Удивительная хохлома | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 825 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. М. Удивительная хохлома / А. М. Зайцева, Е. Г. Баландина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2929/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техниками выполнения узоров, но и с традициями и культурой нашей страны.

Ключевые слова: народные промыслы, хохлома, народное творчество, русская традиционная культура.

Народные художественные промыслы — это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов чудесным образом сочетают в себе неповторимость и уникальность русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами. Народные промыслы дошли до нас с давних времён — роспись, резьба, кружево и т. д. [2, с.15]

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков, придавая самобытность и красоту. Технология изготовления этих изделий в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты данной местности и культуры [4, с.21]. С многими промыслами я познакомилась у своей бабушки. Она собрала удивительную коллекцию посуды с хохломской росписью, подносы с жостовской росписью. Путешествуя по России, она приобретала уникальные удивительные предметы и вещи: вологодские кружева-воротнички, палехские шкатулки, дымковские игрушки, посуду Гжель и многое другое.

Золотая Хохлома — удивительное, яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного творчества. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. Вот такая легенда существует об этом виде промысла… Давным-давно, поселился за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, сказка — ложь, да в ней намек.

Хохломские изделия изготавливают из липы, березы и других мягких сортов древесины. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки, игрушки. Хохломские изделия считались хорошим подарком, да и сейчас очень приятно получать и преподносить в подарок изделия с этой волшебной росписью. В больших количествах изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Как известно, ложки еще использовались как музыкальный инструмент. И по сей день в народных оркестрах присутствуют ложечники. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет её по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

Изучая материал по хохломской росписи, мы пришли к выводу, что есть некий алгоритм изготовления хохломских изделий.

Вот он какой: сначала мастера вытачивают изделия из дерева на станке, затем их шпаклюют и покрывают тонким слоем глины, шкурят и протирают наждачной бумагой, затем олифят и покрывает специальным составом для деревянных поверхностей. Потом лудят, покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи. И, наконец, покрывают изделия специальным лаком. Изделия высушиваются при температуре 100–120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Так и родилось название — «золотая хохлома» [3, с.23]. Итак, теперь заготовка готова. По этому фону можно начинать роспись.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют красивый узорный орнамент. К изделиям предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. Роспись наносится мастерами этого дела — кистью от руки без предварительной разметки. Это сложно, но мастерам своего дела все по плечу. И появляется чудесный рисунок, радующий глаз и душу… Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая” (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон” (золотистый рисунок на цветном фоне). Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы: «травинки»- имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: — роспись «под фон» и роспись «кудрина» .

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жары, ни стужи. Все так же будут сиять краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали чудо золотые руки мастеров [1, с.19].

Современная хохлома сохраняет традиции и мотивы древности. Изменениям подверглась лишь цветовая палитра оттенков. К традиционным цветам хохломы прибавились разнообразные желтые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки.

В хохломской росписи у современных мастеров появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь и золотые яблоки. Но в то же время в хохломе присутствуют и уже знакомые нам гроздья рябины, плоды крыжовника, малины и хмеля. Хохломская роспись выполняется в современных мастерских, имеющих все необходимое оборудование и материалы. В мастерских выпускаются не только декоративные сувениры и посуда, но и предметы мебели, в том числе и мягкой [5, с.11]. Фабрики изготавливают продукцию, как для российского потребителя, так и для иностранцев.

Посуда, мебель, игрушки и сувениры, украшенные яркими, самобытными узорами и по сей день, выставляются и пользуются огромным спросом на международных ярмарках во многих странах. Так приятно, бывая в другой стране на выставке, увидеть хохломскую матрёшку или другое самобытное русское изделие наших мастеров.

Наверное, каждый иностранец, побывавший в нашей стране, будет рад посещению народной ярмарки, на которой он сможет в полной мере познакомиться с наследием русской культуры. И, конечно, незабываемым подарком будет известный русский символ — матрешка, расписанная хохломой. Хохломская роспись не только неповторима и роскошна, она приносит в нашу обычную жизнь красоту и солнечное тепло, и имеет также и символическое значение. Хохломской росписью в наше время расписан даже самолет [2, с.32].

Мы познакомились с историей возникновения хохломской росписи. Узнали, какие основные элементы росписи. Даже расписали с одноклассниками трафареты хохломской росписью. Ребята с интересом слушали выступление о хохломе и задавали вопросы. А в конце выступления они с радостью разгадали кроссворд и проверили себя, как запомнили теоретический материал.

Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему: успокаивают, восстанавливают положительно — эмоциональный настрой.

Литература:

  1. Т. Емельянова, Рождение Хохломы, ж. «Народное творчество», № 1, 1992, стр. 19
  2. А. Клиентов «Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
  3. Князева О. Л.., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство- Пресс,2004.
  4. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Компания «Ключ — С»
  5. Русские художественные промыслы. Аванта. М., 2009


Ключевые слова

народные промыслы, народное творчество, хохлома, русская традиционная культура

Похожие статьи

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Хореография свадебных обрядов народов Поволжья

Танцевальные обряды, сопровождающие основные этапы жизни человека, являются важной частью традиционной культуры каждого народа. Богатое культурное наследие России в значительной степени накоплено малыми народами. Данная статья посвящена свадебной хор...

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Похожие статьи

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Хореография свадебных обрядов народов Поволжья

Танцевальные обряды, сопровождающие основные этапы жизни человека, являются важной частью традиционной культуры каждого народа. Богатое культурное наследие России в значительной степени накоплено малыми народами. Данная статья посвящена свадебной хор...

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Задать вопрос