Внеклассное мероприятие «Народные промыслы Поволжского края» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству в рамках школьного музея) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 4207 раз

Библиографическое описание:

Неплюева, Г. В. Внеклассное мероприятие «Народные промыслы Поволжского края» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству в рамках школьного музея) / Г. В. Неплюева, С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 714-717. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26522/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цели внеклассного мероприятия:

  1. Формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья.
  2. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков исторического анализа.
  3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего края, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
  4. Повышение роли музея в формировании нравственного, духовного и идейного мировоззрения учащихся.
  5. Возрождение интереса к народным промыслам, декоративно-прикладному творчеству.

Задачи внеклассного мероприятия:

  1. Углубить знания о жизни и быте народов Поволжья.
  2. Применить имеющиеся у учащихся знания при систематизации имеющегося у школьников социального знания.
  3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно нравственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
  4. Создавать представления о характерных особенностях народных промыслов.
  5. Развивать воображение, чувство красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
  6. Формировать интерес к истории и культуре своего народа.
  7. Обогатить представления учащихся о жизни и труде предков, воспитывать патриотизм.

Оборудование:

В мероприятии задействованы: рекреация и два кабинета: художественная мастерская и музей. Для художественной мастерской: 3 стола со стульями, 6 скатертей, изделия и образцы росписей Жостова, Гжели, Хохломской росписи. Краски гуашевые, баночки для воды, кисти, палитры. Шаблоны ложек из бумаги, имитирующие дерево. Пластиковые ложки, чугунок с кашей, хлеб. Русские народные костюмы.

В музее — экспонаты.

Музыкальный ряд: Русские народные песни: Ярмарка, русская народная плясовая.

Обычно класс по количеству учащихся большой, то целесообразно разделить их на две группы.

Для ярмарки (используется рекреация): 3 стола, покрытые скатертью, на них изделия Жостова, Гжели, Хохломской росписи. Играет музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Действие разворачивается в рекреации.

Зазывала -1 ученица:

Ой, вы, гости, господа,

Долго ль ехали? Сюда!

Люди, подходите-ка!

На изделия поглядите-ка!

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

Продавец 1:

А вот Жостово!

Знаменитый Жостовский букет!

Красно-алые бутоны в изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы обрамляют розы омут.

А ведь Жостово — старинный русский народный художественный промысел. Жостовская роспись выполняется по металлу. Главная тема украшения жостовских кованых подносов — это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Наши умельцы выполняют роспись приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Продавец 2:

А вот Гжель!

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых, кувшины и кружки быль ли небыль,

Изделия рук золотых

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье –

Русская звонкая Гжель.

А наша Гжель издавна славилась своими глинами.Мастера находили в родной стороне глину чудесную, белую-белую и лепили из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской. Полюбилась она людям, и стали называть ее нежно «голубое чудо».

Продавец 3:

А вот Хохлома!

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ. а на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

Ложки золоченые,

Узоры крученые,

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Покрыта миска позолотой,

Расписана лесной травкой и спелыми ягодами

Глаз невозможно отвести!

А наш промысел насчитывает более трёх столетий. Эта техника любима всем народом! Незатейливые узоры, переплетаясь между собой и образуя яркий красочный рисунок, создают неповторимую посуду и мебель! Вряд ли что-то сможет более ярко и живо описать русский народ: непростой, но всегда добрый и красивый душой!

Зазывала:

Расступись, народ, образуй хоровод! На ярмарку люди приходили товар купить, себя показать. Какая ярмарка без песни да пляски! Вот и нам приехал купец, хочет пляску свою показать. Расступись, народ!

Ученик танцует русский народный танец.

Разводящий 1:

Ну что же, хватит слово говорить, пора к делу переходить! Кто зацепится за мой кушак, того с собой поведу, все секреты расскажу! (класс делится на две группы, разводящий ведет 1-ю группу в художественную мастерскую)

Разводящий 2: А другие, ко мне подходи и игру погляди! (играют в народную игру, а затем уводит 2-ю группу в музей)

Работа в художественной мастерской

Учитель изобразительного искусства:

Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь. Сегодня мы пришли в мастерскую. Это необычная мастерская — художественная! Значит, мы сегодня будем что-то создавать своими руками. Речь пойдет о посуде. Изготовление посуды во многих регионах стало народным промыслом. Изначально, посуда изготавливалась из дерева, глины, металла. Однако, деревянная посуда быстро выходила из строя. А как вы думаете, почему? (быстро загрязнялась, трескалась). Глина, пригодная для изготовления посуды, не везде встречалась, металл — удовольствие дорогое. А вот дерево — повсеместно сопровождало человека.

Посуду делали из липы, ольхи, березы. Пользовались неокрашенной посудой, это было неудобно, т. к. древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Стали покрывать специальным посеребренным порошком, затем олифой — вареным льняным маслом. Потом прогревали изделия в печи, и цвет серебряный приобретал золотой оттенок.

Особое внимание уделялось ложке. Ложкой хлебали квас да кисель, ели щи да кашу. Очень любили подарочные ложки, ложки — черпалки, ложки-поварешки. Они были выполнены из простого дерева и расписаны сказочными цветами и травами, Такие ложки были праздничными. По будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными. Интересно, что Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей — в далекой Персии. И особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии традиционно выполняли нижегородцы.

Волга — река большая. Мы живем на средней Волге. Здесь своей росписи не сложилось, а знаете почему? Ведь Волга — великий торговый путь. Сколько разных народов перемещалось по реке через наш край, у каждого свои узоры, много ярких красок. Конечно, проще было купить.

Поволжье славилось рыболовством. Рыбу ловили, она была разная — от щуки до осетрины. На столе и у богатых, и у бедных была даже икра. Выращивали на полях подсолнух — масло жали. Яблоками славились — слышали, наверное, знакомый нам яблоневый овраг, хлеб ржаной выращивали. Красок много было — Самарская лука богата зеленью — березовыми рощами, дубравами и, конечно, все это венчает наша матушка — Волга. А сколько народностей живет у нас сейчас, у каждого свой национальный узор.

Попробуем себя сегодня вроли местных мастеров-умельцев. Посмотрите на работы хохломской и других росписей, выполним узор на ложках, который отражал бы наш край.

Возьмите по шаблону ложки и представьте себе, как бы мог выглядеть поволжский узор, выполните его.

Учащиеся выполняют роспись ложки.

По окончании работы ложки развешиваются на доске.

Вопрос учащимся:

Расскажите, что вы изобразили на своей ложке?

(учащиеся представляют свои работы)

Работы, которые вы сегодня выполнили, обязательно будут использоваться в дальнейшем на уроках истории и изобразительного искусства. Спасибо за работу, а теперь пройдите в музейную комнату, там вы узнаете о других промыслах, в частности, о лесном. Узнаете, что давал лес ставропольчанам. Помним о тишине, правилах поведения в музее. Предлагаю отдохнуть, пройти и поиграть в народную игру.

Поиграв, учащиеся заходят в музей.

Учитель истории: Азнаете ли вы оСтавропольских промыслах?

На протяжении многих веков ставропольская земля была основным источником существования наших предков. Они растили хлеб, выращивали скот, занимались своим хозяйством, но не всегда сводили концы с концами в своем бюджете. Жизнь приучила сельского жителя уметь владеть навыками необходимых в быту профессий, многие умели это делать. Ни одного дня, кроме праздничного, крестьяне не сидели без дела. «Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают», — мудро рассуждали крестьяне. «С ремеслом не пропадешь. Без ремесла — без рук».

Суровые условия климата, нехватка земельных площадей, возрастающая стоимость жизни постепенно ухудшали материальное положение крестьянина. Доходы от земли не всегда покрывали расходы крестьянина. Приходилось искать заработки вне сельского хозяйства.

В этих условиях стало выручать умение владеть каким-либо ремеслом. В народе говорили: «и то ремесло, коли умеешь делать весло». Уже в первый год основания города 24 декабря 1737 года комендант крепости Андрей Змеев, заботясь о развитии ремесел в строящемся городе, просит власти Петербурга: «надлежит к содержанию той крепости вечно определить мастеровых людей, а именно: кузнецов — 4, слесарей — 2, столяров — 4, токарей — 2, пешнаков (печников) — 4, кирпичников — 2, плотников — 6. А без оных мастеровых людей при той крепости во всяких случающихся поделках никак пробыть невозможно».

В конце 1883 года согласно проведенной переписи 15.833 крестьянских хозяйств Ставропольского уезда занимались различными промыслами. Одни промыслы были тесно связаны с сельским хозяйством: маслобойщики, ого родники, пасечники, садовники. Другие превращали крестьян в каменщиков, колодезников, кровельщиков, маляров, кирпичников, пильщиков, печников.

Были среди крестьян Ставропольского уезда и бондари, ведерники, гармонщики, колесники, лапотники. Требовали своих умельцев и промысла и ремесла, связанные с изготовлением одежды и обуви для человека: башмачники, овчинники, сапожники, сыромятники, портные, шерстобиты, шапочники, женщины всю зиму сидели за ткацкими станами — ткали холсты. Зимой их отбеливали на морозе, по насту, а 1 мая, сельские ткачихи выносили первые холсты на первое весеннее солнышко. Проветренные и прогретые холсты, готовя к ярмарке, сворачивали в «трубки». Так и торговали на ярмарке — «трубками». Немного, но были и промыслы, связанные работой с металлом: кузнецы, медники, слесаря.

Если был спрос, то вся деревня занималась плетением рогож, то изделиями из бересты, то лук выращивать.

В конце прошлого века среди населения Ставропольского уезда была масса различных и нужных людям ремесел. Каких только не было. Было 44 человека калачников, которые выпекали калачи, 230 — дровосеков, 38 — лапотников, 48 — рогожников, 342 — портных, 4 — гребенщика, 27 — колодезников и т. д. Часть ремесел, распространенных ранее в Ставропольском уезде, сейчас исчезла из нашей жизни: одни исторически угасли (кучера, лакеи), другие сменили название (красильщики, повитухи), третьих, — современная технология отодвинула с переднего края, а многие постепенно забываются.

Сегодня речь пойдет об одном промысле, который кормил многих ставропольчан, без изделий этого промысла и сегодня мы обойтись не можем — это лесной промысел.

Лесной промысел

В жизни человека лес играл и играет огромную роль, давая работу, изделия лесного промысла всегда сопутствовали человеку. Замечательный русский писатель

К. Г. Паустовский как-то заметил, что «леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но и поддерживают самую жизнь на земле».

Леса в Ставропольском уезде были в основном в северной и южной частях уезда: в Бряндинской, Мулловской, Старо-Бенарадской и Федоровской волостях. Здесь жили крестьяне, для которых работа в лесу являлась промыслом, в дополнении к хлебопашеству. 230 крестьянских дворов этих волостей являлись дроворубами. Крестьяне деревни Кунеевка (на месте этой деревни сейчас располагается пос. Комсомольский) традиционно в зимнее время нанимались рубить и возить лес в экономию графа Орлова-Давыдова. Для этого крестьяне переселялись на 2–3 недели в лес, где устраивали себе холодные землянки. Нетрудно догадаться, что работать приходилось по пояс в снегу. В Старой Бинарадке этим промыслом занималась почти половина деревни. Лес рубили и возили к Волге за 12 верст от села, получая по 28 копеек за каждый доставленный воз. Здесь его готовили к продаже в других местах, собирали плоты или готовили к погрузке баржу. Часть привезенного леса оставалась для переработки на местных предприятиях. Зачастую дроворубный промысел комбинировался с другими, непосредственно с ним связанными — мочальным и лубочным. А лыко и мочало являлись тем сырьем, которое требовалось многим. Из лыка плели рогожи, из которых делали кули для сыпучих продуктов, циновки на пол. В Ставропольском уезде работало 48 мастеров-рогожников).

Но главное, для чего использовалось лыко — это лапти — самая массовая, самая дешевая и самая популярная старинная русская обувь. Лапти были хороши всем — легкие, удобные, дешевые, теплые зимой и прохладные летом. Один недостаток был у лаптей — быстро снашивались: до 20 пар снашивалось за сезон. В народе не зря говорили: «в дорогу идти, пятеро лаптей сплести».

Делали для «шлепанья» по домашнему хозяйству с завышенными бортиками — их называли бахилки. Почти без сомненья можно говорить, что известная всем Бахилова поляна наверняка связана с этим промыслом. А из мочала делали швабры, кисти, веревки, канаты, упряжь для лошадей. Использовалось лыко для набивки тюфяков и мягкой мебели. Наконец, никто не обходился без обыкновенной банной мочалки.

Собираясь в лес на зимний промысел, крестьяне брали с собой и несколько «кружков» замороженных щей, различные каши (каши для дальней дороги запаривались в печи на воде) — основная и редко сменяемая пища. «Щи да каша — пища наша», — гласила каждодневная поговорка. Щи никогда не приедались. Говорили: «отец родной надоест, а щи не надоедят». В лесу на костре замороженные «кружки» щей легко было разогреть и, пожалуйста, домашняя еда.

А, кстати, чем в лесу щи да каши есть будете? Конечно, ложками, но какими? (Разговор о деревянной ложке. Почему именно деревянная ложка? Почему деревянная ложка более глубокая? Почему ложки раскрашивали?).

Учащимся предлагается отведать кашу из чугунка с хлебом. Затем группа учащихся отправляется в художественную мастерскую, а учитель истории встречает группу из художественной мастерской.

Литература:

1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.- 223 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Народные промыслы А. Киселёв. — «Белый Город», 2008

3. Народные Игры./Под ред. И. Портных. М.:Ф.С, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): Ставропольский уезд, Гжель, ложок, промысл, деревянная ложка, изделие, лес, мастерская, народ, работа, учащийся.


Похожие статьи

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси»

Музыкально-тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские колядки»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поездка на лесную полянку»

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Насекомые» в старшей коррекционной группе

Открытая интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «В гости к дедушке Маршаку»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада

Похожие статьи

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси»

Музыкально-тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские колядки»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поездка на лесную полянку»

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Насекомые» в старшей коррекционной группе

Открытая интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «В гости к дедушке Маршаку»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада

Задать вопрос