Развитие национальной инновационной системы и её особенности
В эпоху глобализации современной экономики — «экономики, основанной на знаниях» — важнейшими факторами повышения устойчивости и конкурентоспособности как на национальном, так и на международном уровнях, становятся: способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к знаниям и их эффективное коммерческое использование. Готовность стран принять инновационную составляющую в экономической деятельности обуславливает ее позиционирование в системе мирового хозяйства. В последнее десятилетие очень много говорят о национальной инновационной системе (НИС) той или иной страны.
Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1, с. 2].
Разработка и использование концепции национальной инновационной системы позволяют применить системный подход к эволюции инновационного процесса в экономике страны. Пожалуй, одними из главных преимуществ создания НИС являются признание решающего значения знаний и инноваций для «новой» экономики, возможность вовлекать в процесс создания, распространения и использования новых знаний все новые элементы, расширение ее участников, а также вовлечение национальной экономики в систему мирового хозяйства с ее тенденциями.
Экономику, основанную на знаниях, можно представить схематично как систему, опирающуюся на четыре столпа: инновационную систему, информационное общество, непрерывное образование, государственную инновационную политику. [2, с. 57].
Очевидно, что прежде чем приступить к созданию национальной инновационной системы, необходимо определить источники инноваций. Исходя из этого, каждая страна формирует свою инновационную стратегию. В мировой теории и практике источники инновации можно отнести к следующим двум основным типам:
1. Импорт существующих технологий и знаний из-за рубежа, их адаптация к местным условиям и использование с учетом особенностей национальной экономики.
2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне.
Так, страны, имеющие большой объем проводимых НИОКР, естественно, ставят целью сохранить существующий научный потенциал и уровень инновационного развития. Это требует поддержания и повышения уровня инвестиций в НИОКР, развития взаимодействия между предпринимателями, национальными компаниями, университетами, научно-исследовательскими институтами, лабораториями через стимулирование участия частного сектора в проведении и финансировании НИОКР, сосредоточение усилий на коммерчески эффективных исследованиях и исследованиях, имеющих стратегическое значение для экономики, а также развитие научных инкубаторов, технологических парков и инновационных кластеров.
Вне зависимости от выбранной стратегии и уровня технологического развития для всех стран важны следующие направления:
развитие институтов, занимающихся НИОКР;
развитие условий для стимулирования инновационной инициативы;
создание цепочки взаимодействия бизнеса и создателей новых знаний и технологий;
постоянное совершенствование инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
создание системы образования, особенно высших учебных заведений;
сохранение и развитие стратегически важных технологий;
создание благоприятного инновационного климата в стране. [3, с. 102].
В этой связи определение степени государственного участия в регулировании деятельности всех участников национальной инновационной системы становится важной задачей, решение которой основывается на двуединой функции государства в реализации инновационной политики. С одной стороны, государство должно определять создание экономической среды посредством принятия соответствующих законодательных актов, с другой — функционировать в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и осуществлять инвестиции в их развитие.
Понимание национальной инновационной системы может стать основой для определения не только степени государственного участия в регулировании инновационного процесса, но и тех ключевых факторов, которые позволят усилить инновационную активность в стране, а, следовательно, и национальную конкурентоспособность. Например, такие инструменты регулирования, как налоговая система, финансы, антимонопольная политика, политика в области охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, можно облегчить или, наоборот, затруднить взаимодействие элементов и участников национальной инновационной системы, усилить или, наоборот, снизить поток информации, знаний и технологий внутри страны и за ее пределами.
Взаимодействие национальной инновационной системы и общей экономической системы страны, понимание и выстраивание такой связи придают большую управляемость технологическим и инновационным развитием, позволяют развивать конкуренцию в нужном направлении и обеспечивать при этом соблюдение стратегических интересов государства. В то время, как структура национальной промышленности обеспечивает возможность для усиления динамики развития знаний и технологий в стране, базу для развития знаний и технологий создает соответствующая институциональная структура. Поскольку знания потребляются в процессе деятельности, использования и обмена между различными экономическими агентами, их потребление, использование и обмен в значительной мере инкорпорированы в ходе операционных процессов. Институциональная структура служит для поддержания этих операционных процессов, что создает возможности для создания новых знаний и поддержания цикла развития знаний и инноваций.
В нашей стране в последние годы вопросам инновационной активности и создания четко очерченной инновационной системы уделяется все большее внимание. Тем самым государство провозглашает, что повышение уровня производительных сил и благосостояния нации связано не только с реализацией своих природных, но и интеллектуальных ресурсов.
В этом отношении Узбекистан, безусловно, имеет большие возможности, поскольку страна сумела сохранить свой научный потенциал: уровень и объем научных исследований, проводимых научными организациями при поддержке государства, достаточно высокие, что является одним из наиболее ценных факторов нашего достояния. Однако следует учесть, что в научной, особенно, в научно-технической сфере рыночный подход подразумевает такую организацию процесса, при котором научные результаты трансформируются в наукоемкую конкурентоспособную продукцию или технологию. К сожалению, этот процесс «буксует» по целому ряду причин. Отметим, главное — это неразвитость, а зачастую отсутствие элементов и механизмов их взаимодействия, составляющих основу инновационной системы. Обеспечение инновационного процесса на практике происходит при наличии инновационной среды и инфраструктуры, которую нам еще предстоит совершенствовать.
Кардинально меняется сама структура предоставляемых услуг. Все большую популярность среди населения получают современные высокотехнологичные виды услуг, такие, как услуги мобильной связи, высокоскоростного интернета, телевизионной кабельной связи, дистанционные банковские услуги, услуги по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной и автомобильной техники, технологического оборудования. За последние пять лет доля традиционных видов бытовых и коммунальных услуг снизилась с 16 до 9,5 процента, а доля высокотехнологичных услуг возросла до 21,2 процента. В числе высокотехнологичных услуг наиболее интенсивно в последние годы развиваются услуги связи и информатизации, которые за последние пять лет возросли в 3,3 раза, а за отчетный год — на 24,5 процента. [1, с. 3].
В настоящее время в стране проводятся исследования и дискуссии о том, какой должна стать национальная инновационная система. Национальная система Узбекистана должна представлять собой, как минимум трехуровневую структуру:
высший уровень, представляемый, например, Олий Мажлисом, Министерством экономики, Комитетом по координации развития науки и технологий Кабинета Министров, где должны разрабатываться государственная политика и программы развития;
исполнительный уровень — организации, министерства и ведомства (например, Госкомимущество, Министерство финансов, крупные корпорации и др.), которые разрабатывают на своем «ведомственном» или «отраслевом» уровне мероприятия по исполнению государственных программ;
третий уровень, включающий непосредственно инфраструктуру, генерирующую, финансирующую и поддерживающую инновационную деятельность (вузы, научные институты, технопарки, производственные предприятия, фонды, малый бизнес и т. д.). [3, с. 103].
Вне зависимости от выбранной «модели» или «контура», НИС следует отталкиваться от нескольких основополагающих моментов. Формирование инновационной системы должно ориентироваться на приоритетные задачи экономического развития страны, особенно с позиции устойчивого развития, экономической безопасности и технологической независимости. Четко обозначенный вектор развития позволяет сосредотачивать ресурсы на основные цели.
Система, при которой инновации не будут «ожидать» своего часа, а будут использоваться обществом максимально эффективно, должна включать несколько компонентов:
законодательный массив, регулирующий все возможные аспекты инновационной деятельности;
инвестиционно-финансовый блок, который обеспечивал бы финансовую поддержку инноваций на каждом этапе жизненного цикла, особенно для посевного и стартового этапов;
государственную поддержку в виде особых льгот и преференций для рисковых проектов и программ, государственные заказы и закупки;
информационное обеспечение инновационной деятельности, включая создание актуализированных баз данных проектов;
создание поддерживающей инфраструктуры и сети трансфера технологий как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на общереспубликанском уровне;
подготовку кадров по различным аспектам инновационной деятельности и технологического менеджмента;
формирование экспертного сообщества, предоставляющего различные услуги в области технологий и менеджмента;
общественную осведомленность или просветительскую деятельность по формированию инновационно-ориентированного общества.
Каждый из этих элементов является, необходимым, но недостаточным условием. То есть одновременное их формирование позволит создать ту самую инновационную «окружающую среду», вне которой инновационная система не может существовать.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Иванова Н. А. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
- Турсунходжаев М. Развитие национальной инновационной системы как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Узбекистана. // материалы VII Форума экономистов. Тошк.: ИПМИ, 2015.