Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия
Автор: Путинцев Вадим Павлович
Рубрика: Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (3) январь 2016 г.
Дата публикации: 03.01.2016
Статья просмотрена: 1182 раза
Библиографическое описание:
Путинцев, В. П. Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия / В. П. Путинцев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 1 (3). — С. 48-54. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/22/576/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проведены теоретические исследования обеспечения процесса управления качеством экономической информационной системой предприятия. В работе исследуются процессы обеспечения качества с применением регламентов, стандартов качества и итогового контроля работы экономической информационной системы предприятия, подробно описан механизм оценки и методы оценки качества экономической информационной системы.
Ключевые слова: информационные системы, качественное управление экономической информационной системы, аттестация, верификация, стандартизация, сертификация, статистическая оценка, динамическое тестирование, методы оценки качества экономической информационной системы.
В последние годы с определенной периодичностью стали публиковаться научные работы отечественных и зарубежных ученых и практиков посвященные исследованию стандартов качества информационных систем, при этом отечественные ученые больше внимания уделяют процессам управления качества, а зарубежные ученые — качеству этапов жизненного цикла информационной системы.
В связи с тем, что процессы обеспечения качества информационной системы предприятия охватывают все её функциональные и обеспечивающие подсистемы, качество информационной системы следует рассматривать как совокупность свойств: полноты, надежности, актуальности, конфиденциальности и функционирования информационной системы предприятия. Качество необходимо для обеспечения стабильной работы информационной системы. Обеспечение качества эксплуатируемой информационной системы является ключевой проблемой управления проектом.
В основе оценка функционирования информационной системы лежат показатели, которые можно представить в виде классификационного поля. Основания деления в данной классификации выбираются с учетом их важности и частоты применения. В основе оценки качества лежит распознание разносторонних свойств информационной систем — это объективная характеристика, отображающая отдельную сторону качества информационной системы. Задача оценки качества информационной системы решается посредством выделения формы проявления свойств, в частности такой категории, как параметр качества информационной системы, это количественная величина, отображающая интенсивность проявления отдельного свойства информационной системы.
В системе показателей информационной системы принципиальное значение имеет единичный показатель качества, который является количественной характеристикой одного из свойств информационной системы, значение единичного показателя качества определяется на основе соответствующих параметров.
На основе единичных показателей качества могут быть построены и групповые показатели качества информационной системы, которые являются количественной характеристикой качества информационной системы, значение которой определяется на основе набора единичных показателей по одному свойству информационной системы. [1, C.87] Значение интегральных показателей выбирается на основе групповых показателей по нескольким свойствам информационной системы.
Обобщающие показатели качества информационной системы являются количественной характеристикой качества информационной системы, значение которой определяется функциональной зависимостью от набора значимых свойств информационной системы, близких к весомости и содержанию.
В конкретных моделях определение значений обобщенных показателей весомости отображаются через показатели весомости того или иного показателя, включенного в структуру модели обобщенного показателя. Коэффициент весомости показателя качества информационной системы — это количественная характеристика значимости определенного показателя качества информационной системы в системе показателей её качества. [1, C.88]
В практике совершенствования качества информационной системы часто становится необходимым и важным выполнить оценку качества технического обеспечения информационной системы — средств вычислительной техники, аппаратуры передачи данных и других технических устройств, входящих в структуру информационной системы.
При оценке качества функционирования информационной системы значимыми оценочными показателями являются показатели работоспособности устройств информационной системы. Можно считать, что экономической оценкой качества информационной системы является совокупность процедур по определению экономического уровня информационной системы путем соотношения достигаемого положительного эффекта к суммарным затратам на приобретение или создания и эксплуатацию информационной системы. [1, C.95]
Усложнение архитектуры современных информационных систем предопределили разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов экономических информационных систем, повышение их функциональной и адаптивной надежности.
Методологическую основу проектирования экономической информационной системы составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой.
Экономическая информационная система представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. [6]
Процесс управления экономической информационной системой предприятия основан на факторах, среди которых: функциональные показатели и стандарты качества, процессы верификации и аттестации, управление проектными рисками, менеджмент конфигурации создаваемой системы.
В процессе обеспечения управления качеством экономической информационной системы предприятия решаются следующие задачи:
разработка показателей качества и методики расчетов показателей качества экономической информационной системы предприятия;
выбор базовых показателей экономической информационной системы предприятия;
определение методов и средств, позволяющих обеспечить требуемый уровень качества экономической информационной системы предприятия;
планирование уровня качества эксплуатируемой системы при обновлении системы;
контроль значений показателей качества в процессе жизненного цикла экономической информационной системы предприятия;
методическое руководство созданием и ведением нормативно — технической документации по оценке качества предприятия.
Обеспечение качества при эксплуатации экономической информационной системы предприятия начинается с применения регламентов, стандартов качества и итогового контроля работы экономической информационной системы предприятия.
Основным критерием качества экономической информационной системы предприятия является способность повышать эффективность бизнес-процессов и технологических процессов предприятия.
Основные стандарты, регламентирующие качество эксплуатации экономических информационных систем подразделяются на следующие группы: стандарты в области качества программных систем; стандарты жизненного цикла экономической информационной системы; стандарты защиты информации; стандарты документирования.
Жизненный цикл экономической информационной системы предприятия, техническая документация и экономическая информационная система предприятия выступает в качестве объектов контроля качества, оценка которых происходит при помощи следующих методов оценки: аттестации, верификации, стандартизации и сертификации.
Для всех четырех методов оценки качества экономическая информационная система классифицируется по трем направлениям: функциональные, количественные и качественные характеристики.
Одним из требований, предъявляемых к качеству экономической информационной системы предприятия, является ее сертификация. Она проводится независимой организацией от заказчика и покупателя, по подтверждению соответствия продукции установленным нормативам. [2, С.301]
Для сертификации качества функционирования экономической информационной системы предприятия специалисты предлагают следующую систему функциональных показателей:
оценка адекватности функционирования информационной системы;
оценка технических возможностей;
оценка надежности и своевременности;
актуальность и конфиденциальность предоставляемой информации. [4, C.12]
Цель сертификации экономической информационной системы предприятия включает в себя решение следующих задач:
создание условий для деятельности предприятия, учреждения и предпринимателей;
содействие потребителям в компетентном выборе продукции и экспорту готовой продукции;
повышение конкурентоспособности продукции предприятия;
защита потребителя от недобросовестности производителя продукции;
контроль безопасности продукции для окружающей среды: жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции, заявленных её изготовителями. [4, C.12]
Результатом процесса сертификации экономической информационной системы является сертификат или лицензия на программный продукт предприятия.
Аттестация и верификация экономической информационной системы предприятия являются взаимосвязанными процессами, выполнение которых гарантирует, что разработанная и уже эксплуатируемая экономическая информационная система отвечает предъявляемым нормативам качества.
В ходе процесса верификации экономической информационной системы проводиться ее статистическая оценка, которая направлена на установление отклонений от нормативов качества на данный вид продукции.
Неотъемлемой частью процесса сертификации экономической информационной системы предприятия является аттестация выпускаемой продукции, в основе которого лежит тестирование компонентов экономической информационной системы предприятия. Данный процесс выполняется после завершения верификации, и представляет собой процесс создания тестовых версий функционирующей экономической информационной системы предприятия. [2, С.311]
Статическая оценка и динамическое тестирование экономической информационной системы предприятия являются составляющими элементами процессов аттестации и верификации — они выполняют важную роль в создании качественной информационной системы. Тестирование компонентов направлено на оценку и обеспечение качества эксплуатируемых компонентов экономической информационной системы предприятия.
Целью тестирования является обнаружение и устранение максимально возможного количества ошибок экономической информационной системы предприятия. [3, С.126]
Цикл тестирования экономической информационной системы включает в себя следующие виды тестирования:
модульное тестирование. Оно производится непосредственно разработчиком и позволяет проверять все внутренние структуры и потоки данных в каждом модуле;
интеграционное тестирование проводится для проверки всех модулей информационной системы предприятия как единого целого;
системное тестирование необходимо для проверки программной системы экономической информационной системы предприятия в целом, ее организации и функционирования на соответствие спецификациям требований заказчика;
выходное тестирование проверяет готовность программного продукта к поставке заказчику;
приемочное тестирование проводится организацией, отвечающей за инсталляцию, сопровождение и обучение конечного пользователя. [2, С.312]
В течение каждого цикла тестирования экономической информационной системы предприятия создаются:
базовая версия программного продукта, подлежащего тестированию;
отчет о ходе тестирования;
метрики тестирования.
На каждом этапе проходит статистическое оценивание и динамическое тестирование информационной системы предприятия, формирование базовой версии программного продукта, отчета о ходе тестирования и метрики тестирования
Тестирование и откладка экономической информационной системы предприятия играют важную роль в обеспечении качественных характеристик системы, не только на этапе внедрения, но и на этапе эксплуатации и функционирования его экономической информационной системы.
При тестировании экономической информационной системы возможны ошибки, независимо от того, сколько видов тестирования проходила программа — ошибки обоснованы рядом факторов:
неправильно сформулированы требования;
изменчивость требований в процессе выполнения проекта;
степень сложности проекта экономической информационной системы;
человеческий фактор;
графики, рассчитанные на слишком короткий период времени;
несвоевременное тестирование экономической информационной системы;
некачественная подготовка документов.
С учетом целей и задач тестирования экономической информационной системы предприятия, а также причин возникновения ее дефектов, формулируется ряд общих принципов тестирования экономической информационной системы предприятия:
процесс тестирования не выполняется автором или разработчиком информационной системы;
отладка может проводиться автором проекта или сторонним специалистом;
процесс тестирования должен быть цикличным и многократным;
процесс тестирования осуществляется на правильных и неправильных данных;
в процессе тестирования не всегда удается обнаружить все дефекты и ошибки.
Для проектов экономических информационных систем предприятий применяются следующие типы тестирования:
автономные тесты (применяемые для тестирования отдельных модулей в изолированной среде);
интегральные тесты (направленные на проверку сопряженности между отдельными модулями);
тесты внешних устройств (направленные на контроль внешнего поведения);
системные тесты (позволяющие оценивать экономическую информационную систему предприятия с точки зрения целей);
тесты приемлемости (необходимые для проверки потребностей пользователя). [2, C.314]
При организации тестирования экономической информационной системы предприятия учитывают и общие аспекты, в основе которых лежит экономическая приемлемость тестирования, последовательность слияния всех программных модулей и компонентов в единое программное обеспечение.
Для проведения тестирования экономической информационной системы предприятия применяют два принципиально противоположных подхода:
нисходящее тестирование, предполагающее изолирование головного модуля и присоединение модулей;
восходящее тестирование для проведения тестирования автономных модулей, после чего тестируется головной модуль программы. [2,C.315]
Результаты тестирования отражаются в технической документации проекта экономической информационной системы предприятия. В этих документах должны быть отражены требования к персоналу, ресурсам, отчетности, критерии, показатели оценки качества и графики проведения тестирования информационной системы предприятия.
Для формирования подходов к анализу управления качеством экономической информационной системы предприятия разрабатывается механизм учитывающий факторы, критерии и показатели оценки эффективности информационной системы.
Управление качеством экономической информационной системы предприятия при факторном моделировании характеризуются следующими категориями:
по общим характеристикам отрасли или вида бизнеса (географическое положение, процентный состав пользователей);
по видам технологических платформ и объема применения каждого из них (виды и модели используемых серверов; виды и модели используемых настольных персональных компьютеров; виды и модели используемых мобильных персональных компьютеров; виды и модели используемых периферийных устройств; виды и модели используемого сетевого оборудования);
по степени сложности экономической информационной системы предприятия — организация информационной службы(уровень обслуживания и бизнес-процессы информационной системы; организация управления средой конечных пользователей; технологическое обеспечение управления информационной системой предприятия(программное обеспечение; технологическое обеспечение управления экономической информационной системой; оборудование));
по видам процессов, организации экономической информационной системы и видам обеспечений;
по видам деятельности и факторам интенсивности работы экономической информационной системы предприятия.
На основе указанных категорий осуществляется оценка качества экономической информационной системы предприятия по группе критериев: функциональность, надежность, эффективность, мобильность, сопровождаемость и удобство использования.
Только при соблюдении данных критериев, можно говорить о том, что проект экономической информационной системы предприятия окажется успешным при внедрении и эксплуатации. Фирмы-разработчики могут принимать собственные системы оценки при условии, при условии, что они будут соответствовать общим требованиям стандарта. [1,C.94]
Работа экономической информационной системы предприятия характеризуется качественными характеристиками ресурсов и каналов связи, запоминающих устройств и серверов, которые необходимы для функционирования его экономической информационной системы.
Качество проекта экономической информационной системы учитываются через показатели эффективности информационной системы предприятия (затраты, эффективность, трудоемкость разработки информационной системы) и рассчитывается с учетом факторов:
количество строк исходного текста, написанных разработчиком (без учета текста, сгенерированного автоматически, использованного из библиотек и т. д.);
сложность разрабатываемой экономической информационной системы предприятия (количество конфигураций системы);
степень новизны разрабатываемой экономической информационной системы предприятия;
уровень требований к показателям качества экономической информационной системы предприятия;
условия и средства разработки экономической информационной системы предприятия;
опыт и квалификация разработчика экономической информационной системы предприятия.
Второй группой факторовкачества экономической информационной системы предприятияявляются показатели сопровождения информационной системы с учетом современного состояния и тенденций развития нормативно-методического обеспечения и программно-инструментальных средств поддержки жизненного цикла экономической информационной системы и включают в себя группу факторов сопровождения экономической информационной системы:
объем в строках исходного программного кода;
объем документации;
сложность программ;
язык программирования и другие средства разработки экономической информационной системы предприятия;
наличие аналогов экономической информационной системы для предприятия;
степень участия службы сопровождения в разработке экономической информационной системы предприятия;
характер внедрения экономической информационной системы предприятия и объем доработок (количество строк исходного текста).
По данным группам факторов качества экономической информационной системы производится оценки качества экономической информационной системы предприятия, который включает в себя как этапы качества, так и этапы разработки проекта его экономической информационной системы. Для реализации на практики механизма оценки качества экономической информационной системы предприятия, необходимо, чтобы оно определяло конкретную цель и стратегический план оценки качества его экономической информационной системы. [5]
Первый этап оценки качества экономической информационной системы предприятия начинается с определения критериев качества, по которым оценивается работа экономической информационной системы предприятия. На втором этапе происходит расчет и анализируются показатели эффективности экономической информационной системы предприятия по следующему алгоритму: анализ затрат и инвестиций в экономическую информационную систему, анализ эффектов (положительных и отрицательных) экономической информационной системы, расчет эффективности экономической информационной системы, расчет коэффициентов качества экономической информационной системы.
Формирование методики оценки качества экономической информационной системы происходит на третьем и четвертом этапах.
Оценка качества экономической информационной системы предприятия усиливается на втором (для механизма конкурентоспособности), третьем и четвертом этапах работы его информационной системы. Связано это с тем, что именно на этих этапах рассчитываются и анализируются коэффициенты эффективности и качества экономической информационной системы, где используются: измерительный, регистрационный, расчетный методы, метод опытной эксплуатации, тактильный, органолептический, экспертный, социологический, статистический методы. [2, C.67]
Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.). Им определяется большинство показателей качества.
Регистрационный метод оценки качества экономической информационной системы предприятия основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, как количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, так и затраты на создание и (или) использование изделий, количество дефектных изделий в партии. Недостатком регистрационного метода является его трудоемкость и, в ряде случаев, длительность проведения наблюдений.
Расчетный метод. Используя данный метод оценки качества экономической информационной системы предприятия, показатели оценки качества рассчитываются с помощью математических формул по параметрам, полученным с помощью других методов, например, измерительного метода.
Метод опытной эксплуатации используют, как правило, для определения показателей надежности, безопасности экономической информационной системы. В процессе реализации этого метода изучается взаимодействие человека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления, что имеет большое значение, так как измерительные методы не всегда позволяют полностью воспроизвести реальные условия работы экономической информационной системы предприятия. Достоинством этого метода является высокая точность и достоверность значений показателей качества экономической информационной системы предприятия, а недостатком — продолжительность и большие затраты, а в некоторых случаях сложность подбора группы специалистов для проведения испытаний.
Тактильный метод основывается на использовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса) и служит для оценки работы экономической информационной системы предприятия в реальном времени.
Органолептический метод прост, как правило, его всегда используют первым. Применение данного метода исключает необходимость использования измерительного метода как более дорогого, по сравнению с измерительным методом требует сравнительно меньших затрат времени. Кроме доступности и простоты данный метод незаменим при оценке таких показателей качества как запах, вкус. К его недостаткам можно отнести субъективность. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определенных данным методом, зависит от квалификации, навыков и индивидуальных особенностей лиц, определяющих показатели качества экономической информационной системы предприятия. [2, C.67]
Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов — экспертов. Достоверность результатов оценки полученных экспертным методом зависит от компетентности и квалификации экспертов в данной области, а результаты экспертной оценки имеют элементы неопределенности и необоснованности.
Социологический метод основывается на сборе и анализе мнений потребителей. Для получения достоверных результатов требуется научно обоснованная система опроса потребителей, а также использование методов математической статистики для сбора и обработки информации по эксплуатации экономической информационной системы предприятия. Социологические методы широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса.
Статистический метод — это метод, при котором значения показателей качества продукции определяются с использованием методов теории вероятности и математической статистики. Область применения статистических методов чрезвычайно широка и охватывает весь жизненный цикл экономической информационной системы (проектирование, производство, использование). [2, C.67]
Оценка эксплуатационных качеств экономической информационной системы предприятия, обеспечивается постановкой и решением следующих конкретных задач:
формирование механизма оценки качества экономической информационной системы предприятия, с применением методов оценки качеств экономических информационных систем;
стратегическое планирование процессов оценки качеств экономической информационной системы;
оценка механизма контроля и выполнения стратегии развития качеств экономической информационной системы.
На основе полученных результатов оценки эксплуатационных качеств экономической информационной системы предприятия выделяют основные качественные характеристики экономической информационной системы предприятия, формирующие направления повышения качества:
низкие издержки на эксплуатацию экономической информационной системы, свидетельствующие о способности предприятия сохранять качественные характеристики экономической информационной системы с учетом обновления конфигураций;
дифференциация экономической информационной системы, означает способность повышать качество работы информационной системы предприятия, применяя широкие возможности (экспертные системы, интеллектуальные системы).
Важным критерием качественных характеристик экономической информационной системы предприятия являются инновации, группируемые по следующим направлениям:
новые технологии (разработка экспертных и интеллектуальных информационных систем или компонентов информационных систем);
появление нового сегмента на рынке;
разработка экономических информационных систем для нового вида оборудования;
изменение стоимости экономических информационных систем для предприятий;
изменение затрат на разработку и обновление экономических информационных систем для предприятий;
государственные и международные стандарты для экономических информационных систем.
Повышение качественных характеристик экономической информационной системы предприятия достигается при помощи организованной плановой работы по повышению эффективности работы информационной системы, основу которой, составляют методы и модели оценки качества экономической информационной системы предприятия.
Методы и модели оценки качества экономической информационной системы применяются как в процессе ее разработки, так и эксплуатации на предприятии. Основу методов и моделей экономической информационной системы предприятия составляет обеспечение её технологиями и трудовыми ресурсами. На основе методов и моделей оценки качества экономической информационной системы разрабатывается и применяется стратегия ее развития в рамках всего предприятия.
Процессы обеспечения качества экономической информационной системы предприятия охватывают все её функциональные и обеспечивающие подсистемы. Качество экономической информационной системы следует рассматривать как совокупность свойств: полноты, надежности, актуальности, конфиденциальности и функционирования экономической информационной системы предприятия. Оно необходимо для обеспечения стабильной работы информационной системы предприятия. Обеспечение качества эксплуатируемой информационной системы является ключевой проблемой управления проектом.
Основным критерием управления качеством эксплуатируемой экономической информационной системы предприятия является способность повышать эффективность бизнес-процессов и технологических процессов предприятия, что обеспечивается реализации совокупности свойств: полнота, надежность, актуальность, конфиденциальность функционирования его экономической информационной системы, а учитываются они через показатели эффективности экономической информационной системы предприятия (затраты, эффективность, трудоемкость разработки информационной системы).
Литература:
- Исаев Г. Н. Управление качеством информационных систем: Теоретико-методологические основания. — М.: Наука, 2011. — 279с.
- Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия: учеб.пособие // А. Е. Сатунина, Л. А. Сысоева. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 352 с.
- Технология разработки программных продуктов: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования // А. В. Рудаков. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 208 с.
- AnielIndartoPrajogo. Review of total quality management concept // jurnalteknikindustrl. — 1999. — № 1. — С.12
- Понятие и показатели качества товаров // URL: http: // www.grandars.ru/college/tovarovedenie/kachestvo-tovarov.htm l (дата обращения: 20.05.2013)
- http: //dic.academic.ru/dic.nst/ruwiki/703833 (дата обращения: 16.09.2015)
Ключевые слова
сертификация, верификация, стандартизация, информационные системы, статистическая оценка, аттестация, качественное управление экономической информационной системы, динамическое тестирование, методы оценки качества экономической информационной системыПохожие статьи
Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии
Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...
Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования
В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...
Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM
Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.
Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля
Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...
Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе
Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода. С целью выявления общих тенденций в развитии системы стандартизации современн...
Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством
В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.
Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения
В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...
Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях
В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...
Структура содержания системы управления качеством машиностроительной продукции
В статье на основе современной трактовки понятия качества машиностроительной продукции рассмотрены основные факторы, определяющие её конкурентную способность. Особое внимание уделено рациональным способам управления качеством, образующим на предприят...
Похожие статьи
Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии
Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...
Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования
В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...
Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM
Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.
Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля
Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...
Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе
Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода. С целью выявления общих тенденций в развитии системы стандартизации современн...
Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством
В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.
Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения
В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...
Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях
В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...
Структура содержания системы управления качеством машиностроительной продукции
В статье на основе современной трактовки понятия качества машиностроительной продукции рассмотрены основные факторы, определяющие её конкурентную способность. Особое внимание уделено рациональным способам управления качеством, образующим на предприят...