Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьев, А. П. Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / А. П. Григорьев, А. О. Чернелевский, А. Н. Храброва, В. С. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40609/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассматривается подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислительной техники, обучающих систем и систем контроля знаний, а также организации клиент-серверного взаимодействия в глобальной сети интернет.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютеризация обучения, средства вычислительной техники, обучающие системы и системы контроля знаний, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

В статье [1] авторами был разработан комплекс дистанционного адаптивного тестового контроля знаний закрытого типа (ДАТКЗЗТ) по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» («БЖД»).

Исследования работоспособности, адекватности, эффективности и достоверности комплекса проводились при подготовке студентов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) [1] и продемонстрировали высокое качество данного программного продукта, в результате чего комплекс был рекомендован к внедрению на кафедре «Техносферной безопасности» ГУАП для аудиторного и внеаудиторного мониторинга успеваемости при подготовке студентов по дисциплине «БЖД».

В качестве программной среды используется язык программирования PHP, позволяющий осуществлять удаленный контроль знаний в реальном масштабе времени, а также организовывать непрерывный мониторинг текущей успеваемости обучаемых.

Различные способы построения, технологии и протоколы, используемые при разработке дистанционных систем оценивания знаний, были подробно рассмотрены в [1].

Комплекс ДАТКЗЗТ располагается на бесплатном хостинге, предоставляющем свое уникальное имя в сети, зарезервированное за конкретным адресом персонального компьютера (ПК). Компьютер, на котором работает система, может находиться в любой точке земного шара, базироваться на локальном ПК, не имеющем выхода в сеть интернет, что делает данную реализацию достаточно гибкой, мобильной и универсальной.

Комплекс дистанционного адаптивного контроля знаний построен на базе операционной системы семейства Windows, Apache2.2, PHP, MySQl, JQwery и представляет из себя модульную структуру, состоящую из следующих основных частей: авторизационная, пользовательская, администраторская.

Авторизационная часть предназначена для идентификации пользователя, который желает пройти тестирование или же для идентификации администратора, осуществляющего работу в системе. Пользовательская часть предоставляет возможность выбрать тот или иной сценарий тестирования, который зарегистрирован в системе. Пользователь проходит сам тест и получает полную детализацию своего непосредственного прохождения, за счет возможности ознакомления с файл-отчетом. Администраторская часть содержит ряд «инструментов», необходимых для работы с комплексом («Просмотр логов», управление настройками и т. д.).

Для хранения данных используется база MySQL. Данный комплекс включает в себя системную базу из N баз, где N – количество зарегистрированных тестов.

Принципиальная схема клиент-серверного взаимодействия, реализованная в системе дистанционного адаптивного контроля знаний представлена на рис. 1.

C:\Users\anato\Desktop\БЖД\Edit\1\get-php-file.png

Рис. 1. Организация клиент-серверного взаимодействия

Тестирование обучаемых происходит следующим образом: с помощью интернет браузера необходимо зайти на сайт по следующей ссылке: http://cpmssmedia.dlinkddns.com/other_web/test2/index.php и пройти процесс авторизации (рис. 2).

Рис. 2. Внешний вид фрагмента главной страницы сайта ДАТКЗЗТ

Комплекс позволяет клиенту работать в 3 режимах: пользователь (обучаемый), администратор (преподаватель), главный администратор (разработчик). Каждый из режимов отличается своими функциональными возможностями.

В режиме пользователя, обучаемый проходит авторизацию, для чего, в соответствующих пустых полях необходимо ввести свои личные персональные данные – «Фамилия Имя Отчество» и номер группы (или год рождения – для преподавателей), после чего левой кнопкой манипулятора типа «мышь» необходимо один раз нажать клавишу «Войти в систему» (рис. 3.).

Рис. 3. Окно авторизации

При успешной авторизации, система отобразит на экране «Приветствие» (располагается в левом верхнем углу сайта): укажет Ваше ФИО, номер группы или год рождения и сообщит о том, какое количество тестовых заданий Вы прошли на текущий момент времени.

После авторизации пользователь получает возможность пройти тестирование, для чего ему необходимо выбрать в соответствующем разделе (проф. дисциплины) тест по «БЖД» (рис. 4), обращая внимание на тип обработчика (в нашем случае это сценарий «Классическое адаптивное тестирование знаний закрытого типа»).

Рис. 4. Вкладка «Пройти тестирование»

Ознакомится с характерными особенностями данного сценария можно во вкладке «О сценариях тестирования» (рис. 5).

Рис. 5. Вкладка «О сценариях тестирования»

После ознакомления с особенностями сценария контроля знаний обучаемый может приступать к тестированию, для чего необходимо нажать на клавишу «Пройти сейчас» (см. рис. 4), в результате чего ему будет предложен первый вопрос теста (рис. 6).

Рис. 6. Пример тестового задания

По окончании тестирования, будет сформирован отчет успеваемости в соответствии с рис. 7.

Рис. 7. Фрагмент отчета прохождения обучаемым тестирования

В режиме главного администратора (разработчика), клиент после прохождения авторизации и введения логина с паролем, получает возможность войти в панель администрирования (рис. 8).

Рис. 8. Панель администрирования системы

В панели администратора располагается 7 вкладок, рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее функционально нагруженные. Если перейти на первую вкладку «Базы вопросов», то будут доступны базы всех зарегистрированных в системе адаптивных тестовых заданий (АТЗ) (рис. 9).

Рис. 9. Вкладка панели администрирования «Базы вопросов»

Выбрав пункт «База АТЗ по БЖД» (см. рис. 9) в контекстном меню станут доступны две функции «Просмотр вопросов» (позволяет просматривать и корректировать базу АТЗ) – рис. 10 и «Добавление вопросов» (осуществление добавления вопросов и формирование базы АТЗ) – рис. 11.

Рис. 10. Контекстное меню базы вопросов системы

Рис. 11. Внешний вид базы АТЗ (в режиме просмотра)

Внешний вид базы АТЗ, представлен на рис. 12, в текстовое поле заносится и/ или копируется текст вопроса, прописываются варианты ответа и «галочкой» указывается правильный, а в «выплывающем» меню вопросу присваивается сложность. После окончания формирования вопроса для сохранения необходимо нажать клавишу «Добавить вопрос». В течение всего времени работы с вопросом, его можно редактировать, а после сохранения доступны опции «Редактировать» и «Удалить».

Рис. 12. Внешний вид базы АТЗ (в режиме добавление вопроса)

Если перейти на вторую вкладку панели администрирования (см. рис. 8), которая называется «Сценарии», то будет доступна база всех зарегистрированных в системе сценариев (алгоритмов адаптивного тестирования) контроля знаний (рис. 13).

Рис. 13. Вкладка панели администрирования «Сценарии»

Перечень настроек дистанционного адаптивного тестирования знаний закрытого типа на примере сценария «Классическое адаптивное тестирование знаний закрытого типа» представлен на рис. 14.

Рис. 14. Перечень настроек сценария «Классическое адаптивное тестирование знаний закрытого типа»

Третья вкладка панели администрирования (см. рис. 8) под названием «Пользователи» (рис. 15), позволяет получить доступ к базе логов всех зарегистрированных в системе пользователей, контролировать их успеваемость, осуществлять контроль частоты и длительности работы в системе.

Рис. 15. Вкладка панели администрирования «Пользователи»

В данной вкладке также есть возможность делегировать права на редактирование баз АТЗ и сценариев контроля тем или иным пользователям и/ или администраторам.

Четвертая вкладка панели администрирования (см. рис. 8) под названием «Схема» (рис. 16), позволяет создать привязку между сценарием (алгоритм адаптивного тестирования) и типом базы АТЗ, а также осуществить управление глобальными тематическими категориями тестирования: Спец. Дисциплины, Гум. Дисциплины, ЕНД и т. д. и частными категориями, входящими в состав глобальных тематических категорий.

Рис. 16. Вкладка панели администрирования «Схема»

Пятая вкладка панели администрирования (см. рис. 8) под названием «Новая БД» (рис. 17) позволяет создавать новую базу данных АТЗ (либо на базе старой, уже имеющейся, либо на основании нового шаблона).

Рис. 17. Вкладка панели администрирования «Новая БД»

Шестая вкладка панели администрирования (см. рис. 8) под названием «Новый тест» (рис. 18), позволяет создавать новые варианты обработчика (новые сценарии тестирования на основании того или иного алгоритма адаптивной выдачи вопросов).

Рис. 18. Вкладка панели администрирования «Новый тест»

Последняя 7 вкладка панели администрирования (см. рис. 8) под названием «Другое» используется разработчиком для размещения справочной и служебной информации, подключения облачных сервисов и организации графической оболочки сетевого ресурса.

Подробные рекомендации по работе с дистанционной системой адаптивного тестирования (для обучаемых и преподавателей-экспертов), а также текстовое и видео руководство пользователя, приведены на главной странице сайте в разделе рекомендации: http://cpmssmedia.dlinkddns.com/other_web/test2/index.php?route=manuals.

Литература:

  1. Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Егоров В. С., Булухова А. Н. Современные информационные технологии в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Педагогика высшей школы. Сборник материалов научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика». Казань, Издательство «Молодой ученый», 2015 г. С. 52-56.
Основные термины (генерируются автоматически): вкладка панели администрирования, закрытый тип, PHP, система, адаптивное тестирование, адаптивное тестирование знаний, внешний вид базы, клиент-серверное взаимодействие, вычислительная техника, главный администратор.


Ключевые слова

информационные технологии, компьютеризация обучения, средства вычислительной техники, обучающие системы и системы контроля знаний, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Похожие статьи

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Современные информационные технологии при обучении гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в АО «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе»

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет организовать обучение работников предприятия по курсу «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации» за счет использования современных средств вычислител...

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию

Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия

Проведены теоретические исследования обеспечения процесса управления качеством экономической информационной системой предприятия. В работе исследуются процессы обеспечения качества с применением регламентов, стандартов качества и итогового контроля р...

Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования

Уточнена сущность информационных технологий в СПО; определены особенности использования информационных технологий в образовании СПО; обозначена актуальность дальнейшего исследования по формированию проектировочной культуры у студентов СПО с применени...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Похожие статьи

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Современные информационные технологии при обучении гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в АО «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе»

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет организовать обучение работников предприятия по курсу «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации» за счет использования современных средств вычислител...

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию

Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия

Проведены теоретические исследования обеспечения процесса управления качеством экономической информационной системой предприятия. В работе исследуются процессы обеспечения качества с применением регламентов, стандартов качества и итогового контроля р...

Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования

Уточнена сущность информационных технологий в СПО; определены особенности использования информационных технологий в образовании СПО; обозначена актуальность дальнейшего исследования по формированию проектировочной культуры у студентов СПО с применени...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Задать вопрос