Игры в работе с младшими школьниками — это дополнительные активности, которые помогают школьникам улучшить их обучение. В данной статье раскрывается вопрос применения игр в работе с младшими школьниками.
Ключевые слова: игры, учащиеся младших классов, работа с младшими школьниками, особенности возраста младших школьников.
Младший школьный возраст — это та возрастная категория, которая характеризуется своими особенностями, в частности, на первый план выходит обучение, а среди умений и навыков ребенка, появляется умение обучаться [6, с. 17].
Данному возрасту также характерны и процессы формирования общей структуры учебной деятельности, когда ребенок начинает усваивать новые материалы, последовательно двигаясь от простого к сложному, приобретая элементарные навыки обучения, посредством которых, он становится активным участником процесса обучения, познания, коммуникации с одноклассниками и педагогами [4, с.10].
Дети в данной возрастной категории, пока еще ориентированы на внешние факторы, а не на свой процесс обучения. К внешним аспектам мы относим школьные оценки, признание хороших результатов его учебной деятельности педагогами и т. д.
Так как дети в первых классах начальной школы не обладают умением формировать для себя учебные цели и задачи, то на первых порах, данные функции выполняют за них педагоги [2, с. 20].
Модели поведения детей в первом классе зачастую характеризуется отсутствием самоорганизации и дисциплины, рассеянным вниманием, отсутствием силы воли, т. к. они не могут в точности соблюдать просьбы учителя не крутиться и не разговаривать во время урока. Именно поэтому, модели поведения детей в данном возрасте, во многом зависят от усилий педагогов и родителей, которые показывают примеры своего поведения. В процессе обучения в первых классах школы, дети развивают свои модели поведения, усваивают необходимость соблюдать дисциплину, как в обучении, так и в поведении. Как правило, к концу первого года учебы, дети уже понимают важность хорошего поведения и не нарушают дисциплинарные нормы [2, с. 164].
Основная масса детей, обучающихся в первом классе, оценивают свои достижения в учебе и в классной работе довольно высоко, а вот уже во втором классе, уровень их самооценки заметно падает. Когда ученики начинают обучаться в третьем классе, самооценка вновь начинает повышаться, что поясняется развитием у них критического мышления, которое помогает проводить оценивание настоящих достижений в учебе, сравнивать их с успешностью своих одноклассников [3, с. 243–244].
Кроме того, следует отметить, что в младшем школьном возрасте у детей начинается развитие внимания, расширение его объема, формируется умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять знания и характеристики разных объектов. Уже в третьем-четвертом классах, дети обладают достаточным умением выполнять заданный комплекс действий, последовательные шаги и этапы процессов [1, с. 442].
В данном возрасте также происходит один из важнейших внутренних процессов формирования личности — это создание своей жизненной позиции и системы ценностей. Благодаря внутренним установкам, у детей появляется ориентированность на обучение, что сопровождается позитивным отношением к учебе и позиционирование своей личности как успешного школьника. В ситуации, когда дети понимают свою несостоятельность в качестве хорошего ученика, это вызывает негативное отношение к учебе, а также спад эмоционального настроя, ученики перестают верить в себя и свои силы, постоянно ожидают следующей неудачи в учебе. Таким образом, мы видим, что не всегда процесс адаптации ребенка в первых классах, проходит успешно [5, с. 12].
Когда дети идут в первый класс, начинается процесс адаптации в новом социуме. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. В школе возникает новая структура этих отношений [5, с. 15].
Путь к сознанию ребенка проходит через его эмоции переживания, Внутренний мир детей формируется пол влиянием эмоций, которые они переживают. В случае, когда дети довольны своей классной работой и процессом обучения, это всегда вызывает положительное эмоциональное состояние, радость, удовольствие и удовлетворение, стремление и далее продолжать учебы и процесс познания нового. Таким образом у детей начинает формироваться инициативность, стремление к лидерству, активность в любой деятельности [6, с.14].
В младшем школьном возрасте только начинает формироваться способность рассматривать и оценивать собственные действия, развиваются умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности [1, с. 433].
Когда младший школьный возраст начинает подходить к концу, дети уже обладают навыками адекватной оценки своих достижений, уровня знаний, личностных характеристик.
Таким образом, делаем вывод, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является учеба [8, с. 115].
Кроме того, именно в данном возрасте, который многие педагоги и психологи характеризуют, как один из самых главных в жизни человека, у детей начинает происходить формирование личности, системы ценностей, активное развитие психической и физиологической сфер.
В данной возрастной категории, активно развивается психика ребенка, которая будет являться основой всего дальнейшего психического развития, а также становления его как личности.
Так как в данном возрасте дети все еще предпочитают вести игровую деятельность, то гораздо эффективнее обучать их английскому языку именно в игровой форме. Как правило, посредством игровой деятельности, дети лучше всего развивают в себе такие качества, как дружелюбие, трудолюбие, стремление к идеальным результатам в любой деятельности. Кроме того, посредством игры можно корректировать модели поведения детей, исправлять разные расстройства, концентрировать внимание и развивать память [11, с. 84].
Несомненно, в первых классах школы игровая деятельность уже начинает уступать лидирующие позиции учебной деятельности, но она все еще является тем инструментом, посредством которого можно образовывать, воспитывать и развивать детей, организовывать обучение. Помимо этого, в данном возрасте, дети уже не столько интересуются процессом игры, им важны их результаты, те достижения, которые они могут продемонстрировать посредством игровой деятельности [2, с. 48].
Игровая деятельность детей теперь включает в себя самые разные формы, поэтому педагоги могут использовать ролевые игры, активные, спортивные, развивающие ум и интеллект [2, с. 44–46].
Посредством игры, возможно активно развивать детей, как в психологическом, так и в интеллектуальном, физическом плане, т. к. именно игра остается самым интересным и увлекательным занятием, которому ребенок отдается с радостью и удовольствием. Если детей лишить игровой деятельности, они не смогут сформировать у себя ситуативные модели поведения, не смогут выстраивать позитивную коммуникацию со сверстниками и взрослым окружением. Кроме того, у таких детей нарушается развитие творческих способностей, логического мышления, воображения, ребенок становится ведомым, у него не будут присутствовать лидерские качества [9, c. 5].
Посредством игр можно способствовать развитию навыков коммуникации, помогать быстрой и положительной адаптации ребенка в новом социуме [9, c. 40].
Разнообразие игр позволяет детям выбрать для себя те занятия и темы, которые им интересны, которые соответствуют их возможностям, что помогает проявлять свою индивидуальность и дальнейшее развитие. Именно поэтому игровая деятельность относится к социальной практике, т. к. посредством игр, дети могут формировать свои модели поведения в обществе, изучать различные роли, правила и нормы, принятые в обществе, формируют свою личность [9, c. 41].
Игры повышают интерес к уроку. Детям становится интересно и увлекательно изучать предметы с помощью игрового метода. У учеников появляется мотивация получить хорошую оценку.
Если мы рассмотрим теорию К. Гроса, то видим, что автор позиционирует игровую деятельность в качестве основы всей будущей жизнедеятельности человека. По мнению исследователя, в процессе игры дети обучаются новым ролям, моделям поведения, набирают свой опыт. Когда дети начинают взрослеть, игры никуда не деваются, они просто трансформируются в настоящую жизнедеятельность, которая приносит удовлетворение и удовольствие. Аналогичная точка зрения и у исследователя К. Бюлера, которые положительные эмоции от процесса игры, относится к основной системе детской мотивации.
Многие отечественные исследователи, в том числе Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и пр., которые рассматривали в своих работах данные вопросы, заметили, что основная специфика игровой деятельности заключается в ее ориентации на непосредственно игровой процесс, который осуществляется на основе игровых правил. Таким образом, получается, что игра — это деятельность, суть которой заключается в самом игровом процессе согласно неким правилам, а не в получаемом результате. Поэтому игровая деятельность считается одним из важных социальных явлений. [10, с.5].
Ребёнок младшего школьного возраста очень нуждается в игровой деятельности на уроке в том числе. Мы рекомендуем педагогам использовать дидактические игры, посредством которых можно помочь детям развивать свой словарный запас, навыки коммуникации, речь, построение диалогов и т. д. [11, с.26].
Так как в данном возрасте дети все еще предпочитают вести игровую деятельность, то гораздо эффективнее обучать их английскому языку именно в игровой форме. Как правило, посредством игровой деятельности, дети лучше всего развивают в себе такие качества, как дружелюбие, трудолюбие, стремление к идеальным результатам в любой деятельности. Кроме того, посредством игры можно корректировать модели поведения детей, исправлять разные расстройства, концентрировать внимание и развивать память [11, с.83].
Игра сопровождается игровой деятельностью. Посредством игровой деятельности у детей активно развивается память, мышление, внимание, что очень важно для обучения иностранным языкам. Кроме того, игры формируют ситуативное обучение, когда детей ставят в игровые обучающие ситуации, и они легче воспринимают и запоминают новый материал. Подобного рода игры отличаются от обычной игровой деятельности, т. к. они обладают своей обучающей задачей, формируют такие условия, в которых дети больше обучаются, чем играют, т. к. игровые ситуации мотивируют детей выполнять действия согласно установленным правилам. Также, ценность подобных игр заключается в том, что они формируют интерес к живой коммуникации между детьми и между детьми и педагогами. [11, с. 84].
Педагог должен организовать игровую деятельность таким образом, чтобы у детей появилась мотивация выполнять все задачи, причем делать это так, чтобы получать наивысшие результаты. Кроме того, атмосфера игры всегда должна быть непринужденной, комфортной для детей, приносящей им радость и удовольствие.
Чтобы повысить эффективность обучения, учителя должны принимать непосредственное участие в играх, что позволяет им влиять на суть игровой деятельности, привлекать всех, даже застенчивых учеников, побуждая в них интерес и желание принять участие в игре. После того, как игра подходит к концу, педагог должен похвалить всех участников, отметить их успехи, умение работать в коллективе, что позволит сформировать у детей позитивное отношение к подобного рода игровой и обучающей деятельности [9, c. 41].
Очень важно, чтобы у детей после игры остались положительные эмоции, что не только будет залогом их интереса к подобного рода деятельности, но и поможет им развивать все учебные навыки и умения, а также формировать свою личность [12, c. 3].
Заключение. Таким образом, для наилучшего и эффективного обучения детей младшего школьного возраста игры [7, c. 26]. Использование игровой деятельности в процессе обучения детей первых классов, не только помогает детям успешно развиваться, но и повышает уровень их мотивации к обучению, познанию, самообразованию, формирует позитивное отношение к процессу учебы, развивает память и мышление. Кроме того, в классе формируется положительная атмосфера, в которой детям легче изучать иностранный язык. Игры расширяют кругозор и представления об окружающем мире, способны быстро поднять настроение и снять накопившееся нервное напряжение. В игре формируются логика, внимание, память, воображение.
Литература:
- Безруких М. М. Готовы ли дети учиться? — М.: Чистые пруды, 2010. — 31 с.
- Волков Б. С. Психология младшего школьника (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36520.html. — ЭБС «IPRbooks».
- Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы (Электронный ресурс): учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Вьюнова и др. — М.: Академический Проект 2003. — 256 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36510.html. — ЭБС «IPRbooks».
- Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие — 6-е изд., стер. — Москва: Флинта, 2023. — 271 с.
- Громова Ч. Р. Психологические особенности начального периода школьной жизни ребенка: учеб. — метод. пособие / Казань: Казан. ун-т, 2012. — 30 с.
- Гуревич П. С. Психология и педагогика (Электронный ресурс): учебник/ Гуревич П. С. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИДАНА, 2010–320 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.html. — ЭБС «IPRbooks».
- Денисова Л. Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. — 2018 − № 4. — С. 26–27.
- Загвоздкин В. К. Готовность к школе (Текст): метод. пособие для родителей / В. К. Загвоздкин. — СПб.: Деметра, 2011. — 94 с.
- Колокольникова З. У. Игровые технологии: учеб. пособие / З. У. Колокольникова. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020 –164 с.
- Попов А. В. Подвижные игры: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности / Попов А. В. — Саратов: Саратовский источник, 2020. — 96 с.
- Пирожкова А. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах (Электронный ресурс): учебное пособие. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 с.
- Фетисова С. Л., Фокина А. М. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015–237 с.