В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начального школьного звена, которые должны быть готовы внедрять IT-технологии в свою педагогическую деятельность.
Ключевые слова : дистанционное обучение, начальное общее образование, игра, лицензирование, начальная школа.
Успех любого мероприятия зависит от правильно поставленной цели и правильного подбора ресурсов для её достижения. Особенно это актуально для процесса обучения школьников. Цели может достичь только тот, кто её знает и ставит перед собой.
А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности [1, с. 27].
Задавая самой себе вопрос, что же ты хочешь от учеников на дистанционном обучении (дистанте), необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Этими особенностями являются:
1) Они ещё только учатся учиться. Учатся работать с учебником, правильно оформлять записи в тетради, учатся работать по образцу.
2) Только формируются навыки чтения и письма.
3) Низкий уровень самостоятельности, самоконтроля.
4) Велика роль учителя в обучении.
5) Нет готовности к самообразованию.
Чтобы понять, как организовать дистанционный формат обучения в основной школе, важно понять, какой смысл несет в себе понятие «дистанционное обучение». Под дистанционным обучением в основной школе принято понимать способ организации процесса обучения детей, способ взаимодействия учителя и учеников, основанный на использовании цифровых площадок (Zoom, Skype, YoutTube и пр.), которые позволяют осуществлять образовательный процесс на любом расстоянии.
Как отмечает доцент, кандидат философских наук Ю. Н. Горошко «Дистанционное обучение — это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и педагогом» [2, с. 22].
Следует отметить, что дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и дидактическими принципами, что и очное обучение. Отличие дистанционного обучения заключается в принципах организации, обусловленных спецификой информационной среды, в которой оно осуществляется. Дистанционное обучение предполагает постоянную обратную связь с педагогом, которая реализуется с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционное обучение стало привычным для российского педагогического общества не так давно, но вместе с тем это не такая уж и новинка, хотя ей еще предстоит модернизироваться и развиваться.
Безусловно, ключевым фактором является развитие педагога в системе цифрового образования. От его мастерства, подготовки к сотрудничеству с детьми и использованию интерактивных технологий зависит качество образования.
Какие ресурсы мной задействованы, чтобы достичь своей цели? Мной изучены варианты различных интернет-ресурсов(Учи.ру, Яндекс учебник, работа в виртуальном классе на сайте Академкниги, Дискорт, ZOOM) [3].
Но следует отметить, что:
информационная компетентность детей на низком уровне, а также информационная компетентность большинства родителей на очень низком уровне;
самостоятельность большинства учеников моих классов при выполнении домашних заданий очень низкая, без помощи и контроля родителей они ничего сделать не могут;
требования Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН). СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [4] и СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [5]. Площадки дистанционного обучения не могут использоваться продолжительное время в течение дня. Это является существенным недостатком по сравнению с традиционным (очным) способом обучения школьников младшего возраста.
Дети — народ особый, требующий чуткого внимания и постоянного взаимодействия. Мы уже много раз отмечали, что изучение иностранного языка для детей от 3 до 12 лет должно походить скорее на увлекательную игру, чем на строгое школьное занятие. Подходов к изучению английского языка для детей довольно много, но все они, так или иначе, содержат игровые элементы. Это связано с тем, что детей в первую очередь необходимо вовлечь в занятия иностранным языком. Ни один ребенок не проявит желания сидеть за скучными книжками и тетрадками.
Выдающийся педагог-новатор А. С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет настоящим детским коллективом. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой» [6, с. 127].
Игра — разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.
Кроме того, что игровая методика преподавания вызывает желание учиться, она еще и развивает: память и логическое мышление; фантазию и воображение; разговорные навыки; правильное произношение; умение работать в команде.
На площадке видеохостинга YoutTube можно ознакомиться и использовать в педагогической деятельности множество разнообразного видео контента для более качественного изучения и усвоения детьми младшего школьного возраста при дистанционном обучении [7].
Как преподать английский для детей в игровой форме?
Сегодня английский язык начинают изучать с самых малых лет, неспроста предмет входит в обязательную школьную программу уже с 1 или 2 класса. Это объясняется повышенной эффективностью изучения иностранного языка именно в детском возрасте. Дети легче воспринимают и запоминают все новое.
В своей педагогической деятельности при дистанционном обучении мною применяются различные формы преподавания английского языка для школьников младших классов, как по отдельности, так и в их сочетании, такие как: обучающие карточки, песни и стихи, загадки и ребусы, видеоролики и др.
— Обучающие карточки
Рис. 1. Карточки для детей на английском языке [8]
Карточки отличаются большим разнообразием тематической лексики. Они помогают изучить и названия животных, и явления погоды, и обозначения еды и напитков, и популярные глаголы, и геометрические фигуры и игрушки на английском языке. Список можно продолжать бесконечно. Тем более, что можно самостоятельно изготовить карточки с любыми картинками и словами.
Чтобы провести веселый английский для детей используются различные игры с карточками. Например, легкая игра «Дорожка». Карты выкладываются в тропинку, по которой пойдет малыш. Задача ребенка — назвать изображенные картинки, обозначения или фигуры на английском.
— Песни и стихи
Стишки помогают знакомиться с новой лексикой и повторять уже заученные слова. А мелодичные песенки можно использовать в качестве небольшой физкультурной зарядки. Пусть малыш выполняет различные движения и заодно повторяет английские слова. Такие физкультминутки придутся по душе всем любознательным непоседам.
— Загадки и ребусы
Все дети разные. Кто-то любит больше двигаться и забавляться, а кто-то вникать в смысл заданий и угадывать ответы с помощью логических связей. Юным интеллектуалам в качестве веселых занятий можно предложить решить загадки и ребусы на английском.
Кроме того, всегда можно легко придумать собственные ребусы для юных школьников. Достаточно взять 2–3 простых слова с картинками и скомбинировать из всех полученных букв одно новое выражение. Такая интеллектуальная игра не только разовьет у ребят логическое мышление, но и научит новой лексике.
— Видеоролики
И, конечно же, ни один английский урок для детей в игровой форме не обходится без обучающих видеороликов и мультфильмов.
С детьми можно смотреть красочные ролики с песнями и стишками, а также простенькие тематические истории на различные темы: в зоопарке, мое расписание, семья, дни недели и месяцы и т. п.
С детьми постарше стоит перейти на просмотр небольших мультиков. Можно использовать ролики с уже знакомыми героями. Так, на английский язык переведено несколько серий таких знаменитых мультфильмов, как «Фиксики», «Маша и Медведь», «Простоквашино» и др.
А с более взрослыми детьми можно смотреть в оригинале известные американские мультсериалы: Бэтмен, Черепашки-ниндзя, Принцесса София [9], Приключения Микки-Мауса, Утиные истории и др. Главное, не забывать обращать внимание на реакцию детей: нравится им такая форма работы или нет. Тогда и дети не заскучают, и родители будут довольны эффективностью проводимых уроков.
Таким образом, следует отметить, что при дистанционном формате обучения роль учителя английского языка в начальной школе достаточно высока и в значительной степени отличается от очного обучения, так как требует от детей в большей части самостоятельного изучения материала. Важной составляющей является организация прохождения курсов повышения квалификации учителей, их адаптация к новым системам и формам обучения. Вместе с тем важно учитывать и звенья актуальных вопросов при организации интерактивного обучения в начальной школе: выбор образовательной платформы, актуальные темы, методический материал и цифровые ресурсы.
Литература:
- Зайцев В. С. Высшая педагогика: система воспитания А. С. Макаренко: учебное пособие. — Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018–67 с. ISBN 978–5-93162–124–1.
- Горошко Ю. Н. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в современной школе // Развитие образования. — 2020 — № 2 (8). — С. 21–25. DOI:10.31483/r-75624.
- Организация дистанционного обучения в начальной школе. Из опыта работы. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obucheniya-v-nachalnoj-shkole-iz-opyta-raboty-4547956.html (дата обращения: 04.03.2024).
- СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://web.archive.org/web/20190729082811/http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 04.03.2024).
- СанПиН 2.4.2.2821–10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения: 04.03.2024).
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст]: Под ред. Г. С. Макаренко; — Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1949. — 132 с.
- Online Teaching Games. ESL Warm Up Activities. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=LVgrZkQMzUA (дата обращения: 04.03.2024).
- Карточки для детей на английском языке — советы и рекомендации по проведению уроков. — Текст: электронный // Английский язык бесплатно и самостоятельно: [сайт]. — URL: https://speakenglishwell.ru/ (дата обращения: 04.03.2024).
- Sofia The First. The Floating Palace — Part 1. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=leuefV0nU0s (дата обращения: 04.03.2024).