Автор: Копкова Дарья Константиновна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Копкова Д. К. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 739-741.



В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение имеет окружение ребенка в первые года его жизни. Семья является для ребенка первой командой, где начинается развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие понятия существенно искажены у детей-сирот из дезадаптированных семей, обучающихся в школе-интернате. Для правильного формирования общественных отношений у ребенка интернатного типа воспитания необходима специальная воспитательная работа, обеспечение ребенка набором социальных ролей.

В справочнике педагогической терминологии СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ определяются как «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей [1].

Формирование ценностей происходит за счет убеждений, определенного образа жизни, отношения к окружающим людям за пределами семьи. Семья — это основная ячейка, которая дает ребенку базу знаний, пониманий и восприятия внешнего мира. Если в семье есть социальные ценности и ребенок о них знает с ранних лет, то в подростковом возрасте с ним не будет никаких проблем. Об этом на протяжении многих лет говорят учителя, психологи и ученые, занимающиеся вопросами ценностей, ценностных ориентаций и социальных ценностей в семьях.

В детстве формирование социальных ценностей происходит сравнительно легко, если родители активно включены в воспитание ребёнка. Дошкольный возраст — период масштабного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Формирование социальных ценностей у детей необходимо строить таким образом, чтобы развивать положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам и окружающему миру.

Формирование ценностей в школе начинается с начальных классов. Педагоги уверены в том, что с первого дня нахождения ребенка в обществе у него должно произойти формирование семейных ценностей и общественных. Но так как базой при формировании являются именно семейные ценности, педагоги отталкиваются от того, к чему ребенок уже приучен. Если ребенок воспитывался в угнетенной обстановке, эгоцентризме, его учили пренебрегать общественным мнением, он будет чувствовать себя изгоем в обществе [2].

И если у ребёнка, воспитывающегося в семье, основным источником передачи социальных ценностей является его ближайшее окружение, то есть родители, но у ребёнка, воспитывающегося в детском доме, основа ценностных ориентации во многом зависит от окружающих его взрослых, в первую очередь, от воспитателей, учителей и других сотрудников детского дома.

Следовательно, большая ответственность ложиться на сотрудников детских домов, они являются первостепенным примером для подрастающих детей-сирот из детских домов.

Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания — это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле. Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети — зеркало, и они берут пример именно с окружающих их взрослых (другого примера у них пред глазами нет).

Основной организатор воспитательной работы в детском доме — воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности подрастающего поколения и познавательных процессов, их здоровье и т. д.

Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях и сотрудниках детских домов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей.

Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского дома: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др. Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.

Высокие требования предъявляются обществом к личности воспитателя. Все социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности— ребенку. В работе же с детьми раннего и детского возраста любовь, чуткость особенно необходимы.

Главной задачей воспитателей является формирование социальных ценностей у детей сирот. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:

  1. Формирование первоначальной системы нравственных ценностей;
  2. Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
  3. Дать детям представление о понятии «дружба»;
  4. Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
  5. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей [3].

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:

  1. принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;
  2. принцип научности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип активности и сознательности обучения.

Исследование проведённое на базе детского дома МОУ «Наш дом» позволило говорить о некомпетентности воспитателей и педагогов данного образовательного учреждения. В опросе участвовало 30 человек, непосредственно сотрудники детского дома «Наш дом». Задачей опроса было — дать определение понятию «социальные ценности», из числа опрошенных только 5 % сотрудников смогли дать правильное определение понятию «социальные ценности».

Педагогическая компетентность — системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [1].

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя — не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада [1].

Для многих подростков-сирот учитель может оказаться единственным человеком, который сможет помочь им осознать, как ценна и разнообразна жизнь на Земле и сколько вокруг интересного, чем можно было б заняться для своего развития. Учитель создаёт условия, помогающие подросткам-сиротам самостоятельно формировать (без навязывания своего мнения) такое отношение к тому образу жизни, которым они живут. Взрослые должны показывать подросткам-сиротам пример приемлемого поведения.

Дети-сироты нуждаются в том, что бы взрослые помогли сформировать у них умения и навыки, в первую очередь это умение общаться и сотрудничать, ставить реальные цели, планировать свои действия и воплощать в жизнь свои планы.

Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала. [4]

Подводя итог, можно сказать о том, что детские образовательные учреждения в жизни детей, подростков играют важную роль. В процессе формирования личности и общественных ценностей ребенка.

Литература:

  1. Комаровский Б. Б. Русскаяпедагогическаятерминология.Теорияи история. –М.: Просвещение,1969. с.53.
  2. Лобанов А. А. Формирование нравственных отношений воспитателя и воспитанников в детском доме. Дис. пед. наук. 13.00.01. М., 1982. – 22 с.

3. Михалина Светлана Григорьевна Формирование системы социальных ценностей. г. Заозерск Мурманской области: «открытый урок», 2010.

  1. Шарапова Фатима Ахмедовна Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот – Республика Таджикистан, 2005. 45–71 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных ценностей, формирование социальных ценностей, формирования социальных ценностей, детского дома, Формирование ценностей, социальные ценности, детском доме, Формирование социальных ценностей, передачи социальных ценностей, общественных ценностей ребенка, детских домов, формирование семейных ценностей, понятию «социальные ценности», системы социальных ценностей, определение понятию «социальные, системы нравственных ценностей, вопросами ценностей, детского возраста, ребенка набором социальных, личностных качеств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос