Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 8788 раз

Библиографическое описание:

Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.

− Занятия (обрядовые, игровые)

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

− Народные игры; атрибуты для игр

− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).

Таблица 1

План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре

Месяц итема

Формы работы

Сентябрь

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

Игровая кукла Узелковая.

Праздник урожая.

Осенины.

Кукла Крупеничка.

НОД: «Народные праздники на Руси».

Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка».

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?»

Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину.

Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя».

Разучивание пословиц об осени.

Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки».

Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения.

СРИ: «Хозяйка избы».

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Октябрь

«Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Кукла Десятиручка.

Игровая кукла Пеленашка.

Кукла-неразлучники.

НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье.

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Просмотр презентации «Игровые куклы».

Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка».

Развлечение «Осенние посиделки».

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен.

С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки.

Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой».

Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка)

Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа».

Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память.

Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу».

ДИ: «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались.

«Расставь по порядку».

Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная).

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает».

Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость.

Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

КВН:

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Ноябрь

Праздник Параскевы-Пятницы.

Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница».

Праздник Кузьминки.

Кукла Филипповка.

Кукла Кувадка.

Кукла «Капустка».

Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки».

Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка.

Цель: Познакомить с историей этих кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).

НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады.

Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки.

Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ).

Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок.

Заучивание колыбельной песни:

«Люли-люли, люленьки».

Народная игра «Платок», «Капуста».

Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Изготовление куклы Капустки.

Развлечения «Игры наших бабушек».

Рисование «Моя любимая тряпичная куколка».

Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения.

Театрализованное представление «У бабушки в деревне».

ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала).

Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления.

«Собери обряд».

Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Цель: закрепление знаний.

Декабрь

Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком.

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Кукла «Зайчик на пальчик».

Святки.

Кукла Спиридона-Солнцеворота.

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

НОД: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте.

Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот.

Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы».

Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла.

«Одень куклу».

Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук.

Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами.

Народные игры «Золотые ворота».

Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука».

СРИ: «Мастерская кукол».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать».

Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная».

Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой.

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества».

«Куклы Коляда и Коза».

Кукла Рождественский ангел.

Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования.

Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек.

Изготовление куклы «Ангел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

ДИ Лото «Народные куклы».

Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Разучивание поговорок и пословиц о празднике.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты.

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле.

НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла.

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Развлечение «Святки-колядки».

«Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками.

СРИ: «В гости к бабушке».

Викторина.

Февраль

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Обереговая кукла Масленица.

Кукла малышок-голышок

Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок.

Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.

Народная игра «Три ноги».

ДИ: «Найди свой праздник».

Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников).

Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно».

Показ мультимедийной презентаций.

Праздник «Масленица».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка».

Народные игры «Карусель».

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Конструирование из конструктора «Дом для куклы»

НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя.

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Изготовление куклы «Малышок-голышок».

Пальчиковая игра «Куколка».

Март

Встреча весны.

Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка

Кукла «Ведучка», «Мамушка».

Кукла «Мартиничка».

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна».

НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка».

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Куклы из бабушкиного сундука».

Изготовление кукол Мартиничек.

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле».

ДИ: Круги Луллия.

Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление.

Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление.

Апрель

Пасха.

Куклы Вербница и Пасха.

«Кукла Птица-Радость».

Кукла-Бессонница

Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок».

Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука».

Беседа оназначении куклы Птица- Радость.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

П/и «Игры с крашенками».

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Рассказ о кукле «Бессонница».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».

Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница)

Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство.

ДИ: «Составь узор для пасхального яичка».

Цель: Закреплять знание народных росписей.

Май

Праздник Купальница.

Кукла Конь-огонь.

Вознесение.

Кукла «Кукушка».

Изготовление куклы «Бабочка».

Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети).

«Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы».

Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

КВН «Знатоки русской народной культуры».

Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре.

ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим.

«Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол.

«Куклы народных праздников».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям.

Июнь

Праздник «Троица».

Кула «Кубышка-Травница».

Кукла «Отдарок-на-подарок».

Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница»

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки.

Мнемотаблица (Травница).

Цель: Учить отгадывать закодированное слово.

Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок».

Июль

Праздник Ярилины именины.

Кукла Ярило.

Праздник Ивана-Купалы.

Кукла Покосница.

Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница».

Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла».

ДИ: «Календарь народной куклы».

Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Август

Обряд первого снопа.

Куколка первого снопа — Жница.

Кукла «Колокольчик».

Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница».

Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали».

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Кроссворд: «Народная кукла».

Цель: Развивать память, логическое мышление.

Изготовление куклы «Колокольчик».

Литература:

  1. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
  2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
  3. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
  4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  5. «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
  7. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
  8. Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
  9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
  11. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
  13. https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._widdowson_d.-288700.htm
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, игра, праздник, ребенок, изготовление куклы, традиция, беседа, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь.

Ключевые слова

семейные ценности, народная культура, народные традиции, игрушка, народная тряпичная кукла

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО

В статье раскрывается понятие «народная игрушка», ее роль в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственных качеств личности ребенка, социализация ребенка.

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО

В статье раскрывается понятие «народная игрушка», ее роль в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственных качеств личности ребенка, социализация ребенка.