Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию внимания младших школьников: введение в проблему | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 1392 раза

Библиографическое описание:

Ковалевская, М. Ю. Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию внимания младших школьников: введение в проблему / М. Ю. Ковалевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27816/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время усилился интерес к психологическому консультированию педагогов. (Суворова Г. А. [3] и др.) Особый интерес вызывают вопросы использования дидактических игр по развитию внимания в консультативно-психологическом процессе.

Обучение в начальной школе — важный этап в жизни каждого ребенка, который переживает тяжелый адаптационный период. Игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, должна постепенно перерасти в учебную. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным. Зарождающееся еще в дошкольном возрасте словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме» требуют от начальной школы системы целенаправленного развития способностей, в том числе с помощью дидактических игр.

В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические и интеллектуальные процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, дидактическая игра также способствует формированию УУД. [7] Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинским и другими авторами.

Большое значение придают игре современные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое явление в жизни ребенка, особенно важна их роль в изучении различных предметов.

Играя, в меру напрягаясь, школьники познают учебные предметы, развивают свои личные качества, способности и таланты, раскрывают собственное Я.

Важную роль в познании мира отводил детской игре В. А. Сухомлинский. Его «школа на природе» — практическая реализация значительных познавательных возможностей целесообразно организованных детских игр, максимально способствующих активизации учебно-воспитательного процесса, формирование творческой личности, ее социализации. [4, с 52]

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Система образования в школе до конца XIX века опиралась на рациональную дидактику, где необходимым компонентом была дидактическая игра. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, где использовалась игры на развитие умственных способностей.

За многие годы сложилось неверное представление: учение считается обязательным и тяжелым трудом, который опирается на механическое запоминание, зубрежку учебного материала. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Конечно, учение это не легкий труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает учеников к новому, тайному, интересному. В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным. В. А. Сухомлинский сказал об этом, что «ребенок — это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру». [4, с. 45]

Игра, по словам Ушинского, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, — пишет Ушинский К. Д., что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка» [6, с. 239]

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающему миру и социальной действительности. [1, с. 548]

Игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Поэтому, игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Игра — это «дитя труда» — писал Ушинский К. Д. — Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, — продолжает Ушинский К. Д., — устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд». [6, с. 243] Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной деятельности. [9, с.78]

Дидактическая игра (игра обучающая) — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. [2, с. 17] Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры разнообразны по видам, они являются необходимым условием в учебно-воспитательном процессе, в дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические и интеллектуальные процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения ребенка. Умелое использование разнообразных видов дидактических игр в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра мотивирует младших школьников к успешности в обучении.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с младшими школьниками. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность учеников. Итак, игра — особый путь получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной — ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему желанию и интересу тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологи говорят, что с окончанием дошкольного периода игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Учитель начальных классов Торгашева Т. Ф. говорит о том, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. [5, с. 10]

Дети очень эмоциональны, впечатлительны в этом возрасте. У них повышается утомляемость — требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий, упражнения, игры. У учащихся этого возраста неустойчивое внимание, поэтому необходимо заинтересовывать их интересным материалом, смелее вводить в урок дидактические игры, «дети всегда запомнят то, что интересно». [5, с. 10]

Ориентация учителя на игру как способ обучения и форму организации деятельности учащихся поможет сделать его труд радостным. Учащиеся разного уровня подготовки, одинаково быстро, смело и с интересом включаются в игру. Использование игры позволяет в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению устойчивого познавательного интереса к учебному предмету.

Учителя начальных классов пишут о том, что им удается вызвать удивление и жгучее любопытство учащихся во время занятий, наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражении лиц детей, когда у них вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить.

Многие учителя прилагают достаточно много усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы усвоение учебного материала.

Таким образом, дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

– значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению;

– каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

– активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

– развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Ценность дидактических игр в развитии личности младшего школьника заключается и в том, что дети учатся самостоятельной работе, учатся активно помогать друг другу, и проверять себя в коллективной и индивидуальной работе.

Дидактическая игра способствует формированию знаний ученика, если в обучении реализуется принцип «играя — обучай».

Разнообразие видов дидактических игр на уроках способствует активизации учеников, формирует положительную мотивацию в обучении.

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Психологическое консультирование будет более продуктивным, если рассматривать внимание как аттенционную способность, или как способность внимания по В. Д. Шадрикову. [8, с. 437]. В этом случае становится более понятно, что развивают дидактические игры: сосредоченность, объем внимания, распределение, переключение, устойчивость внимания.

Чрезвычайно актуальной становится разработка «консультативной матрицы для педагогов» по применению разных дидактических игр на развитие внимания при выполнении разных познавательных задач (задач познания, по В. Д. Шадрикову).

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь / ред.А. П. Горкин. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Большая Российская энциклопедия: Норинт, 2002. — 1456 с.
  2. Словарь психолого-педагогических понятий: — справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения / авт. — сост. Каленникова Т. Г., Борисеевич. — Минск: БГТУ, 2007. — 68с.
  3. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: МПГУ, 2015.-416с.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньская школа, 1973. — 288 с.
  5. Торгашева Т. Ф. Игра на уроках в начальной школе // Начальная школа 2012. — № 3 — с. 10–12.
  6. Ушинский К. Д. Избр. Соч. Т1. — М., 1953. — С. 589.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: просвещение, 2011. — 33с.
  8. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 656с.
  9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 352с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, игровая деятельность, ребенок, учебный материал, процесс познания, учебная деятельность, дошкольный возраст, младший школьник, радостное рабочее настроение.


Похожие статьи

Использование детской литературы как основы арт-терапевтической программы при работе с детьми из детского дома: обзор опыта деятельности

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Психологическое консультирование родителей по формированию общения у детей: постановка проблемы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Похожие статьи

Использование детской литературы как основы арт-терапевтической программы при работе с детьми из детского дома: обзор опыта деятельности

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Психологическое консультирование родителей по формированию общения у детей: постановка проблемы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Задать вопрос