Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современное общество претерпевает изменения, связанные с влиянием глобализации, сменой традиционных ценностей, увеличением возможностей развития и коммуникации. Данные изменения приводят к акцентированию внимания на том, что создает основу развития общества, — на сфере образования. Как следствие этого, меняются требования и к учителю, его профессиональной компетентности. Кроме того, так как современная траектория развития образования находится в зависимости от развития цифровых и информационных технологий, приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование его профессиональных качеств и компетенций средствами дистанционного обучения. Цель исследования — проанализировать деятельность учителя начальной школы при организации дистанционной формы образования с применением игровых технологий.
Ключевые слова: игровые технологии, цифровые технологии, дистанционное обучение, младшие школьники.
Современное понимание дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие между разделенными территориально преподавателем и студентами с использованием коммуникативных цифровых технологий. Определить качество дистанционного обучения можно, ориентируясь на такие параметры: доступность, оперативность, демократичность, социальность, результативность, интернациональность [1, c. 72].
На сегодняшний день все большее значение в образовательном процессе приобретают дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Само понятие не является новым, и уже в Федеральном законе об образовании от 10 января 2003 г. раскрываются основные характеристики данных технологий: применение информационно-телекоммуникационных сетей и опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников [2]. Благодаря дальнейшим поправкам, внесенным 12 февраля 2012 г., ДОТ и электронное обучение получают правомочный статус при организации образовательного процесса на всех уровнях [2].
Применение ДОТ может выступать источником развития ряда необходимых для педагога компетентностей, озвученных в профессиональном стандарте педагога [3]. К ним можно отнести общепользовательскую, общепедагогическую, предметно-педагогическую компетентности, каждая из которых является важной при работе учителя.
Следовательно, современному учителю необходимо быть не только активным, уметь анализировать и работать с информацией, но и реагировать на изменения и реализовать в своей деятельности новые подходы, уметь использовать и творчески перерабатывать новые образовательные технологии. Современный учитель — это, прежде всего, специалист, работающий по принципам системно-деятельностного подхода, и, как главный его «реализатор», готовый к пересмотру своих внутренних установок в понимании собственной роли и функций в системе образования [4, c. 43].
Отсюда актуальным становится вопрос о подготовке учителя как современного специалиста сферы образования, обладающего не только достаточным уровнем коммуникативной и психолого-педагогической компетенции, но и умеющего оптимально осуществлять организацию процесса обучения в дистанционном формате, особенно на начальном уровне образования учащихся, так как образование в начальной школе — фундамент дальнейшего учебного процесса [5, c. 56].
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении. Детям 7–10 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому сегодня многими учителями используется игровая технология в начальной школе, позволяющая сделать уроки яркими и запоминающимися.
Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе — мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.
Игровая деятельность младшего школьника занимает второе место после учёбы, но её значение всё ещё неоспоримо. В этот возрастной период акцент смещается с процесса на результат. Ребёнку становится важным выигрывать. Важно, чтобы младший школьник имел доступ к различным развивающим играм и находил время для этих занятий.
Активизировать учебный процесс в дистанционном формате, сделать его более интересным помогают интерактивные проблемные задания, поисковые и лингвистические задачи, учебные компьютерные игры.
Включение игры в дистанционный учебный процесс помогает повысить интерес к предметам, увеличивает мотивацию учебной деятельности в целом, развивает коммуникативные умения, формирует навыки самостоятельной работы, т. к. в процессе интерактивной игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.
Помочь учителю в данном вопросе могут широко сегодня применяемые онлайн-платформы цифрового типа, например, под названиями Learnis и LearningАpps, Учи.ру, РЭШ (Российская электронная школа), ЯКласс, Дети и наука и другие платформы. В них традиционно можно легко и быстро формировать различные квесты, игры интеллектуального характера, задания, викторины и тесты. Самое главное, все это можно пройти в рамках режима онлайн по заранее определенной траектории, заданной учителем, в том числе, что очень актуально для учебно-образовательного процесса, проходящего в дистанционном формате.
Стратегия работы преподавателя при формирования коммуникативных и познавательных навыков младших школьников в режиме дистанционного обучения, средствами таких компьютерных игровых технологий, состоит в определении цели, задач, принципов, содержания, планируемых результатов и критериев для оценивания учащихся, педагогических условий реализации модели, отраженных в рабочей программе учебного процесса в начальной школе.
Целью использования наглядных инновационных технологий в дистанционном формате обучения является эффективная организация взаимодействия педагога и младших школьников благодаря сочетанию учебно-познавательной деятельности и визуальных игровых инноваций. Мотивационная задача заключается в стремлении заинтересовать учащихся новым взглядом на изучаемый материал и его необычным изложением. Учебная задача состоит в проведении увлекательных, ярких онлайн-уроков для повышения продуктивности изучения, обобщения и повторения учебного материала [6, c. 45].
Кроме известных учебных онлайн-платформ, озвученных выше, в которых уже присутствуют элементы игровых технологий по изучаемым предметам начальной школы, можно выделить и такие интерактивные игровые приемы для обучения учащихся в дистанционной формате, как:
Урок виртуальной экскурсии и веб-квесты (игра-путешествие: выберись из комнаты, путешествие по стране грамматики, и т. д.) — прогрессивный инновационный инструментарий современного педагога. Проведение подобного онлайн-урока характеризует один из возможных путей формирования учебной мотивации младших школьников. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения [7, c. 16].
Дистанционный урок-буктрейлер — технология по формированию учебной мотивации младших школьников. Использование буктрейлеров на дистанционных уроках возможно в следующих формах: просмотр готовых видеороликов и их обсуждение, создание и представление готового продукта учащимися. На организационном этапе разработки урока-буктрейлера учителю необходимо распределить обязанности между обучающимися: написание сценария, исполнение ролей, подбор иллюстраций, звукового ряда, текстовых материалов, фото обложек и элементов книги, обработка информации в компьютерной программе подготовки презентаций (например, Power Point) [8, c. 15].
Дистанционный урок с применением QR-кода. Эффективность применения таких современных информационно-коммуникативных игровых технологий не подлежит сомнению: они помогают активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя, повысить положительную мотивацию обучения, обеспечить наглядность, контроль, увеличить объем информации, являются, наконец, стимулом в обучении, делая его более гуманным по отношению к учащемуся. [9, c. 147].
Онлайн-урок с применением компьютерного коллажирования. Наглядная информация сохраняется как в виде целостной картины, так и в вербальной форме, с привлечением к работе обоих полушарий головного мозга. Например, третьим и четвертым классам, по программе предметной линии учебников «Окружающий мир» для контроля усвоения темы «Страна. Космос» предлагается составить коллаж: найти в Интернете информацию о полете первого человека в космос.
Еще одна игровая технология — словесные игровые методы онлайн-обучения. Словесные игровые методы обучения гибко сочетаются с наглядными и практическими методами, значительно увеличивая их продуктивность. В них источником знаний выступают доступные для понимания младшими школьниками вербальные и ролевые игры, аудиоматериалы, развлекательные тесты, познавательные комиксы, игровые тексты и импровизации. Технология «Облако слов» визуально представляет список ключевых слов и словосочетаний, набранных шрифтом разных размеров с широкой цветовой палитрой. «Облако слов» генерируется онлайн-сервисом на основе частоты употребления слов в конкретном тексте.
Эффективным приемом служит игра со словарным запасом слов. На онлайн-уроке учитель читает текст, в котором пропущены словарные слова, делая паузу в том месте, где «потерялось» слово. Детям предлагается найти это слово в словарном облаке и написать в учебном чате. Также они могут самостоятельно выбрать слова по теме урока из «Облака слов» и составить с ними предложения [10, с. 78].
Применение в удаленном режиме обучения игровых арт-технологий, в том числе организация виртуальных театральных игр с формированием сценического образа, способствует гармоничному воспитанию младших школьников. Им нравится под руководством наставника оформлять поздравительные открытки с анимированными персонажами и звуковыми эффектами.
Необходимость использования подобных информационно-коммуникативных игровых технологий на дистанционных уроках обусловлена также и особенностями современных младших школьников, которые с рождения пользуются сенсорными гаджетами и электронными книгами. Зачастую, благодаря именно таким интерактивным занятиям с применением игровых онлайн-технологий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учебе и начинаю лучше заниматься.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что внедрение в образовательный процесс начальной школы, в рамках дистанционного формата обучения, различных игровых технологий является важным аспектом успешного обучения и формирования мотивации к обучению у учащихся. Реализация игровых технологий помогает делать монотонную учебную деятельность интересной, эмоциональной, помогает развить психические процессы, воспитывает и приспосабливает учеников к самоорганизации. Положительная сторона применения игровых технологий на онлайн-уроках в том, что учебный процесс становится более ярким, насыщенным, формируется познавательный интерес, лидерские способности, и самое главное, в игре дети лучше усваивают учебный материал. Также, в период дистанционного обучения возможности педагога по достижению творческого уровня общения с учащимися расширяются за счет реализации нестандартных идей.
Таким образом, в практике дистанционного обучения возможности игровых методов как способов педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися могут быть применены для раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей личности младшего школьника. При адаптации существующих образовательных программ к дистанционной форме обучения каждый педагог разрабатывает собственную уникальную базу дидактических и программно-методических средств. Набор игровых приемов должен быть разнообразным, динамичным, дидактически оправданным, раскрывать содержательно темы дистанционных уроков в соответствии с поставленными учебно-воспитательными задачами.
Литература:
- Кроткова, А. В. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология: научно-методический журнал. — 2020. — № 5. — С. 72–80.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС «Консультант-Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения:15.10.2023).
- Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) (проект) / Вестник образования. — 2013. — № 8. — 44 с.
- Тумашева, О. В. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен / О. В. Тумашева, Н. А. Киррилова, Е. А. Михалкина // Образование и наука. — 2019. — Т. 21. — № 5. — С. 43–61.
- Дубаков, А. В. Современные тенденции в организации методической подготовки будущих учителей иностранного языка / А. В. Дубаков, Ю. В. Оларь, Т. В. Хильченко // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — № 6. — С. 56–78.
- Кольтинова, В. В. Применение игровых методов в условиях дистанционного обучения младших школьников / В. В. Кольтинова, А. Ф. Нассер // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — С. 45–67.
- Устюжанина, Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н. В. Устюжанина // Наука и перспективы. — 2017. — № 15. — С.16–23.
- Пересада, О. В. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки / О. В. Пересада // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 6. — С. 15–19/
- Бедина, Е. А. Платформы и сервисы как форма организации дистанционого образования в начальной школе / Е. А. Бедина, И. А. Погодина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 13. — С.147–149.
- Шабалина, Д. А. Особенности Веб-квеста как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы / Д. А. Шабалина // Концепт. — 2020. — № 10. — С. 78–94.