Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
Автор: Заскалина Татьяна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 14.08.2017
Статья просмотрена: 8788 раз
Библиографическое описание:
Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.
Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.
Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности
Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.
Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.
В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.
Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.
Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.
Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].
Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].
В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.
Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.
− Занятия (обрядовые, игровые)
− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников
− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных
− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами
− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта
− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол
− Народные игры; атрибуты для игр
− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).
Таблица 1
План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре
Месяц итема |
Формы работы |
Сентябрь «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?» Игровая кукла Узелковая. Праздник урожая. Осенины. Кукла Крупеничка. |
НОД: «Народные праздники на Руси». Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка». Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)». Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси. Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?» Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой. Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная. Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину. Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя». Разучивание пословиц об осени. Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла». Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка». Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа. Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы». Игра-хоровод «Где был, Иванушка?». Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь. Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки». Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения. СРИ: «Хозяйка избы». Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла». Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие. |
Октябрь «Осенние народные праздники и традиции. Покров». Кукла Десятиручка. Игровая кукла Пеленашка. Кукла-неразлучники. |
НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров». Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили. Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси. Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье. «Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники». Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники. Просмотр презентации «Игровые куклы». Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка». Развлечение «Осенние посиделки». Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен. С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки. Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой». Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка) Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа». Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память. Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»). Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора. Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу». ДИ: «Для какой игры посылка?» Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. «Расставь по порядку». Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная). Лэпбук «Народные праздники». Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица). Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает». Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве. КВН: Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод». Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации. Пальчиковая игра: «Наперсток». |
Ноябрь Праздник Параскевы-Пятницы. Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница». Праздник Кузьминки. Кукла Филипповка. Кукла Кувадка. Кукла «Капустка». |
Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки». Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка. Цель: Познакомить с историей этих кукол. Обследование способа изготовления и материалов. Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол). НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка». Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады. Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки. Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ). Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок. Заучивание колыбельной песни: «Люли-люли, люленьки». Народная игра «Платок», «Капуста». Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего. Изготовление куклы Капустки. Развлечения «Игры наших бабушек». Рисование «Моя любимая тряпичная куколка». Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки. Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения. Театрализованное представление «У бабушки в деревне». ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала). Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления. «Собери обряд». Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие. Лэпбук «Народная тряпичная кукла». Цель: закрепление знаний. |
Декабрь Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком. «Зимние забавы. Игровые куклы». Кукла «Зайчик на пальчик». Святки. Кукла Спиридона-Солнцеворота. |
Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его. Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний. Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных. НОД: Зимние забавы. Игровые куклы». Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток. Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса». Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот. Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы». Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла. «Одень куклу». Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук. Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами. Народные игры «Золотые ворота». Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве. Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука». СРИ: «Мастерская кукол». Цель: обучение игровым действиям с куклами. Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д. Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать». Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная». Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой. |
Январь «Пришла Коляда на кануне Рождества». «Куклы Коляда и Коза». Кукла Рождественский ангел. |
Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования. Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек». Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек. Изготовление куклы «Ангел». Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка». ДИ Лото «Народные куклы». Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества. Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение. Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод». Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок». Разучивание поговорок и пословиц о празднике. Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты. Творческое задание «Сказка для моей куколки» Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле. НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка». Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Лэпбук «Народные праздники». Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях. Развлечение «Святки-колядки». «Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью. Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. СРИ: «В гости к бабушке». Викторина. |
Февраль «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Обереговая кукла Масленица. Кукла малышок-голышок |
Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок. Проведение народных игр и забав с куклой Масленица. Народная игра «Три ноги». ДИ: «Найди свой праздник». Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников). Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно». Показ мультимедийной презентаций. Праздник «Масленица». Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка». Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка». Народные игры «Карусель». Игра-драматизация по сказке «Терешечка». Конструирование из конструктора «Дом для куклы» НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол». Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица». Изготовление куклы «Малышок-голышок». Пальчиковая игра «Куколка». |
Март Встреча весны. Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка Кукла «Ведучка», «Мамушка». Кукла «Мартиничка». |
Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна». Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна». НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка». Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию. «Куклы из бабушкиного сундука». Изготовление кукол Мартиничек. Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле». ДИ: Круги Луллия. Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление. Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час». Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. |
Апрель Пасха. Куклы Вербница и Пасха. «Кукла Птица-Радость». Кукла-Бессонница |
Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок». Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко». Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука». Беседа оназначении куклы Птица- Радость. Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки. Развлечение «Красная горка». Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная». П/и «Игры с крашенками». Лэпбук «Народные праздники». Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях. Рассказ о кукле «Бессонница». Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя». Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница) Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство. ДИ: «Составь узор для пасхального яичка». Цель: Закреплять знание народных росписей. |
Май Праздник Купальница. Кукла Конь-огонь. Вознесение. Кукла «Кукушка». Изготовление куклы «Бабочка». |
Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка». Рассказы детей о куклах-оберегах. Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети). «Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку». НОД: «Путешествие в прошлое куклы». Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»). КВН «Знатоки русской народной культуры». Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре. ДИ: «Подбери картинку к пословице». Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим. «Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол. «Куклы народных праздников». Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям. |
Июнь Праздник «Троица». Кула «Кубышка-Травница». Кукла «Отдарок-на-подарок». |
Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница» Лэпбук «Народные праздники». Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях. Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки. Мнемотаблица (Травница). Цель: Учить отгадывать закодированное слово. Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок». |
Июль Праздник Ярилины именины. Кукла Ярило. Праздник Ивана-Купалы. Кукла Покосница. |
Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница». Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла». ДИ: «Календарь народной куклы». Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы. |
Август Обряд первого снопа. Куколка первого снопа — Жница. Кукла «Колокольчик». |
Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница». Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали». Лэпбук «Народная тряпичная кукла». Кроссворд: «Народная кукла». Цель: Развивать память, логическое мышление. Изготовление куклы «Колокольчик». |
Литература:
- «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
- Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
- Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
- «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
- «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
- Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
- Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
- Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
- Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
- «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
- https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
- https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._widdowson_d.-288700.htm
Ключевые слова
семейные ценности, народная культура, народные традиции, игрушка, народная тряпичная куклаПохожие статьи
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»
Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...
Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна
В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов
В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
В статье раскрывается понятие «народная игрушка», ее роль в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственных качеств личности ребенка, социализация ребенка.
Похожие статьи
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»
Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...
Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна
В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов
В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
В статье раскрывается понятие «народная игрушка», ее роль в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственных качеств личности ребенка, социализация ребенка.