ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 03.07.2016

Статья просмотрена: 1552 раза

Библиографическое описание:

Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 21.08.2018).



Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока

ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:

– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.

Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.

На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.

ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения.

Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.

Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.

Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо

– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.

Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.

Таблица 1

Класс

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Работа сизображением на индивидуальном мониторе компьютера иклавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи внаушниках

1–2

10

15

15

15

20

10

3–4

15

20

20

15

20

15

5–7

20

25

25

20

25

20

8–11

25

30

30

25

25

25

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998
  2. http://docs.cntd.ru/document/902256369
  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,88
  4. https://infourok.ru/rol-ikt-tehnologiy-v-realizacii-fgos-722558
  5. http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, внеурочная деятельность, требование, современный педагог, прослушивание аудиозаписи, проектирование урока, отраженное свечение, организация обучения, использование ИК-технологий, урок.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

В результате использования ИКТ мы имеем: – повышение мотивации учащихся при изучении предмета; – повышение темпа урока

Использование информационно-коммуникационных...

Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и

Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как

Современный урок как основополагающий компонент...

- Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне.

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Молодой ученый.

Использование педагогических технологий на внеурочных...

Библиографическое описание: Пяткина Н. П. Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в...

Организация научно-методического сопровождения обучения...

Ключевые слова: мультимедийный лингафонный кабинет, медиаобразование, сайт, конкурс, современный урок, результаты обучения, технологическая карта. Сегодня педагогический фактор результативности использования ИКТ в образовательной деятельности закреплен...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки. Автор: Борисова Ольга Викторовна. Рубрика: Педагогика.

ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Использование их на уроках оказывает заметное...

Роль информационно-коммуникативных технологий...

Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, помогает преподавателю в решении этой задачи. Использование компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный...

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это новые информационные технологии обучения

Кроме методической подготовки педагога к использованию ИКТ на уроках и технического обеспечения, включающего в себя совершенствование и разработку...

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

4. освоение учителем современных информационных технологий; 5. организация личностно-ориентированного обучения

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся.

В результате использования ИКТ мы имеем: – повышение мотивации учащихся при изучении предмета; – повышение темпа урока

Использование информационно-коммуникационных...

Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и

Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как

Современный урок как основополагающий компонент...

- Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне.

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Молодой ученый.

Использование педагогических технологий на внеурочных...

Библиографическое описание: Пяткина Н. П. Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в...

Организация научно-методического сопровождения обучения...

Ключевые слова: мультимедийный лингафонный кабинет, медиаобразование, сайт, конкурс, современный урок, результаты обучения, технологическая карта. Сегодня педагогический фактор результативности использования ИКТ в образовательной деятельности закреплен...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки. Автор: Борисова Ольга Викторовна. Рубрика: Педагогика.

ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Использование их на уроках оказывает заметное...

Роль информационно-коммуникативных технологий...

Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, помогает преподавателю в решении этой задачи. Использование компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный...

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это новые информационные технологии обучения

Кроме методической подготовки педагога к использованию ИКТ на уроках и технического обеспечения, включающего в себя совершенствование и разработку...

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

4. освоение учителем современных информационных технологий; 5. организация личностно-ориентированного обучения

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения.

Задать вопрос