Библиографическое описание:

Абайдуллаева Р. П. Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 10-13.



В Концепции образования РК поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим преподавателю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Поэтому сегодня трудно представить современное образование без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Для этого преподаватель сам должен владеть компьютером и использовать новые информационные технологии в своей работе.

В основе информационной культуры преподавателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

«Работа современного персонального компьютера напоминает игру большого слаженного оркестра. В оркестр входит множество инструментов, и на каждом исполняется своя уникальная партия. Партии отдельных инструментов сливаются в одно целое, и, если оркестр хорошо подготовлен, а дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от хорошего исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является преподаватель. Как же он становится тем самым умелым дирижером в нашем колледже? В своей статье я остановлюсь на формах работы преподавателей колледжа по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

В колледже ведется большая работа по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности. Только в 2014–2015 учебном году прошли курсы 63 педагогических работника c получением сертификата Национального центра информатизации, Центра педагогических технологий информатизации образования по следующим темам: «Технологизация учебного процесса на основе электронных учебников», «Использование информационных и коммуникационных технологий на основе электронных учебников как условие технологизации профессиональной деятельности педагогов». Согласно заключенного договора о взаимном сотрудничестве в области информационного образования между департаментом образования провинции Кёнги Южной Кореи и Кызылординской областью Республики Казахстан от 2007 года 12 преподавателей колледжа получили сертификат информационно-образовательной стажировки по курсам: «Технология Smart-обучения», «Построение цифровых образовательных ресурсов». В целях эффективного внедрения в учебный процесс освоенных компьютерных технологий, преподавателями колледжа совместно с корейскими специалистами, проведены семинары-тренинги на актуальные темы:

 внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс,

 внедрение инновационных форм обучения,

 использование возможностей виртуального мира.

В результате на базе гуманитарного колледжа были проведены курсы по внедрению программы «Prezi» для студентов и преподавателей колледжей города и области.

В колледже накоплен большой опыт по формированию ИКТ компетентности в процессе подготовки специалистов. Так, за период с 2010 по 2014 годы научно-методическим центром были организованы и проведены семинары, направленные на повышение информационной компетентности преподавателей: «Информационные компьютерные технологии в образовании», «Методика применения информационных технологий в рамках аудиторных занятий», «Алгоритм разработки технологических карт и внедрения балльно-рейтинговой системы», «Использование Интернет-ресурсов», «Использование информационных технологий в начальных классах», «Использование интерактивной доски в образовательном процессе».

«Организация научного руководства рефератами, курсовыми, дипломными работами с использованием нормоконтроля»

В результате данной деятельности разработана система формирования ИКТ компетентности. Определилось несколько направлений в данной сфере, а именно:

 обновление технических средств;

 новые образовательные технологии;

 планирование технических и программных средств;

 решение административно-управленческих задач для автоматизированной поддержки учебного процесса;

 кадровый вопрос при информатизации образования;

 дополнительные образовательные услуги;

 издательский центр (выполнение всех видов печатных, рекламных работ);

 методический центр (систематизация всего накопленного методического обеспечения в колледже, запись его на магнитные машинные носители, создание медиатеки и организация свободного доступа к ним каждого преподавателя. Организация базы данных строится в режиме гипертекста: на первом уровне находятся государственные образовательные стандарты, затем учебные планы, учебные программы и поурочные лекционные курсы, лабораторные и практические работы);

 воспитательная работа.

Особое внимание уделяют внедрению ИКТ преподаватели специальных дисциплин. Преподаватели творческих специальностей в подготовке педагогов-музыкантов, учителей физической культуры, хореографии и технологии всё активнее используют мультимедиа технологии, электронные учебники.Фонд электронных учебников составляет 4361 экземпляров, а это на каждого учащего приходится по 2–3 учебника.

Рис. 1. Показатель применения ЦОР преподавателями колледжа

Рис. 2. Применение учебных электронных изданий

На данный период в колледже работают 213 преподавателей, из них 69 % с высшей и первой категорией квалификации. ИКТ компетентность преподавателей в 2013–2014 учебном году составляла 82 %, а в 2014–2015–98 % (+16 %).

Преподаватели колледжа существенно осознали, что использование новых информационных технологий облегчает деятельность педагога: Во-первых, позволяет использовать дополнительно научный и методический материал при ведении различной документации (планирование, конспекты занятий, отчеты) Во-вторых, преподаватель — предметник, используя мультимедиа технологии, может разрабатывать и применять в педагогической деятельности различные дидактические ресурсы. В-третьих, для педагога открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, ведение электронных журналов. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, обучающийся получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, обучающийся в течение всего урока занимает активную позицию при изучении любой темы. В -четвертых, преподаватель — предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков. В-пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; использование при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет; формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; разработка собственных проектов по использованию ИКТ.

В ходе реализации программы информатизации образовательного процесса в колледже выявлена взаимосвязь непрерывного и поэтапного развития компонентов ИКТ — компетентности педагогов с деятельностью, направленной на преобразование информационно-образовательной среды колледжа. В рамках более эфективного внедрения дуальной системы в течение ряда лет проводятся открытые занятия, мастер-классы, семинары по использованию ИКТ на базе АО «Казахтелеком», Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз. Уровень ИКТ — компетентности отражается: в освоении ресурсов; включенности в систему непрерывного образования; активности инновационной деятельности; преобразовании своей педагогической системы; создании локальных сред. Информационно-образовательная среда колледжа выступает средством и сферой личностного развития педагогов, формирует конструкцию личностных изменений. С 2010 года преподаватели и учащиеся колледжа стали активными участниками и победителями различных Интернет олимпиад, марафонов, конкурсов. Только в этом году, участвуя в Казахстанской интернет олимпиаде, более 150 студентов получили сертификаты и прошли на первый тур. Исходя из показателей, можно сделать вывод, что колледж вышел на современный уровень по использованию трёх основных аспектов ИКТ компетентностей:

- наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

- эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата.

Сократ сказал: «Научиться играть на флейте, можно только играя самому», а это значит, что информационная компетентность будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически использовать компьютер, т. е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И тогда, хочется верить, большинство наших преподавателей будут чувствовать себя с компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом.

Литература:

  1. Ахметова Г. К., Караев Ж. А., Мухамбетжанова С. Т. Методика организации повышения квалификации педагогов в условиях внедрения системы электронного обучения. — Алматы: АО «НЦПК «Өрлеу», 2013 г.
  2. Организация учебной работы в интегрированной информационной среде обучения: учебно-методическое пособие / под общ.ред. А. Н. Тихонова. – М.: Информика, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): использованию ИКТ, ИКТ компетентности, формированию ИКТ компетентности, формирования ИКТ компетентности, педагогов использованию ИКТ, ИКТ компетентность преподавателей, современным человеком ИКТ, внедрению ИКТ преподаватели, активным использованием ИКТ, аспектов ИКТ компетентностей, обоснованное применение ИКТ, развития компонентов ИКТ, информационных технологий, информационной компетентности, применению ИКТ, Уровень ИКТ, сфере ИКТ, понимание ИКТ, преподавателей колледжа, педагогических технологий информатизации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос