Уточнена сущность информационных технологий в СПО; определены особенности использования информационных технологий в образовании СПО; обозначена актуальность дальнейшего исследования по формированию проектировочной культуры у студентов СПО с применением ИТ.
Ключевые слова: информационные технологии, особенности использования информационных технологий, образовательный процесс СПО
Роль информационных технологий, как в обществе в целом, так и в образовательной системе сегодня сложно переоценить.
Преобразования в современном обществе, инновации в экономике, основанные на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требуют от любого специалиста не только профессиональных знаний и умений, но и самостоятельного ориентирования в информационных потоках, преобразования полученной информации, умелого её применения в своей практической деятельности.
Условием повышения качества образовательной среды, мы рассматриваем использование информационных технологий в подготовке студентов СПО к профессиональной деятельности, на ряду с такими авторами, как Баранова Н. Г., Боголюбов В. И., Булдырина Н. В., Сухомлин В.А, Урсова О.В, Эрлих. Л.П. и др.
В настоящее время необходимость применения информационных технологий студентами образовательных учреждений СПО определяется рядом основных факторов: происходит быстрая адаптация к социальным изменениям; приобретается информационно-технологический опыт, самое главное — повышается качество обучения и образования.
Актуальности применения информационных технологий в настоящее время, в образовании, в частности СПО посвящены многие исследования таких авторов, как: Агибова И.М, Акапьев В. Л., Воронкова О. Б., Гоферберг А. В., Дзугоева М.Г, Замолоцких Е.Г, Захарова И.Г, Кислинская М.В, Коган В. З., Лапчик М. П., Полат Е. С., Пронина Л.А, Роберт И. В., Шатунова О. В., и в профессиональной деятельности: Гришин В.Н, Михеева Е. В., Томашевский Д.А, Трофимов В. В. и др.
Эти авторы рассматривают информационную технологию как, комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Существенным отличием информационных технологий от других областей науки и производства — указывают исследователи- является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи. [3,4,5]
В нашем исследовании мы будем учитывать две основные стороны применения ИТ студентами СПО: содной стороны — ИТ, направлены на развитие личности студентов, то есть создание профессионально-ориентированной среды развития личности профессионала; сдругой стороны — ИТ, выступает в качестве содержания образования, то есть то, чем надо овладеть для применения в будущей профессиональной деятельности. Учет этих сторон позволит обеспечить профессиональное совершенствование, формирование личности в условиях информатизации.
Данные стороны находят отражение в основополагающих нормативных документах, в том числе, в ФГОС СПО нового поколения. В соответствии с первой стороной в ФГОС СПО нового поколения можно выделить следующие общие компетенции, направленные на развитие личности студентов, которые можно сформировать посредством ИТ:
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Согласно второй стороны, выделены общие компетенции использования ИТ в качестве содержания образования, также в ФГОС СПО нового поколения:
- Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Мы исходим из предположения, что если в образовательном процессе организации СПО будут учтены особенности использования информационных технологий, то качество подготовки специалистов СПО возрастет.
- Одной из особенностей является то, использование ИТ в образовательном процессе СПО, помогает в оптимальные сроки обучения (в сравнении с высшим профессиональным образованием) достигнуть педагогических целей обозначенных в ФГОС СПО нового поколения.
- Следующая особенность или, так сказать, отличием использования ИТ в СПО является тот момент, что среднее профессиональное образование — это практик-ориентированное образование, поэтому в большей степени применение информационных технологий имеет прикладной характер, нежели в системе ВПО — академический.
- Использование ИТ в образовательном процессе СПО направлено на развитие конструктивного и алгоритмического способов мышления, посредством применения информационных технологий.
- Использование ИТ в образовательном процессе СПО затруднено из-за отсутствия материальной базы.
- Недостаточная компьютерная грамотность как студентов, так и преподавателей.
- Информационный разрыв между «продвинутыми» учениками и «не продвинутыми» преподавателями СПО. [1,2,6,7]
Одним из основных условий, способствующих изменению данной ситуации будет являться разработка методологических и методических основ систематизации внедрения и использования ИТ в системе СПО.
Одним из приоритетных направлений является использование информационных технологий в проектировочной деятельности. Проектировочная деятельность на основе использования ИТ позволит сориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, сформирует знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Поэтому мы считаем, что есть необходимость в исследовании и разработке теоретических обоснований к формированию проектировочной культуры у студентов СПО с использованием информационных технологий.
Подводя итог вышесказанному, мы определенно приходим к выводу, что определение особенностей использования информационных технологий в системе СПО позволяет в значительной мере реализовать личностно — ориентированный, деятельностный и практик-ориентированный подходы в повышении качества образовательной среды.
Литература:
1. Агибова, И. М. Проблемы преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентам строительных специальностей / И. М. Агибова, К. А. Киричек // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы V Между нар. науч.-практ. Конфер. — Тамбов, 2007. — С. 149–150.
2. Баранова, Н. Г. Роль и место современных информационных технологий в системе Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V краевой заочной науч.-практ. конфер. 17 октября 2014 / составители: Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарёва, М. И. Макаренко. — Пермь, 2014. — 543 с.
3. Булдырина, Н. В. Современные информационные технологии: учебное пособие / Н. В. Булдырина. — Екатеринбург, 2008. — 201с.
4. Данильчук, Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 65–73.
5. Малышева, Т. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Т. В. Малышева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III между нар. науч. конфер. — Уфа: Лето, 2013. — С. 135–138.
6. Сергеева, М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании / М. Г. Сергеева // Специалист. — 2009. — № 1 — С. 26–31.
7. Томашевский, Д. А. Использование информационных технологий в системе среднего профессионального образования / Д. А. Томашевский // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V краевой заочной науч.-практ. конфер. 17 октября 2014 / составители: Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарёва. — Пермь, 2014. — 543 с.
8.