Формирование и развитие территориальных инновационных систем в России имеет свою давнюю историю, и имеют ряд специфических черт.
Во-первых, большинство крупных научно-производственных комплексов создано на базе «закрытых» и полузакрытых поселений оборонно-ядерного комплекса.
Во-вторых, многие российские технопарки и технополисы скрывают в себе особенности советской экономики, основанной на административно-плановых механизмах управления, и в силу этого имеют значительно меньший опыт организации инновационной деятельности и продвижения продукции в условиях рынка по сравнению с зарубежными.
В-третьих, правовое обеспечение инновационной политики в РФ пока слабо стимулирует развитие этого рода деятельности, что создает серьезные сложности при формировании и развитии территориальных инновационных систем.
В настоящее время в РФ насчитывается 70 городов, которые могут быть отнесены к наукоградам. На их территории в общей сложности проживает более 3 млн. чел., из них свыше 1 млн. — работники, непосредственно занятые в организациях научно-производственного комплекса. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в наукоградах РФ сосредоточено 40 % научно-производственного потенциала реального сектора экономики страны. Формирование и функционирование территориальных инновационных систем в современной России имеет ряд особенностей. К ним относятся формирование территориальных инновационных систем не является для нашей страны чем-то новым, неизвестным (академгородки, научно-производственные объединения, являвшиеся градообразующими в оборонных отраслях промышленности, города-заводы в металлургии и т. д.). В тоже время, отечественная научно-техническая база, обладая колоссальным заделом фундаментальных исследований, в прикладном отношении существенно отстает от развитых стран Запада в большинстве отраслей промышленности. Формирование территориальных инновационных систем в условиях современного развития экономики России возможно только при условии инвестиций на основе многоканального финансирования за счет частного отечественного и зарубежного капитала, а также государственных капитальных вложений.
При условии целенаправленной поддержки развития территориальных инновационных систем со стороны государства они способны ускорить движения России к постиндустриальной стадии социального развития.
В качестве примера можно сослаться на инновационный подход к решению проблем нефтедобывающих компаний. Для эксплуатации стареющих месторождений углеводородов в ведущих нефтегазовых компаниях в первое десятилетие XXIвека стали разрабатываться новые подходы к управлению операциями в разведке и добыче, в режиме реального времени. Эти инновационные технологии имеют различные названия, но одну суть: это умные (цифровые) месторождения. Управление месторождениями в режиме реального времени подразумевает сокращение затрат и ресурсов на подготовку запасов углеводородов к освоению и разработке. «Умная скважина», будучи наиболее важными элементом всего интеллектуального потенциала месторождения, работает в саморегулирующемся режиме. Вся информация поступает в систему контроля и управления, которая автоматически регулирует режим работы скважины. Они обеспечивают оптимальный технологический режим добычи нефти, что приводит к снижению себестоимости эксплуатации месторождений в среднем на 20 %. В 2011 году в мире работали около 800 «умных скважин» [3]. Цифровое месторождение — это уже не концептуальная научная разработка, а действительная реальность для нефтегазовой промышленности. Широкое внедрение технологий цифровых месторождений нефти и газа сдерживается в силу традиционной осторожности компаний по отношению к НИОКР. Новые технологии требуют существенных изменений рабочих мест не только для специалистов высшего звена управления, но в первую очередь — для специалистов низшего и среднего звеньев. Весьма важно, что новая цифровая технология разработки залежей углеводородов помогает лучше понимать саму залежь как самую изменчивую часть процесса извлечения нефти и газа. Поэтому концепция цифрового месторождения базируется на схеме: «Измерение — Моделирование — Принятие решения — Исполнение — Контроль». Экономический эффект от использования цифровых месторождений достигается после завершения всех элементов цепочки, при выполнении которой повторяется цикл замеров, моделирования, принятия решений и контроля, нацеленный на извлечение углеводородов из залежей наиболее выгодными способами. Принцип «высокой технологичности» операций связан не только с внедрением новых технологий. Он нацелен также на создание новых путей использования и интеграции существующих технологий. В настоящее время на цифровых месторождениях используют установленные в скважинах средства беспроводной связи, современные программные средства моделирования, удаленные датчики, а также устройства контроля и телеметрии для передачи огромных массивов данных.
Использование инновационных технологий в нефтедобывающей отрасли посредством освоения и распространения новых технологий — одно из перспективных направлений повышения ее экономической эффективности.
Литература:
1. Сергей Соболев. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России 2012–2020 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний.\\ РБК. 2014. [Электронный ресурс] М.:1995–2015. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949985101893.shtml. (Дата обращения 2.04.2015)
2. Группа ЭРТА. Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: Общее описание отрасли.\\ГазФорум.2011. [Электронный ресурс]2011. URL: http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/226/ (Дата обращения 2.04.2015)
3. Нефтегазовая промышленность как наиболее устойчивая и перспективная отрасль российской экономики.\\Экология. 2015. [Электронный ресурс]2015. URL: http://ru-ecology.info/post/102489900030003/ (Дата обращения 2.04.2015)