Танцевальные обряды, сопровождающие основные этапы жизни человека, являются важной частью традиционной культуры каждого народа. Богатое культурное наследие России в значительной степени накоплено малыми народами. Данная статья посвящена свадебной хореографии народов Поволжья.
Ключевые слова: обряд, хореография, свадьба.
Dance ceremonies accompanying the main stages of a human’s life are an important part of the traditional culture of every nation. The rich cultural heritage of Russia is mainly accumulated by small nations. This paper is devoted to the wedding choreography inherent to the population of the Volga region.
Keywords: ceremony, choreography, wedding.
Важной частью традиционной культуры каждого народа являются обряды, сопровождающие основные этапы жизни человека. Неотъемлемой составляющей обрядов служат танцы. Среди обрядовых танцев отдельно стоит выделить свадебные, связанные с пожеланием благополучия молодоженам, соперничеством роднящихся сторон и т. д. Танец играет особую роль в структуре традиционной свадьбы и несет важную функциональную нагрузку. Он и до сегодняшнего дня сохраняет свое значение, являясь неотъемлемой частью духовной жизни людей. Россия является многонациональной страной с многовековой историей. Ее богатое культурное наследие, в значительной степени накопленное малыми народами, необходимо бережно сохранять и приумножать. В данной статье представлен краткий обзор свадебной хореографии народов Поволжья: марийцев, башкир, калмыков, татар, чувашей и удмуртов.
В марийской культуре свадебные танцы исполняются под аккомпанемент волынки и барабанов. В некоторых случаях невеста играет на гуслях. Танцы бывают массовыми, групповыми и сольными. Широко известны в Марийском крае танцы юношей-дружек с хлыстами, а также танец девушек с ковшами на голове «Удыр сий» («Девичий пир»). В последнем девушки с наполненными пивом ковшами на голове обходят всю сцену перед гостями, прославляя их. Затем девушки протягивают ковши гостям, идут к зрителям и с поклоном приглашают всех отведать напиток [1]. Этот обряд представляет собой смотрины невесты и входит в репертуар Государственного ансамбля танца «Марий Эл» наряду с другими номерами, основанными на свадебных обрядах. Среди них стоит назвать «Моркинский свадебный танец» и хореографическую сюиту «Марийская свадьба», созданные балетмейстером Михаилом Петровичем Мурашко.
Башкирский обряд «Выбор невесты» представляет собой знакомство джигита с девушками в ходе плясок каждой из них. Затем следуют сольный танец джигита и парный танец джигита с понравившейся ему девушкой «Каршог бейери сакыра». В качестве символа любви юноша подает девушке платок. Ее ответ выражается танцевальными движениями. Если девушке нравится приехавший гость, она танцует с ним, взяв в руки другой конец платка. Если же джигит не нравится, то девушка танцует, не касаясь платка. В этом случае юноша просит избранницу в танце объяснить причину такого отношения к нему. Это делается следующим образом. Если у девушки уже есть любимый человек, она танцует, опершись правой рукой о левый бок, а левую руку кладет на правую. Если же она сосватана с детства, то танцует, опершись левой рукой о правый бок, а правую руку кладет на левую. В случае, если юноша ей не нравится, девушка танцует подбоченясь [2].
В башкирской свадьбе также популярна пляска «Каршы бейеу» («Лицом к лицу»). Она представляет собой импровизированное соревнование — перепляс двух исполнителей. Танцующие идут «переменным ходом» навстречу друг другу и, остановившись на расстоянии двух шагов, громко дробят ногами. Импровизируя различные дроби, они могут передвигаться влево и вправо по кругу.
Первое место в башкирских свадебных обрядах занимает соперничество двух родов, нашедшее выражение в плясках «Кэрэгэ бейетеу» («Деревянная кадка»), «Йыуаса» («Свадебные гостинцы») и др. Массовые хороводы и сольные танцы, связанные с пожеланиями благополучия вступающим в брак, основаны главным образом на круговых мизансценах. Многие танцевальные термины, такие как «туцэреп йороу» («танцевать по кругу») или «оролоу» («кружиться на месте»), в языках тюркских народов имеют магический смысл. Кружение исполняется в целях обеспечения семейного, общественного и личного благополучия [3].
В целом, башкирские свадебные танцы отличаются своеобразием хореографии: используются упомянутый выше «переменный ход», фиксация поз, кружение. «Переменный ход» распространен в танцах многих народов, однако у башкир он имеет особенности. В женских танцах это движение исполняется на полных ступнях, мелкими скользящими шажками, а в мужских — с пристукиванием пятками, энергично, нередко с прыжками. Танцевальные позы имеются у всех народов Поволжья, но у башкир фиксация поз встречается особенно часто и составляет основу мужского танца.
Свадебный цикл калмыков также богат танцевальными элементами. Обрядовые танцы, связанные с выбором невесты, аналогичны башкирским. Первая половина свадьбы проходит у невесты. В это время родственники жениха состязаются в умении ловко танцевать. По просьбе родственников невесты жених исполняет сольные танцы, призванные показать его умение и ловкость, пластику тела, отсутствие физических недостатков. О достоинствах жениха судят также по его спутникам. Исполняемый двумя юношами танец «Хавчур» (в переводе тиски, зажим) состоит из комплекса спортивно-акробатических приемов, требовавших большой силы и ловкости. Один стоит на плечах другого во весь рост или сидит у него на плечах, свесив на грудь ноги. В другой фигуре наиболее ловкий юноша обхватывает ногами талию своего товарища, после чего, приблизившись к старшему свату, берет у того трубку и кисет и, свешиваясь головой вниз, набивает ее табаком. Затем молодой человек закуривает ее и возвращает хозяину [4]. Исполнение этого танца женихом вызывает особую похвалу.
После переезда жениха с невестой свадьба продолжается в кибитке его родителей, где в танцевальном соревновании показывает себя родня невесты. Танец начинают старшие по возрасту, двигаясь медленно и плавно. Затем их сменяют люди помоложе. В последнюю очередь танцует молодежь, веселившаяся до утра. Смешанным или только женским свадебным танцем-песней является широко известный у калмыков танец «Шарка–Барка». Мужчина и женщина скользят по площадке в любом направлении, не касаясь друг друга, но и не отдаляясь, находясь в постоянном общении [5].
Свадебные танцы выражают всю красоту национальной калмыцкой хореографии. Женский танец отличается плавностью. Движений в нем мало, однако они резко отличаются от танцевальных движений других народов: это тряска «чичирдык», руки в позе «тюльпан» (имитация раскрывающихся лепестков тюльпана), переступания с акцентами. Тряска кистями рук характеризует и башкирский женский танец, однако у калмычки она сопровождается тряской всего тела. Трилистник же, украшающий башкирский танец, полностью отсутствует в калмыцком женском танце. В калмыцкой хореографии рисунок рук не так разнообразен, как в башкирской. Кисти рук калмычки тыльной стороной касаются талии. Это положение не встречается в танцах других народов.
Татарская свадьба также является театрализованным представлением. Огромное место в ней отводится массовым танцам, где сольные и парные (среди них — обязательный танец жениха и невесты) танцы сочетаются с хороводно-игровым жанром народной хореографии. Фольклорные свадебные традиции у татар долгое время существовали в репертуаре Государственного ансамбля песни и танца Татарстана, где вокально-хореографическая сюита «Встреча жениха» целиком и полностью была построена на материале традиционного свадебного обряда [6]. Она требует большого количества исполнителей (32 человека), образуя сложное целое из двадцати трех частей (фигур) [7].
Основу танцевальной культуры чувашей составляют хороводы в сопровождении песни. Плясовые мелодии и манера исполнения схожи с марийскими. Дробные выстукивания в женском танце исполняются на легком подскоке. Это отличает чувашский и марийский танцы от башкирского, где дробят «в пол». Более медленное переступание в чувашском танце отличает его от калмыцкого. Одно чувашское движение соответствует по темпу двум калмыцким. Отдельно стоит отметить танец «Таш тутрипе» («Танец с платочками»). Его исполняют во время свадебного торжества две женщины. Как правило, это невеста с матерью, сестрой или подружкой. Танцуют плавно и с достоинством, шаркающими шагами, вращаясь в одну, а затем в другую сторону, исполняя поклоны и перекладывая платки. Родственники и гости стоят в полукруге и напевают куплеты песен, а также хлопают в ладоши на каждую четвертную длительность [8].
Ни одна удмуртская свадьба не обходится без танца «Чабата». Количество исполнителей неограниченное, состав смешанный. В руках у заводилы находится куба-чук — резной деревянный шест от прялки, на верхнем конце которого привязываются платки, вышитые полотенца и т. д. Иногда вместо шеста от прялки используют обыкновенную палку или ветку от дерева. Танец исполняется следующим образом. Заводила и небольшая группа людей с пением и плясками обходят дома, приглашая гостей на свадьбу. Из домов выносят подарки: платки, полотенца, ленты, украшения и т. д. Их привязывают на конец шеста. Таким образом, заводила собирает людей на свадебный пир в дом, где проходит свадьба, или на пляску за околицей. Гости выстраиваются в круг, исполняют песни и частушки, хлопают в ладоши. Заводила исполняет пляску-импровизацию, обходит собравшихся и приглашает в центр жениха, невесту или уважаемого односельчанина, и передает куба-чук. Куба-чук, как эстафетная палочка, дает право на исполнение танца. Его держат высоко над головой, размахивая им в разные стороны и отгоняя злых духов. Во время танца исполняются простые шаги, повороты вокруг себя, мелкие дроби [9]. Фольклорные свадебные традиции удмуртов сохранены в репертуаре Государственного ансамбля танца «Марий Эл». Женский лирический танец Каракулинского района Удмуртии «Ныргындинские невесты» создан на основе свадебного танца деревни Ныргында, что стоит на реке Каме. В этой постановке на сцене оживают загадочные образы юных девушек со светлой мечтой о счастье, замужестве, рождении ребенка и продолжении жизни.
Таким образом, свадебные танцевальные обряды народов Поволжья имеют универсальные черты, сложившиеся в результате многовекового взаимодействия этносов. Вместе с тем, хореографии каждого народа присущи уникальные свойства, обусловленные природно-климатическими условиями и спецификой быта. Народные свадебные обряды, вобрав в себя многовековой опыт предшествующих поколений, являются незаменимым источником профессионального творчества в современном хореографическом искусстве. Базовые ценности народов Поволжья сегодня перерабатываются и по-современному интерпретируются в деятельности множества государственных и республиканских народных художественных коллективов.
Литература:
- Мурашко, М. А. Танцы Марийского края. — Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во., 1995. — 293 с.
- Дубских, Т. М. Хореографическое искусство Южного Урала (башкирский и татарский танцы). — Учебное пособие. — Челябинск: ЧГАКИ, 2015. — 176 с.
- Нагаева, Л. И. Танцы восточных башкир. — М.: Наука, 1981. — 126 с.
- Бадмаева, Т. Б. Калмыцкие танцы и их терминология. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1992. — 96 с.
- Бадмаева, Т. Б. Танцевальный фольклор калмыков. — Элиста: Калмыкое книжное издательство, 1982. — 98 с.
- Тагиров, Г. Х. Татарские танцы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1984. — 258 с.
- Виноградов, Ю. Гай Тагиров и его творчество // Народный танец и хореографическое искусство: традиции и современность. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Гая Тагирова. — Казань: ИЯЛИ, 2017. — С. 15–25.
- Милютин, В. А. Фольклорный танец: сбор, запись, терминология. Методическое пособие. — Чебоксары: Чувашский республиканский научно-методический центр народного творчества, 1998. — 43 с.
- Батурина, Е. Н. Удмуртские фольклорные танцы. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2002. — 141 с.