Цели внеклассного мероприятия:
- Формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья.
- Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков исторического анализа.
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего края, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
- Повышение роли музея в формировании нравственного, духовного и идейного мировоззрения учащихся.
- Возрождение интереса к народным промыслам, декоративно-прикладному творчеству.
Задачи внеклассного мероприятия:
- Углубить знания о жизни и быте народов Поволжья.
- Применить имеющиеся у учащихся знания при систематизации имеющегося у школьников социального знания.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно нравственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
- Создавать представления о характерных особенностях народных промыслов.
- Развивать воображение, чувство красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
- Формировать интерес к истории и культуре своего народа.
- Обогатить представления учащихся о жизни и труде предков, воспитывать патриотизм.
Оборудование:
В мероприятии задействованы: рекреация и два кабинета: художественная мастерская и музей. Для художественной мастерской: 3 стола со стульями, 6 скатертей, изделия и образцы росписей Жостова, Гжели, Хохломской росписи. Краски гуашевые, баночки для воды, кисти, палитры. Шаблоны ложек из бумаги, имитирующие дерево. Пластиковые ложки, чугунок с кашей, хлеб. Русские народные костюмы.
В музее — экспонаты.
Музыкальный ряд: Русские народные песни: Ярмарка, русская народная плясовая.
Обычно класс по количеству учащихся большой, то целесообразно разделить их на две группы.
Для ярмарки (используется рекреация): 3 стола, покрытые скатертью, на них изделия Жостова, Гжели, Хохломской росписи. Играет музыка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Действие разворачивается в рекреации.
Зазывала -1 ученица:
Ой, вы, гости, господа,
Долго ль ехали? Сюда!
Люди, подходите-ка!
На изделия поглядите-ка!
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!
Продавец 1:
А вот Жостово!
Знаменитый Жостовский букет!
Красно-алые бутоны в изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы обрамляют розы омут.
А ведь Жостово — старинный русский народный художественный промысел. Жостовская роспись выполняется по металлу. Главная тема украшения жостовских кованых подносов — это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Наши умельцы выполняют роспись приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.
Продавец 2:
А вот Гжель!
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых, кувшины и кружки быль ли небыль,
Изделия рук золотых
Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и творенье –
Русская звонкая Гжель.
А наша Гжель издавна славилась своими глинами.Мастера находили в родной стороне глину чудесную, белую-белую и лепили из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской. Полюбилась она людям, и стали называть ее нежно «голубое чудо».
Продавец 3:
А вот Хохлома!
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ. а на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!
Ложки золоченые,
Узоры крученые,
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Покрыта миска позолотой,
Расписана лесной травкой и спелыми ягодами
Глаз невозможно отвести!
А наш промысел насчитывает более трёх столетий. Эта техника любима всем народом! Незатейливые узоры, переплетаясь между собой и образуя яркий красочный рисунок, создают неповторимую посуду и мебель! Вряд ли что-то сможет более ярко и живо описать русский народ: непростой, но всегда добрый и красивый душой!
Зазывала:
Расступись, народ, образуй хоровод! На ярмарку люди приходили товар купить, себя показать. Какая ярмарка без песни да пляски! Вот и нам приехал купец, хочет пляску свою показать. Расступись, народ!
Ученик танцует русский народный танец.
Разводящий 1:
Ну что же, хватит слово говорить, пора к делу переходить! Кто зацепится за мой кушак, того с собой поведу, все секреты расскажу! (класс делится на две группы, разводящий ведет 1-ю группу в художественную мастерскую)
Разводящий 2: А другие, ко мне подходи и игру погляди! (играют в народную игру, а затем уводит 2-ю группу в музей)
Работа в художественной мастерской
Учитель изобразительного искусства:
Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь. Сегодня мы пришли в мастерскую. Это необычная мастерская — художественная! Значит, мы сегодня будем что-то создавать своими руками. Речь пойдет о посуде. Изготовление посуды во многих регионах стало народным промыслом. Изначально, посуда изготавливалась из дерева, глины, металла. Однако, деревянная посуда быстро выходила из строя. А как вы думаете, почему? (быстро загрязнялась, трескалась). Глина, пригодная для изготовления посуды, не везде встречалась, металл — удовольствие дорогое. А вот дерево — повсеместно сопровождало человека.
Посуду делали из липы, ольхи, березы. Пользовались неокрашенной посудой, это было неудобно, т. к. древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Стали покрывать специальным посеребренным порошком, затем олифой — вареным льняным маслом. Потом прогревали изделия в печи, и цвет серебряный приобретал золотой оттенок.
Особое внимание уделялось ложке. Ложкой хлебали квас да кисель, ели щи да кашу. Очень любили подарочные ложки, ложки — черпалки, ложки-поварешки. Они были выполнены из простого дерева и расписаны сказочными цветами и травами, Такие ложки были праздничными. По будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными. Интересно, что Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей — в далекой Персии. И особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии традиционно выполняли нижегородцы.
Волга — река большая. Мы живем на средней Волге. Здесь своей росписи не сложилось, а знаете почему? Ведь Волга — великий торговый путь. Сколько разных народов перемещалось по реке через наш край, у каждого свои узоры, много ярких красок. Конечно, проще было купить.
Поволжье славилось рыболовством. Рыбу ловили, она была разная — от щуки до осетрины. На столе и у богатых, и у бедных была даже икра. Выращивали на полях подсолнух — масло жали. Яблоками славились — слышали, наверное, знакомый нам яблоневый овраг, хлеб ржаной выращивали. Красок много было — Самарская лука богата зеленью — березовыми рощами, дубравами и, конечно, все это венчает наша матушка — Волга. А сколько народностей живет у нас сейчас, у каждого свой национальный узор.
Попробуем себя сегодня вроли местных мастеров-умельцев. Посмотрите на работы хохломской и других росписей, выполним узор на ложках, который отражал бы наш край.
Возьмите по шаблону ложки и представьте себе, как бы мог выглядеть поволжский узор, выполните его.
Учащиеся выполняют роспись ложки.
По окончании работы ложки развешиваются на доске.
Вопрос учащимся:
Расскажите, что вы изобразили на своей ложке?
(учащиеся представляют свои работы)
Работы, которые вы сегодня выполнили, обязательно будут использоваться в дальнейшем на уроках истории и изобразительного искусства. Спасибо за работу, а теперь пройдите в музейную комнату, там вы узнаете о других промыслах, в частности, о лесном. Узнаете, что давал лес ставропольчанам. Помним о тишине, правилах поведения в музее. Предлагаю отдохнуть, пройти и поиграть в народную игру.
Поиграв, учащиеся заходят в музей.
Учитель истории: Азнаете ли вы оСтавропольских промыслах?
На протяжении многих веков ставропольская земля была основным источником существования наших предков. Они растили хлеб, выращивали скот, занимались своим хозяйством, но не всегда сводили концы с концами в своем бюджете. Жизнь приучила сельского жителя уметь владеть навыками необходимых в быту профессий, многие умели это делать. Ни одного дня, кроме праздничного, крестьяне не сидели без дела. «Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают», — мудро рассуждали крестьяне. «С ремеслом не пропадешь. Без ремесла — без рук».
Суровые условия климата, нехватка земельных площадей, возрастающая стоимость жизни постепенно ухудшали материальное положение крестьянина. Доходы от земли не всегда покрывали расходы крестьянина. Приходилось искать заработки вне сельского хозяйства.
В этих условиях стало выручать умение владеть каким-либо ремеслом. В народе говорили: «и то ремесло, коли умеешь делать весло». Уже в первый год основания города 24 декабря 1737 года комендант крепости Андрей Змеев, заботясь о развитии ремесел в строящемся городе, просит власти Петербурга: «надлежит к содержанию той крепости вечно определить мастеровых людей, а именно: кузнецов — 4, слесарей — 2, столяров — 4, токарей — 2, пешнаков (печников) — 4, кирпичников — 2, плотников — 6. А без оных мастеровых людей при той крепости во всяких случающихся поделках никак пробыть невозможно».
В конце 1883 года согласно проведенной переписи 15.833 крестьянских хозяйств Ставропольского уезда занимались различными промыслами. Одни промыслы были тесно связаны с сельским хозяйством: маслобойщики, ого родники, пасечники, садовники. Другие превращали крестьян в каменщиков, колодезников, кровельщиков, маляров, кирпичников, пильщиков, печников.
Были среди крестьян Ставропольского уезда и бондари, ведерники, гармонщики, колесники, лапотники. Требовали своих умельцев и промысла и ремесла, связанные с изготовлением одежды и обуви для человека: башмачники, овчинники, сапожники, сыромятники, портные, шерстобиты, шапочники, женщины всю зиму сидели за ткацкими станами — ткали холсты. Зимой их отбеливали на морозе, по насту, а 1 мая, сельские ткачихи выносили первые холсты на первое весеннее солнышко. Проветренные и прогретые холсты, готовя к ярмарке, сворачивали в «трубки». Так и торговали на ярмарке — «трубками». Немного, но были и промыслы, связанные работой с металлом: кузнецы, медники, слесаря.
Если был спрос, то вся деревня занималась плетением рогож, то изделиями из бересты, то лук выращивать.
В конце прошлого века среди населения Ставропольского уезда была масса различных и нужных людям ремесел. Каких только не было. Было 44 человека калачников, которые выпекали калачи, 230 — дровосеков, 38 — лапотников, 48 — рогожников, 342 — портных, 4 — гребенщика, 27 — колодезников и т. д. Часть ремесел, распространенных ранее в Ставропольском уезде, сейчас исчезла из нашей жизни: одни исторически угасли (кучера, лакеи), другие сменили название (красильщики, повитухи), третьих, — современная технология отодвинула с переднего края, а многие постепенно забываются.
Сегодня речь пойдет об одном промысле, который кормил многих ставропольчан, без изделий этого промысла и сегодня мы обойтись не можем — это лесной промысел.
Лесной промысел
В жизни человека лес играл и играет огромную роль, давая работу, изделия лесного промысла всегда сопутствовали человеку. Замечательный русский писатель
К. Г. Паустовский как-то заметил, что «леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но и поддерживают самую жизнь на земле».
Леса в Ставропольском уезде были в основном в северной и южной частях уезда: в Бряндинской, Мулловской, Старо-Бенарадской и Федоровской волостях. Здесь жили крестьяне, для которых работа в лесу являлась промыслом, в дополнении к хлебопашеству. 230 крестьянских дворов этих волостей являлись дроворубами. Крестьяне деревни Кунеевка (на месте этой деревни сейчас располагается пос. Комсомольский) традиционно в зимнее время нанимались рубить и возить лес в экономию графа Орлова-Давыдова. Для этого крестьяне переселялись на 2–3 недели в лес, где устраивали себе холодные землянки. Нетрудно догадаться, что работать приходилось по пояс в снегу. В Старой Бинарадке этим промыслом занималась почти половина деревни. Лес рубили и возили к Волге за 12 верст от села, получая по 28 копеек за каждый доставленный воз. Здесь его готовили к продаже в других местах, собирали плоты или готовили к погрузке баржу. Часть привезенного леса оставалась для переработки на местных предприятиях. Зачастую дроворубный промысел комбинировался с другими, непосредственно с ним связанными — мочальным и лубочным. А лыко и мочало являлись тем сырьем, которое требовалось многим. Из лыка плели рогожи, из которых делали кули для сыпучих продуктов, циновки на пол. В Ставропольском уезде работало 48 мастеров-рогожников).
Но главное, для чего использовалось лыко — это лапти — самая массовая, самая дешевая и самая популярная старинная русская обувь. Лапти были хороши всем — легкие, удобные, дешевые, теплые зимой и прохладные летом. Один недостаток был у лаптей — быстро снашивались: до 20 пар снашивалось за сезон. В народе не зря говорили: «в дорогу идти, пятеро лаптей сплести».
Делали для «шлепанья» по домашнему хозяйству с завышенными бортиками — их называли бахилки. Почти без сомненья можно говорить, что известная всем Бахилова поляна наверняка связана с этим промыслом. А из мочала делали швабры, кисти, веревки, канаты, упряжь для лошадей. Использовалось лыко для набивки тюфяков и мягкой мебели. Наконец, никто не обходился без обыкновенной банной мочалки.
Собираясь в лес на зимний промысел, крестьяне брали с собой и несколько «кружков» замороженных щей, различные каши (каши для дальней дороги запаривались в печи на воде) — основная и редко сменяемая пища. «Щи да каша — пища наша», — гласила каждодневная поговорка. Щи никогда не приедались. Говорили: «отец родной надоест, а щи не надоедят». В лесу на костре замороженные «кружки» щей легко было разогреть и, пожалуйста, домашняя еда.
А, кстати, чем в лесу щи да каши есть будете? Конечно, ложками, но какими? (Разговор о деревянной ложке. Почему именно деревянная ложка? Почему деревянная ложка более глубокая? Почему ложки раскрашивали?).
Учащимся предлагается отведать кашу из чугунка с хлебом. Затем группа учащихся отправляется в художественную мастерскую, а учитель истории встречает группу из художественной мастерской.
Литература:
1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.- 223 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Народные промыслы А. Киселёв. — «Белый Город», 2008
3. Народные Игры./Под ред. И. Портных. М.:Ф.С, 2000