Автор: Невзорова Анна Витальевна

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Невзорова А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1782/ (дата обращения: 20.02.2018).



Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011–2020 годы, свидетельствует о важности и значимости формирования информационной среды, являющейся общественным ресурсом развития образования [1].В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, наличие интерактивного электронного контента по всем учебным предметам включено в требования к условиям реализации образовательных программ.

Рассмотрим возможности профессионального развития педагога в условиях информационной среды современной школы. Как правило, в школе первостепенное значение придается информатизации всех сфер деятельности образовательной организации. Информационная компетентность педагогических работников является одной из основных, она заключается в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести школьную документацию на электронных носителях [3]. Процесс информатизации современной школы находится на том этапе, когда имеется достаточный материальный и кадровый потенциал и необходимо более эффективно использовать эти ресурсы в решении самых разнообразных задач в педагогическом процессе от управления образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации образовательной среды.

За годы внедрения компьютерных технологий в системе общего образования, в среднестатистической школе многое изменилось. Постоянно увеличивается количество компьютеров на одного ученика.Заметно увеличивается и технический потенциал, он включает цифровые видеокамеры фотоаппараты, интерактивные доски, систему беспроводной связи, устройство оцифровки изображений, музыкальный центр, проекторы и другое оборудование. Количество компьютерных классов в школах также неуклонно растет. При хорошей обеспеченности школы компьютерной техникой, один из компьютерных классов может использоваться только дляобучения информатике, другие — для обучения иностранному языку или работать как ресурсный центр. Наличие локальной сети с выделенным сервером позволяет оперативно передавать необходимую информацию любому члену коллектива, у которого есть оборудованное компьютером рабочее место, а установленная антенна системы Wi-Fi, решает проблему связи с педагогами в случае размещения школы в нескольких зданиях. С помощью этой же антенны может устанавливаться связь с домашним компьютером инженера по обслуживанию компьютерной техники. Все компьютеры, включенные в локальную сеть, имеют выход в Интернет, что также значительно расширяет возможности образовательной среды и повышает инновационные потенциалы педагогической деятельности.

Развитие инфраструктуры и оснащение компьютерной техникой образовательной организации позволяет активизировать процессы совершенствования управления в системе образования на основе использования специализированных программных продуктов и участия в образовательно-социальных виртуальных сетях. Так, например, в школах, где создана база данных по учащимся и учителям в школе, существует возможность автоматизировать отчетность, проводить тарификацию, проводить статистические исследования среди учащихся и учителей. Конфигурация «1С: Школьная Библиотека», предназначенная для комплексной автоматизации работы школьной библиотеки, позволяет автоматизировать рабочие места библиотекаря, читателя, преподавателя и администратора. В случае установки более полной версии данной программы — «1С: Школьная библиотека ПРОФ», появляется возможность работать с литературой и учебниками через сканер штрих-кода. В программе ведется учет учебников и художественной литературы, благодаря чему возможен переход на учет литературы с помощью штрих-кода.

Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который осуществляется на базе образовательной сети Дневник.ру перешел уже в разряд повседневной педагогической деятельности. Сервисы виртуальной сети Дневник.ру соответствуют единым требованиям к информационным системам и административным регламентам по ведению электронных журналов успеваемости и дневников, позволяют осуществлять оказание государственных услуг в сфере образования в электронном виде в соответствии с федеральным и региональным законодательством. На страницах Дневника накапливается электронное портфолио учащихся, учителями школы ведутся консультации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации, олимпиадам.

Эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий невозможно без решения проблем повышения ИКТ-компетентности педагогов, предполагающей готовность к организации обучения в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приёмов разработки электронных курсов, владение приёмами электронного взаимодействия, методами и формами электронного обучения. Овладению педагогами этими технологиями способствует система методической службы в школе. Она может осуществляться на базе ресурсного центра, в котором во многих школах установлено оборудование видеоконференцсвязи. С помощью этого оборудования педагоги и руководители образовательного учреждения участвуют в семинарах, конференциях, принимают участие в совещаниях регионального и всероссийского уровня. Использование видеоконференцсвязи — это еще один способ повышения квалификации педагогов. Сеансы видеоконференцсвязи позволяют педагогам школы и руководящим работникам без выезда в различные города принимать участие в семинарах, вебинарах и конференциях.

Принципиально новой формой самореализации и профессионального роста педагога является участие в сетевых проектах. Как показывает анализ существующих электронных ресурсов педагогического содержания, уже большое количество педагогов вовлечены в процесс размещения и презентации информации об опыте своей работы на страницах самых разнообразных сетевых сообществ. Самыми популярными интернет — ресурсами среди педагогов Ярославской области являются «Сеть творческих учителей»; «Социальная сеть работников образования»,«Педсовет.ру» и др.

Комплекты мультимедиа, компьютерные лаборатории широко применяются педагогами, как в образовательном процессе, так и исследовательской деятельности учащихся. Уже стало традицией проводить научно-исследовательские конференции для учащихся старших классов по информационным технологиям, где учащиеся защищают свои разработки. Примерами таких работ старшеклассников могут служить «Создание музыкального мультфильма в Macromedia Flash», «Редактор 3DS Max для будущего студента», «Создание интерактивного теста с выбором ответа в Visual basic».

Сетевые конференции, конкурсы и олимпиады — принципиально новая форма обучения в Интернете, формирующая заинтересованность в результатах, подталкивающая к самообразованию и саморазвитию работников образования. Следует отметить результативностьи положительную динамику участия в интернет-конкурсах и олимпиадах среди педагогов и учащихся. Формы дистанционного обучения используются и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального приоритетного проекта «Образование» учащиеся обучаются в дистанционном режиме по общеобразовательным дисциплинам.

С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе. Появляются новые кружки, студии, а старые активно используют информационные технологии в своей работе. Так, во многих школах работают фото-видео- студии или даже школьное телевидение.С советских времен многие школы сохранили традицию выпуска школьной газеты, и в современной информационной среде значительно усовершенствовали технологию работы над ней. Часто электронный вариант газеты публикуется на школьном сайте. Обычно материалы готовятся учениками под руководством учителей в школьной редакции.

Современная компьютерная техника позволяет расширить как учебную, так и воспитательную работу. Современный школьный актовый зал хорошо оборудован: имеется проектор, светомузыкальная установка, компьютер для управления светом и музыкой,медиатека насчитывает сотни дисков по всем школьным предметам, административной работе и внеурочной деятельности. Педагоги отмечают как одни из лучших комплекты электронных карт по географии и истории компании «Дрофа», их можно использовать для интерактивной доски и это заметно облегчает работу с картой. Также среди продуктов для интерактивной доски можно выделить электронные плакаты по физике «Молекулярная физика», математике «Графики функций», биологии «Анатомия и физиология человека», русскому языку «Части речи» компании «Новый диск». Яркие красочные слайды данных пособий заметно оживляет урок, привлекает внимание учеников и помогает понять срытые глазу процессы в природе.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что информационная среда образовательного учреждения и ИКТ-компетентность педагогов оказывают влияние друг на друга. Несомненно, успех информатизации во многом зависит от наличия технологических (аппаратных и программных), информационных и организационных ресурсов, продуманной политики руководства образовательной организации в сфере формирования информационной инфраструктуры, от степени участия обучающихся и родителей в наполнении ИКТ — насыщенной образовательной среды. И всё же многое определяется ИКТ-компетентностью педагогов, их мотивацией к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе [2].

Результаты анкетированияпедагогов для определения частоты использования информационно–коммуникационных технологий показали, что чаще всего учителя пользуются общими навыками (ввод и форматирование текста, создание таблиц, графиков, диаграмм, использование шаблонов), второе место заняли такие умения как вставка рисунка, ввод простых формул; а реже всего, как ни странно, учителя создают рисунки и презентации, а также пользуются поисковыми системами и электронной почтой. Наряду с этим мы выяснили, что примерно половина опрошенных нами учителей относится к слабым пользователям, примерно треть — к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме. Необходимо также отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков, в связи с чем в этой области имеются значительные резервы для роста.

Для успешнойреализации школьной стратегии информатизации необходимо убеждать учителей, в первую очередь, самим ежедневно пользоваться эффективной для решения профессиональных задач компьютерной техникой, осваивать пользовательские навыки, во-вторых, наращивать компьютерный парк школы, совершенствовать информационную среду, и в-третьих, обеспечить рост мотивации профессиональной деятельности педагогов, создать условия для повышения их информационно-коммуникационной компетентности.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011–2020 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ Дата обращения 11.01.2016
  2. Невзорова А. В. Профессиональные задачи педагога в области культурно-просветительской деятельности// Дополнительноепрофессиональноеобразованиев условияхмодернизации: материалышестойвсероссийскойнаучно-практическойинтернет-конференции (смеждународнымучастием) / поднауч. ред. М. В. Новикова. — Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2014. — С. 119–122
  3. Невзорова А. В., Лебедева Л. А. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (24 марта 2015 г., г. Пермь, Россия / ред. кол.: Л. В. Селькина (глав. ред.), М. А. Худякова (отв. за выпуск); Перм. гуманит.пед. ун-т — Пермь: Астер, 2015. — С. 258–263
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, образовательной организации, компьютерной техникой, информационной среды, общего образования, информатизации образовательной среды, информационной среды образовательной, компьютерной техникой образовательной, информатизации современной школы, образовательной среды школы, деятельности образовательной организации, возможности образовательной среды, образовательной сети Дневник.ру, школьной стратегии информатизации, формирования информационной, среды современной школы, школы компьютерной техникой, управления образовательной системой, педагогической деятельности, формирования информационной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос