Мировой опыт научно-технического прогресса в агропродовольственных системах показывает, что аграрная сфера в развитых странах обладает значительным инновационным потенциалом. В отличие от некоторых отраслей промышленности в аграрном производстве существуют большие возможности массового распространения инноваций при условии достаточного финансирования и четкой организации дел. К тому же и сельскохозяйственное производство, и переработка сельхозсырья обладают своими адаптационными способностями, которые используются при изменении рыночной конъюнктуры.
Глубокие структурные изменения происходятв сельском хозяйстве. Благодаря самоотверженному труду и мастерству фермеров и дехкан, несмотря на сложные погодные условия, в республике выращен и собран богатый урожай сельскохозяйственной продукции – произведено более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, более 3 миллионов 350 тысяч тонн хлопка. Следует отметить, что полученные высокие урожаи обеспечены в основном за счет интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоения современных агротехнологий. [1, с. 2].
Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей.Одна из особенностей сельского хозяйства состоит в том, что здесь наряду с промышленными средствами производства активное участие в производственном процессе принимают живые организмы-животные и растения. Развитие их подчинено действию естественных законов и зависит от таких естественных факторов, как климат, погода, тепло, влага, свет и пища.
Инновационность означает способность АПК к восприятию и реализации нововведений. Можно выделить следующую классификацию инноваций, которая отражает особенности аграрной сферы:
− селекционно-генетические инновации-тип нововведений, присущий только аграрной сфере, фундаментальные исследования по генной, клеточной и хромосомной инженерии, молекулярной вирусологии, прикладные исследования по расширению генофондов сельскохозяйственных растений и животных, их использованию в селекционной работе. Особенность этого типа – длительные сроки всего процесса. Включая собственно селекционную часть и семеноводство новых сортов, он требует 13–15 лет даже при благоприятных условиях. Достаточно велики селекционные риски, которые имеют не только чисто биологическую природу, но и организационные условия реализации сложного по своей природе процесса;
− производственно-технологические инновации-нововведения, которые, будучи результатами научных, в т. ч. селекционно-генетических разработок, находят свое практическое применение в производстве новых видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции. К этому же типу инноваций принадлежат новые технологии проведения сельскохозяйственных работ, применение новых методов содержания скота и птицы, технологии хранения и переработки сельхозсырья, которые обеспечивают повышение и сохранение биологически ценных качеств продукции, снижение ее ресурсоемкости;
− организационно-управленческие инновации объединяют институциональные нововведения при формировании принципиально новых организационно-правовых структур интегрированного типа (агрохолдинги, агрофирмы, технопарки и пр.); создание информационно-консультационных систем. Не менее важны новые методы труда, организации индивидуальной и групповой работы в агропромышленном производстве;
− экономико-социально-экологические инновации-нововведения в системах экономических и социальных отношений, в регулировании производства и рынка, в комплексном развитии сельских территорий, а также применение новых методов поддержания экологического равновесия.
Все перечисленные типы нововведений имеют множество конкретных форм воплощения. Это результаты фундаментальных и прикладных исследований, патенты на изобретения, лицензии; документация на новые технологии; инновационные проекты; национальные, региональные и отраслевые инновационные программы; научно-практические рекомендации. Рынок инновационной продукции и объектов интеллектуальной собственности находится в начальной фазе развития. Предложения на этот рынок поступают от селекционных центров, семеноводческих хозяйств, от информационно-консультационных систем. [2, с. 329].
Агропродовольственный сектор Узбекистана стоит на пороге инновационного обновления. Без этого сельскому хозяйству не выдержать возрастающую конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Инновационные технологии и формы управления производством будут содействовать эффективной пропорциональности АПК и рациональной интеграции продовольственных рынков.
Исключительно важное значение мы придаем углублению промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, развитию инфраструктуры хранения выращенной продукции. В истекшем году созданы и модернизированы 230 предприятий по промышленной переработке сельскохозяйственной продукции, созданы и модернизированы 114 новых холодильных камер емкостью 77,8 тысячи тонн. Общая мощность хранения плодоовощной продукции в республике доведена до 832 тысяч тонн, что позволяет в течение года бесперебойно и без резких сезонных скачков цен обеспечивать население страны основными видами сельскохозяйственной продукции, расширять ее экспортные поставки, сохранять устойчивость цен. [1, с. 2].
В целом затраты на научные исследования в аграрном секторе увеличиваются прежде всего благодаря прикладным и фундаментальным исследованиям. Подтверждение этому, то что, если в 2000 году доля затрат на инновации в общем объёме господдержки сельского хозяйства составила 0,04 процента, то к 2014 году этот показатель увеличился до 0,76 %.
Однако сегодняшний уровень инновационного процесса в аграрномсекторе не имеет возможности обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства. Поэтому существует необходимость разработки механизма активизации инновационной деятельности в русле государственной политики инновационного развития.
Инновационное развитие и повышение конкурентоспособности аграрного сектора Узбекистана включает в себя следующие пять направлений:
− инновационное обновление сельского хозяйства страны;
− инновационное обновление отраслей АПК, снабжающих сельское хозяйство техникой, удобрениями, энергией;
− инновационное обновление отраслей, перерабатывающих сельхозсырье;
− институциональное обеспечение инновационного обновления аграрного сектора (поддержка и кооперирование хозяйств населения и фермеров, малых инновационных предприятий, венчурного бизнеса и т. д.);
− совершенствование нормативно-правового и организационно-управленческого механизма (законодательная база, организация управления, управляющая компания, финансовое, научное, кадровое и информационное обеспечение, экспертиза, отбор и приемка проектов).
Инновационное обновление аграрного сектора Узбекистана и повышение его конкурентоспособности необходимо производить, основываясь на принципах инновационного партнерства государства, науки, образования и бизнеса. В рамках такого партнерства государство определяет долгосрочную стратегию инновационного прорыва, создает правовые и организационно-экономические условия (включая прямые бюджетные инвестиции) для осуществления инноваций. Наука предлагает наиболее эффективные пути и перспективы инновационного обновления с учетом мировых тенденций и специфики страны. Бизнес осуществляет на практике инновационно-инвестиционные проекты, заполняет рыночные ниши конкурентоспособной продукцией. Образование готовит кадры для реализации таких проектов.Потребуется перестроить систему аграрного образования, усилив инновационную подготовку специалистов для всех отраслей агропродовольственного комплекса, организовать обучение, переподготовку и стажировку специалистов, а также увеличить объемы выпуска специализированной современной учебной и научно-популярной литературы.
Таким образом, для инновационного развития экономики Узбекистана в целом и сельского хозяйства в частности необходимо:
− создание Фонда Инноваций и новых технологий при Комитете по координации развития науки и технологий;
− создание структуры инновационных центров в составе крупных компаний;
− составление нормативной базы научно-технических документов по разработке и реализации инноваций;
− разработка и принятие закона «Об инновационной деятельности».;
− создание Венчурного фонда в крупных компаниях;
− создание банка данных инновационных работ для выбора и осуществления инновационных проектов;
− регулирование деятельности институтов, ведущих исследование в одном направлении;
− создание технопарков по отраслям и в регионах;
− разработка единого механизма внедрения результатов инноваций;
− создание Центра по сбору информации для инновации в республиканском масштабе;
− подготовка специалистов инновационного менеджмента.
Литература:
- Каримов И. А. Наша главная цель-несмотря на трудности, решительно идти вперёд, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая ещё более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса.// Народное слово, № 11. 16.01.2016.
- Алимов А. Приоритетные направления повышения инновационного потенциала Узбекистана с учетом международного опыта. Материалы VI Форума молодых ученых-экономистов (т. 1). Ташкент: IFMR, 2014. 327–333 с.