Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.11.2015

Статья просмотрена: 738 раз

Библиографическое описание:

Лавриненко, П. В. Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе / П. В. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 975-978. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23889/ (дата обращения: 21.12.2024).



 

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Ключевые слова: тестирование, оценка уровня знаний, контроль, мониторинг, форма тестового задания

 

Тестирование как один из видов контроля придумали не вчера — рубежный контроль всегда был одним из центральных элементов педагогического процесса, а тестирование было одним из его видов. Однако, похоже, что сегодня благодаря настойчивости Министерство высшего образования и науки РК (МОН РК) этот вид контроля входит в жизнь ВУЗов прочно и как говорят надолго. Среди преподавателей это явление вызывает весьма неоднозначную реакцию, я бы сказал диаметрально — противоположную реакцию. Одни относятся к тестированию восторженно–положительно, другие резко–отрицательно. Но как водится истина где-то рядом, видимо посредине.

Как объясняет МОН РК, ввод системы тестировании вызван многими причинами, основная из которых позиционируется необходимостью усиления объективности при поступлении и ликвидации системы взяточничества и других негативных явлений, связанных с так называемым скрытым вымогательством денег у абитуриентов — системой репетиторства и т. д. Кроме того Министерство приводит сведения о прогрессивном опыте развитых стран, прежде всего США [1], где система тестировании и рейтинговой системы контроля и оценки качества обучения широко практикуется в большинстве ВУЗов. Все эти аргументы законодательно закреплены государством путем ввода ЕНТ (Единого Национального Тестирования) в Казахстане и ЕГЭ в России. Кроме этого в соответствии с Болонскими договоренностями настойчиво и неуклонно внедряется кредитная система образования, краеугольным камнем которой выступает рейтинговая система контроля, мониторинга и оценки знаний учащихся на базе развитой системы тестирования.

Недавний опыт внедрения приведенных выше нововведений как на уровне ЕНТ, так и на уровне ВОУД (внешняя оценка учебных достижений), которые стали обязательными во всех вузах РК, показал неоднозначные, а иногда и противоречивые результаты. Противоречивые с точки зрения того что результаты ВОУД по некоторым студентам весьма слабо коррелированны с результатами учебной успеваемости студента. Этот факт можно оценивать по разному, можно говорить о объективной оценке ЕНТ и качественном уровне знаний абитуриентов, а далее соответственно о качественной системе образования в ВУЗах, а можно несколько усомнится в качестве оценки результатов ПГК, в качестве материалов тестирования и эффективности процедуры тестирования вообще. Качество тестов по ЕНТ это вообще тема отдельного разговора! Кстати на эту тему было уже немало публикаций в прессе. В качестве косвенного, но видимо немаловажного подтверждения одной из представленных выше точек зрения по поводу качества ПГК и тестового материала была реакция МОН РК в виде «Требований к содержанию тестовых заданий». Эти требования регламентируют качество подготовки материалов тестирования. В частности при подготовке материалов к тестированию предлагается использовать следующие формы тестовых заданий:

                    Закрытые тестовые задания — относятся к заданиям, на которые даются готовые ответы на выбор, из них один правильный, остальные — правдоподобные, но не правильные;

                    Полузакрытые тестовые задания — задания, в которых нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных, а так же ранжировать ответы с точки зрения их наибольшей значимости;

                    В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Испытуемый должен сам дописать ответ, который свидетельствует о наличии или отсутствии требуемых знаний.

Однако здесь же в разделе требования к тестовым заданиям сказано, что вопросы должны быть сформулированы по типу закрытого тестового задания, с выбором правильного ответа из пяти предлагаемых, что обусловлено требованиями при машинной обработке результатов.

В этом разделе документа скрыта еще одна немаловажная с нашей точки зрения проблема — на настоящий момент времени в распоряжении МОН РК нет достаточно эффективной системы автоматизированного тестирования с помощью которой было бы возможно в процессе сдачи тестов учащимися реализовать все три заявленные в документе формы тестов. В тестах могут присутствовать только вопросы закрытого типа.

Возникает вполне закономерный вопрос. О каком качестве тестирования может идти речь при таком качественном составе тестового материала!? Когда мы на практике все многообразие форм контроля сводим к вопросам закрытого типа. Видимо здесь речь может идти только о некоем поверхностном мониторинге знаний учащихся и о весьма общем представлении уровня подготовки учащихся.

Немаловажным с нашей точки зрения является и подготовка к ЕНТ и ВОУД. Учащегося в случае ЕНТ и студента в случае ВОУД готовят к тестированию. Видимо на этом следует остановиться более подробно. Рассмотрим процесс подготовки к тестированию у учащегося — здесь речь идет о подготовке к ЕНТ. Львиная доля времени у учащегося занимает зубрежка правильных ответов, упражнения на смекалку — типа сначала отбрось заведомо неправильные ответы, потом проанализируй правдоподобные, а если не знаешь правильного, выбери один из правдоподобных. Сначала выполняй наиболее легкие тесты: История Казахстана, русский или казахский язык, географию, а потом уже берись за математику или физику. На тестировании нет ранжирования вопросов по уровню сложности, поэтому разумно решать сначала самые легкие, а уж потом если останется время. Происходит натаскивание учащихся на тестирование, а не на получение полноценных системных знаний. При таком подходе к вступительным экзаменам или к ВОУД у учащегося не возникает потребности в их получении ему не надо решать задачи (регламентируемое время ответа на один тестовый вопрос 1–1,5 мин — о какой задаче здесь может идти речь), ему нет необходимости в получении целостных знаний за 1–1,5 мин нет возможности, да и каким образом, например доказать теорему по геометрии, изложить понимание какого-либо физического процесса. Это является даже вредным — представьте себе, если учащийся сразу не справился с заданием и начал его решать — ни в коем случае, у него нет времени на решение, над ним как дамоклов меч висит регламент — 1–1,5 мин. Справедливости ради надо отметить, что в ВУЗах, на ряд творческих специальностей проводятся дополнительные вступительные экзамены. Но однако в большинстве случаев, в результате такой подготовки мы получаем студентов не имеющих целостного системного представления по ряду базовых дисциплин естественно — научного цикла и не умеющих ни грамотно излагать свои мысли ни отстаивать свою точку зрения. Подготовка к тестированию не предполагает развитие этих навыков!!! А результат деятельности ВУЗа и поступление абитуриента на грант оцениваются министерством по полученному на тестировании баллу. Именно поэтому в ВУЗах перед ВОУД студентов, зачастую в ущерб другим занятиям беспрерывно тестируют по «нужным предметам».

Вкратце хотелось бы затронуть тестирование как метод устранения негативных явлений связанных с репетиторством и объективностью оценки уровня знаний. По поводу репетиторства можно сказать только одно, оно было, есть и будет, только теперь армия репетиторов готовит не к получению системных прочных знаний, а к маленьким хитростям связанным со сдачей тестов. Поменялось содержание объявлений, теперь это — «Готовлю к сдаче ЕНТ». Что же касается объективности процесса сдачи ЕНТ и ВОУД, то его можно охарактеризовать одной стандартной фразой из разговора педагогов просматривающих результаты учащихся с которыми они работают не один день — «Как этот студент смог набрать такое количество баллов!?». Причем эта фраза звучит как в адрес «сильных учеников», так и в адрес «слабых».

Если говорить о положительных моментах связанных с практикой внедрения системы тестирования, то их тоже немало [2, 3, 4]. Прежде всего, хотелось бы остановиться на широких возможностях статистической обработки полученных результатов тестирования. Как известно рубежный контроль призван выполнять не только стимулирующую и ориентирующую функции, но и корректирующую функцию, позволять преподавателю проводить раннюю диагностику проблем возникающих у учащихся при усвоении определенных тем, корректировать свои подходы к подаче учебного материала. Многие педагоги говорят, что они и сами принципиально знают каждого из учащихся, но на наш взгляд эти знания не всегда являются достаточно объективными полными и системными, зачастую за рутинной работой мы упускаем весьма важные нюансы образовательного процесса. И здесь немаловажную роль может и должен сыграть постоянный мониторинг знаний учащихся на базе проведения компьютерного тестирования.

Мониторинг на уровне компьютерного тестирования дает возможность:

                    Во-первых, достаточно точно выделить сегменты учащихся как по отдельным дисциплинам, так и по группе в целом — для этого существует весьма развитая система классических средств статистического анализа, таких как кластерный анализ, факторный анализ, из современных методов это нейросети, так называемые «самообучающиеся карты Кохонена».

                    Во-вторых, преподавателю (за счет дифференциации) более осмысленно — дифференцированно работать с каждым учащимся, видеть его слабые и сильные стороны, пробелы в знаниях. Кроме этого, такой анализ позволит преподавателю скорректировать в случае необходимости и свои подходы к изложению материала. Более обоснованно, целенаправленно и дифференцированно видеть всю картину процесса обучения в целом.

                    В-третьих, к огласке результатов тестирования (рейтинговой оценки учащихся), что играет стимулирующую, ориентирующую и воспитательную роль для учащегося. Анализируя свои результаты и сравнивая их с результатами оценки своих сокурсников (одноклассников) необходимо делать соответствующие выводы и корректировать свое отношение к обучению;

                    В-четвертых, наблюдать процесс изучения предметов и успехов в целом для каждого учащегося в динамике и своевременно «корректировать» негативные тенденции, возникающие в процессе обучения.

                    В-пятых, более предметно беседовать с родителями учащегося и ним самим, если иметь такой анализ деятельности учащегося.

                    В-шестых, вполне корректно и обоснованно предоставлять характеристику учащегося допустим будущему работодателю, заменять избитые фразы типа «пользовался заслуженным авторитетом» и др. на вполне конкретные и что самое главное обоснованные — например «отлично справляется с аналитическими задачами», «имеет слабые знания по гуманитарным дисциплина, более склонен к точным наукам», и т. д.

                    В-седьмых, более обоснованно осуществлять мониторинг педагогического состава как по результатам знаний учащихся, так и с учетом корреляционных зависимостей успехов учащихся от общего потенциала ученика, динамики его успеваемости и др. объективных и субъективных факторов влияющих на процесс обучения в целом.

Естественно, все вышеперечисленное возможно только при наличии желания со стороны педагогического коллектива и, видимо, наличии дополнительной штатной единицы, которая бы и занималась статистической и аналитической обработкой полученного материала.

 

Литература:

 

  1.                Баирампас Т. Централизованное тестирование: опыт США // Качество образования. 2013. № 5. С.9–15.
  2.                Бокова Т. Н. Позитивный и негативный опыт повышения качества образования в США в ХХ в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С.149–153.
  3.                Григораш О. В.Тестовые задания — один из эффективных способов оценки качества знаний студентов //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1303–1319.
  4.                Козлов С. В.Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования. // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10(37). C. 22–26.
Основные термины (генерируются автоматически): тестирование, учащийся, задание, компьютерное тестирование, вид контроля, закрытый тип, процесс обучения, рейтинговая система контроля, рубежный контроль, тестовый материал.


Ключевые слова

контроль, мониторинг, тестирование, оценка уровня знаний, форма тестового задания

Похожие статьи

Проблемы внедрения системы тестирования в современной школе

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с внедрением систем тестирования в школьную практику контроля качества учебного процесса.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования

В статье рассматривается проблема мониторинга системы оценивания обученности школьников и указаны возможные методы их исправления.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Практика внедрения тестового контроля знаний учащихся на основе заданий открытой формы

В статье представлен опыт, подходы и механизмы реализации автоматизированной процедуры контроля качества знаний учащихся на примере разработки системы тестирования для учебного заведения.

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Похожие статьи

Проблемы внедрения системы тестирования в современной школе

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с внедрением систем тестирования в школьную практику контроля качества учебного процесса.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования

В статье рассматривается проблема мониторинга системы оценивания обученности школьников и указаны возможные методы их исправления.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Практика внедрения тестового контроля знаний учащихся на основе заданий открытой формы

В статье представлен опыт, подходы и механизмы реализации автоматизированной процедуры контроля качества знаний учащихся на примере разработки системы тестирования для учебного заведения.

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Задать вопрос