Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 613 раз

Библиографическое описание:

Гафурова, Х. Ш. Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля / Х. Ш. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80185/ (дата обращения: 21.11.2024).



Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навыков студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, метод, форма, контроль, критерии, тесты.

Конец XX — начало XXI века ознаменовались серьезными изменениями в системе высшего образования многих стран. Развитие научно-технического процесса и его возрастающее влияние на все стороны жизни общества, изменили подход к организации всей системы образования [1].

Процессы глобализации всех сфер общественной жизни требует создания инновационной структуры системы высшего образования, интеграция Республики Узбекистан в мировое образовательное пространство, обуславливают необходимость поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами.

Сегодня сфера образования активно использует информационные технологии непосредственно в самом учебном процессе. Все большую популярность приобретает дистанционная форма обучения, которая дает возможность массовому, доступному образованию и открывает перспективы для решения ряда социальных проблем.

При переходе на дистанционный образовательный процесс многие педагоги находятся в поиске эффективных форм и методов контроля качества знаний. Именно форма и средства контроля позволяет добиться хороших результатов образовательного процесса. Роль контрольных процессов очень важна при особенно при дистанционном обучении.

При реализации дистанционного обучения необходимо наличие комплекса мер по созданию системы оценки качества обучения. Поскольку дистанционное обучение характеризуется тем, что учащийся отделен от преподавателя пространством, а порой и по времени, учебная программа должна базироваться на самостоятельной работе студента. Периодический контакт педагога и обучающегося предполагает не только контроль со стороны преподавателя, но и его одобрение. Правильно подобранные материалы курса, отвечающие целям и задачам обучения, позволяют обеспечить обучающимся качественный образовательный процесс, а педагогу — обратную связь.

Значительной проблемой дистанционного образования остается недостаточный уровень контроля качества знаний обучающихся со стороны преподавателей. Работы, присланные по электронной почте, не являются надёжным средством контроля, так как преподаватель не может быть уверен в том, что студент выполнил их самостоятельно и при их подготовке он не использовал учебные пособия, информацию с интернет-сайтов и другие источники. При удалённом обучении неизбежно происходит так называемая теоретизация изучаемых дисциплин.

Проблема разработки адекватных требований к уровню освоения необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих формирование у обучающихся необходимых компетенций при практически–ориентированной подготовке специалистов и систем оценивания знаний обучающихся при электронном обучении в значительной степени взаимосвязана не только с подготовкой и практической реализацией процесса оценки знаний, сопряженного с разработкой содержания и форм представления тестовых заданий, но и с проблемами гармонизации образовательных и профессиональных стандартов и разработкой компетентностно — ориентированных стандартов профессионального образования [2].

Профессор педагогики Подласый И. П. говорит, что на сегодняшний день в педагогике нет единого определения для таких понятий как «оценка», «контроль» и «проверка» знаний. Подласый И. П. обобщает все перечисленные понятия одним термином «контроль», который, по его мнению, содержит в себе процесс оценивания и оценку, как результат проверки [3,547]. Именно результат контроля является основой оценивания успеваемости.

Контроль обучения проводится на всем протяжении обучения студента в вузе и должен обеспечивать целостность структуры знания, способствовать формированию мотивации к обучению, позволять отслеживать индивидуальные достижения каждого обучающегося. При дистанционном обучении возрастает значимость контроля, так как учитель и ученик географически отдалены друг от друга и взаимодействие преподавателя и студентов проходит опосредованно. В связи с этим, необходимо разработать такие формы и методы оценки деятельности студентов, которые бы позволили провести оценку качества всех компетенций, а также компенсировали отсутствие личного контакта с педагогом и, в тоже время, соответствовали бы современному технологическому процессу.

Исходя из опыта практического применения дистанционного обучения, для формирования критерий оценивания знаний студентов, в первую очередь, необходимо разработать критерии формирования значимых профессиональных компетенций, виды проверочных работ и сами проверочные работы, определить частоту и последовательность проведения контроля и определить эффективные виды контроля.

В качестве основного вида контроля рекомендуется текущий, промежуточный, рубежный и итоговый контроль.

Промежуточный контроль возможность преподавателю и самому студенту оценить степень усвоения учебного материала и своевременно внести корректировки в учебный процесс.

Текущий контроль должен состоять из определенных видов работ, установленных преподавателем, с указанием критерий их оценивания.

Рубежный контроль должен определять готовность студента к переходу на следующую ступень обучения, выявить результаты определенного этапа.

Такой вид контроля способствует формированию у студентов навыков самоконтроля и самооценки, а для преподавателя предоставляет возможность проводить контроль знаний студентов на каждом из этапов учебного процесса и улучшать качество электронных учебных материалов, их структурированию и проводить анализ предложенных заданий.

Итоговый контроль проводится по окончании курса, для определения степени освоения содержания учебной дисциплины в соответствии с поставленными целями.

Преподаватель сам определяет сумму максимальных оценок по всем контрольным заданиям дисциплины, сумма которых будет представлять максимальный балл по данной дисциплине. Установленная шкала оценок и будет определять, какое количество баллов соответствует оценке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т. д. Каждое задание имеет свой определенный педагогом балл, который устанавливает преподавателем.

В условиях дистанционного обучения важно применять такие формы контроля, которые бы, во-первых, обеспечить объективность и полноту оценки знаний студентов, и во-вторых, соответствовали бы техническим реализациям платформы Moodle. При дистанционном обучении одним из распространенных форм контроля являются тесты. Грамотно разработанные тесты могут применяться в любом из видов контроля: входном, текущем, рубежном и итоговом. Современные платформы дистанционного обучения дают возможность конструирования различных видов тестов открытого и закрытого типа, добавлять иллюстрации, аудио и видео материалы, проводить тестирование в контрольном и обучающем режиме [4,5]. По мнении. В. С. Аванесова, объективность контроля знаний увеличивается при сочетании разнообразных тестовых форм: традиционных и нетрадиционных. «Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем: содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины; — формальной системы заданий возрастающей трудности; — статистических характеристик заданий и результатов испытуемых» [6].

В практике дистанционного обучения все чаще, для объективной оценки знаний студента, применяется такой вид контроля как он-лайн опросы. Именно этот метод позволяет обеспечит уровень знаний и подготовленности обучающихся.

В условиях дистанционного обучения рекомендуется проводить систематически текущий контроль, что будет способствовать выявлению уровня полученных знаний, структуру знаний и вовремя проводить коррекционную работу.

Система контроля качества дистанционного обучения должна быть построена на специально разработанных методах контроля, применимых к процессу изучения любой дисциплины.

Литература:

  1. Кислухина И. Управление экономическими системами: электронный научный журнал № 9 (103),2017г.
  2. Бочков В. Е. Открытое дистанционное образование: его роль в экономическом развитии информационного общества и реального сектора национальной экономики / Монография. Научное издание. Серия «Система открытого дистанционного образования как институциональный инструментарий формирования экономики знаний». — М.: МГИУ, 2005
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений в 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  4. Курицына Г. В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза. Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 8 (часть 3) — С. 17–21.
  5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. [Электронныйресурс]:URL:http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=pedagog&author=chelishkova-mb&book (Дата обращения: 30.03.2021).
  6. Аванесов В. С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). [Электронныйресурс].URL:http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2009/7/19/Аванесов %20В [1].С.pdf (дата обращения: 30.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, вид контроля, высшее образование, итоговый контроль, преподаватель, текущий контроль, учебный процесс.


Похожие статьи

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе

В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Похожие статьи

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе

В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Задать вопрос