Интерес к математике у дошкольников поддерживается самими занимательными заданиями, вопросами, заданиями. Говоря о развлечениях, мы не имеем в виду развлекать детей пустым весельем, но развлекать содержание математических заданий. Педагогически обоснованное развлечение направлено на привлечение внимания детей, его укрепление и активацию их умственной деятельности. Математическая игра для дошкольников несет в себе элементы веселья. Развлечение — основа для проникновения в сознание детей чувства красоты в самой математике. Занимательный характер характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических задач, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих задач. Поэтому воспитатели ищут от самих детей понятного объяснения сути простых заданий — шуток, забавных ситуаций, в которых учащиеся оказываются во время игр, т. е. достичь понимания сути самого юмора и его безвредности.
а) Дидактическая игра как средство изучения математики.
На уроках математики большое место занимают игры. В основном это дидактические игры, т. е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных умственных операций, либо развитию вычислительных техник, умению свободно владеть счетом. Целевое включение в игру повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самообразования. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметные для себя и без особых затруднений и давления, приобретают определенные знания и навыки. У старших дошкольников потребность в игре велика, поэтому воспитатели детских садов включают ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, дарит веселое настроение детской команде, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у студентов живой интерес к процессу познания. В нем дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои сильные стороны, развивают умения и навыки. Это помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс обучения.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сравнивает, классифицирует объекты по тем или иным признакам, делает доступными ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры дают возможность развить у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают в детях изобретательность, находчивость, изобретательность.
Однако не каждая игра имеет значительную образовательную и воспитательную ценность, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучения персонажу объединяет новую познавательную деятельность ребенка с уже знакомой ему, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей от шести лет. Им удается сосредоточить внимание даже самых инертных детей. Сначала дети проявляют интерес только к игре, а затем к учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно проводить обучение детей математике, необходимы игры особого типа. Они должны быть организованы таким образом, чтобы: во-первых, как способ выполнения игровых действий, возникала объективная необходимость в практическом применении учетной записи; во-вторых, содержание игры и практических действий будет интересным и даст возможность проявить самостоятельность и инициативность детей.
б) Логические игры.
Логические игры позволяют строить правильные суждения на основе доступного математического материала для детей, основываясь на их жизненном опыте, без предварительного теоретического изучения самих законов и правил логики.
В процессе логических игр дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза и устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего логические игры, предлагаемые детям, не требуют вычислений, а только заставляют детей выполнять правильные суждения и предоставлять простые доказательства. Сами игры являются занимательными, поэтому они способствуют возникновению у детей интереса к процессу умственной деятельности.
Народные головоломки всегда служили и являются захватывающим материалом для размышлений. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, которые угадывают и сам предмет. Загадки — это своего рода логическая задача идентификации объекта по некоторым его признакам. Знаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета.
в) Сюжетно-ролевая математическая игра
Среди математических игр для детей есть ролевая а также сюжетные игры. Ролевые игры можно назвать креативными. Основным их отличием от других игр является независимость создания сюжета и правил игры и их реализации. Наиболее привлекательной силой для дошкольников являются те роли, которые позволяют им проявить высокие моральные качества личности: честность, смелость, дружелюбие, находчивость, остроумие, остроумие. Поэтому такие игры способствуют не только развитию индивидуальных математических навыков, но и остроте и логичности мышления.
В частности, игра способствует развитию дисциплины, потому что любая игра проводится по соответствующим правилам. Вступая в игру, ребенок следует определенным правилам; в то время как он подчиняется самим правилам не принуждением, а полностью добровольно, в противном случае не будет никакой игры. И реализация правил связана с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости [8, с. 59].
Однако, несмотря на важность и значимость игры, это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона игрового контента всегда должна быть заметно выделена. Только тогда он выполнит свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.
Литература:
- Архангельский,[Л1] Л. М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. — М.
- Бобкова, Т. И. Развитие детей 6–7 лет / Т. И. Бобкова, В Красносельская. — М.: ТЦ Сфера.
- Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт.
- Буре, Р. С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р. С. Буре, Л. Д. Костелова — М.
- Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. — М.: Питер.
- Биосоциальная природа материнства и раннего детства. — М.: Издательство СПбГУ, 2016.
- Боно Э. Д. Учите своего ребенка мыслить / Э. Боно. — М.: Попурри.
[Л1]Убрать запятые после фамилий