Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Лосева, А. А. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение / А. А. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28069/ (дата обращения: 17.12.2024).



Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, диалог различных культур, способствующий осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определённой цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу — все эти идеи билингвального образования имеют важное значение для российской школы, осваивающей гуманистическую парадигму образования.

К таким сторонам относятся и развитые формы общения, обеспечивающие формирование коммуникативно-ориентированной личности, способной к межкультурной коммуникации, поэтому весьма важным является изучение возможностей, которое открывает для становления такой личности билингвальное образование. В этом плане особую ценность представляет собой опыт школ, осуществляющих билингвальное образование по принципу расширяющегося круга соизучаемых культур и с ориентацией на диалог культур как философский стержень образования и жизненный стиль индивида.

Глубокого осмысления требует сам термин билингвизма как феномен, изучаемый различными науками. Как отмечает В. Маккей, «билингвизм нельзя описать только в рамках лингвистики. Мы должны эти рамки преодолеть. Лингвистику интересует билингвизм лишь настолько, насколько он способен объяснить происходящее в языке, поскольку язык, а не индивид является собственно предметом этой науки». Следуя своим специальным интересам, различные науки пополняют фонд знаний о понятии билингвизм.

Исходя из предмета своего исследования, каждая из них выделяет свою целевую доминанту билингвизма. Если для лингвистики это прежде всего языковая компетенция, отражающая уровень владения родным и иностранным языками, то для психолингвистики важным является, когда и для каких целей язык используется отдельными индивидами или социальными группами.

Билингвальное обучение мы понимаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами родного иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.

Существует несколько типов билингвального обучения:

  1. Аккультурационный. Цель такого обучения — Аккультурация, врастание этнических меньшинств в доминирующую языковую среду, господствующую культуру.
  2. Изолирующий. Его цель — Изоляция этнических меньшинств, социальная дезинтеграция.
  3. Открытый. Цель: Интеграция в общеевропейское и мировое пространство, межкультурная коммуникация, поликультурное воспитание.

Такое образование, подразумевающее активную практику обучения сразу на двух языках, применяется, наиболее активно, например, в учебных заведениях стран, где в обществе «царствуют» несколько языков. Причём это может быть как такая ситуация, когда два языка являются государственными (например, говоря об отечественном образовании, стоит вспомнить, что в ряде субъектов Российской Федерации государственным языком кроме русского являются также адыгейский, алтайский, удмуртский, карачаево-балкарский, татарский, тувинский, чеченский, эрзянский и многие другие языки), так и ситуация, когда кроме государственного языка выразительно присутствует языковой компонент национальных меньшинств (здесь можно упомянуть, например, обучение в Прибалтике).

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, язык, государственный язык, межкультурная коммуникация.


Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы

Физическое воспитание: личностно ориентированная модель

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания

Формирование межэтнических отношений младших школьников как инновационная технология в начальном образовании

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы

Физическое воспитание: личностно ориентированная модель

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания

Формирование межэтнических отношений младших школьников как инновационная технология в начальном образовании

Задать вопрос