показывают, что такое использование технологий может иметь значительный положительный эффект.
Обучение через участие в группах. В процессе преподавания учителю важно фокусироваться на социальной основе обучения детей.
Социальный контекст дает ученикам возможность успешно выполнять более сложные навыки, чем они могли бы сделать в одиночку. Выполнение задания вместе с другими дает возможность не только подражать тому, что делают другие, но и обсуждать задание и демонстрировать свои мысли. Многое в обучении связано со значением и правильным использованием идей, символов и представлений [9]. Благодаря неформальному общению и жестам ученики и учителя могут давать явные советы, разрешать недоразумения и следить за тем, чтобы ошибки были исправлены.
Кроме того, социальные потребности часто определяют причины, побуждающие ребенка к обучению. Поскольку социальная идентичность ребенка повышается, если он участвует в жизни общества или становится членом группы, вовлечение учащихся в социальную интеллектуальную деятельность может стать мощным мотиватором и привести к лучшему обучению, чем индивидуальная работа за столом. Некоторые из наиболее заметных видов использования компьютеров сегодня ориентированы на коммуникации, а сетевые технологии, такие как Интернет и цифровое видео, позволяют проводить в школах широкий спектр совместных мероприятий.
Использование технологий для развития такой совместной деятельности может повысить степень социальной активности и продуктивности класса и стимулировать беседы в классе, которые расширяют понимание учащимися предмета.
Трудности внедрения . Важно понимать, что просто установить в школах компьютеры и обеспечить доступ в интернет недостаточно, чтобы вовлечь учеников в процесс обучения. Модели успешного использования технологий сочетают внедрение компьютерных инструментов с новыми подходами к обучению и новыми организационными структурами.
Поддержка учителей. Эффективное использование компьютеров в классе требует расширения возможностей учителей по обучению работе с технологиями. Способность учителя помогать ученикам зависит от владения структурой знаний в той области, которую ему предстоит изучать. В этом отношении преподавание с использованием технологий ничем не отличается от других. Однако учителям обычно приходится посвящать почти все свое время подготовке и проведению сольных занятий, а на обучение использованию технологий остается мало времени. Однако сами технологии оказываются мощным инструментом, помогающим учителям преодолеть разрыв в обучении эффективному использованию компьютеров.
Учителя также приобретают ценный опыт, используя компьютеры для собственных нужд. Учителя, добившиеся успеха в использовании технологий, часто вносят существенные изменения в свой стиль преподавания и в используемые ими учебные программы [10]. Однако такие изменения трудно осуществить без соответствующей поддержки и заинтересованности со стороны самой школы.
Выводы. Задача внедрения компьютерных технологий в процесс обучения состоит в том, чтобы обеспечить эффективное использование этих технологий для улучшения того, как и чему учатся дети. Чтобы помочь в принятии будущих решений по улучшению того, как и чему учатся дети, необходимо продолжить изучение эффективного использования технологий. При внедрении компьютерных технологий использовать следующие четыре фактора:
1) Когнитивное обучение. Технологии, выбранные для внедрения, должны учитывать когнитивные характеристики обучения как конструктивного, совместного и интерактивного процесса.
2) Реформы учебных программ. Учитывая, что общество требует от человека знать больше, чем когда-либо прежде, особенно важно изучать технологии, применяемые совместно с реформами учебных программ, которые делают сложные предметы доступными для большего числа детей.
3) Скоординированные действия. Для успешного внедрения технологий необходим контекст скоординированных мероприятий по улучшению учебных программ, оценки, повышения квалификации учителей и всех остальных частей образовательной области. Изучение внедрения технологий должно быть сосредоточено на школах, которые стремятся к тому, чтобы все эти части были на месте.
4) Способность к изменениям. Современные школы не в одинаковой степени готовы использовать технологии для повышения качества обучения. Для того, чтобы улучшения, связанные с использованием технологий, стали реальностью, школам необходимо развивать свой потенциал к изменениям с помощью соответствующих ресурсов и процессов, которые позволят всем заинтересованным сторонам справиться с трудным переходом.
Таким образом, эффективное использование технологий должно изучаться в школах, которые хорошо подготовлены к переменам.
Используя описанные четыре фактора, можно попробовать эффективно использовать компьютерные технологии, которые с наибольшей вероятностью улучшат обучение в рамках общей программы экспериментальной реформы.
Литература:
- Литвиненко Ольга Петровна Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе // Концепт. 2013. № 1.
- Шарапов В. Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. 2012. № 5.
- Витухновская Алла Александровна Функциональное проектирование компонентов профессиональной компетентности педагога, формирующего ИКТ-компетентность учащихся младших классов // Непрерывное образование: XXI век. 2013.
- Керженцева А. В., Пшукова М. М. Совершенствование ИКТ-компетентности учителей в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 3–2 (59).
- Александренко Наталья Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 5.
- Мегильбаева Д. А. Компьютерные технологии в работе учителя-предметника // Педагогическая наука и практика. 2014. № 3 (5).
- Азарова И. В. Использование информационных технологий на уроке музыки // Педагогическая наука и практика. 2016. № 1 (11).
- Уразбаев А. Б. Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры // Педагогическая наука и практика. 2014. № 3 (5).
- Иргалиева Гульнара Анвербековна Использование ИКТ на уроках в начальной школе // Наука и образование сегодня. 2017. № 12 (23).
- Шукманова А. С., Аяпова А. А. Интерактивные продукты для образования // Педагогическая наука и практика. 2015. № 1 (7).