Эффективная молодежная политика, как на федеральном, так и на региональном уровнях, является одним из главных векторов организации современного российского политического пространства. Под политическим пространством в соответствии с политологической традицией понимается весь комплекс политических институтов и процессов, функционирующих и реализующихся в данной конкретной хронологии и в данной политической реальности.
Политическое пространство современной России организовано в результате постсоветского российского демократического политического транзита и характеризуется многими новационными общественно-политическими факторами: разделение властей, развитие местного самоуправления, многопартийность, развитие институтов гражданского общества и др. Реализация молодежной политики как важной составляющей внутренней социальной политики государства осуществляется с учетом общественно-политических факторов, которые сами приобретают институциональный характер и обусловливают институирование молодёжной политики Российского государства.
Современное политическое пространство в РФ характеризуется формированием множества политических партий, структур местного самоуправления и институтов гражданского общества, что актуализирует социальную адаптацию и политическую социализацию молодёжи, а, соответственно, и проведение государственной молодежной политики при институировании её конкретных факторов.
Наряду с такими институциональными общественно-политическими факторами, как а) наличие нормативно-правовой базы молодёжной политики (соответствующие законы и нормативные акты), б) определение политико-доктринальной основы молодёжной политики (соответствующие политические доктрины и концепции); в) формирование административно-управленческой системы реализации молодёжной политики (соответствующие органы исполнительной власти) на современном этапе выделяются дополнительные факторы, существенно влияющие на её содержание и формы.
Среди этих дополнительных факторов отметим такие, как поликультурность и поликонфессиональность, которые воздействуют на структуру и характерологические особенности современного российского политического пространства РФ. Поликультурность и поликонфессиональность российского политического пространства в силу их интенсификации существенно влияют на реализацию молодежной политики государства.
Современный мир переживает смену духовных и социокультурных ценностей, формируется новое видение будущего мира, которое должно осваиваться различными поколениями людей [1].Данные факторы российского политического пространства могут быть как тормозом общественного развития, так и значимым конкурентным преимуществом, а также оптимальным или проблемным фоном институирования государственной молодёжной политики.
Участие молодежи в организации современного политического пространства не вызывает сомнений, так как молодёжь является ресурсом обеспечения инновационного развития страны, что также придает государственной молодежной политике большое значение. Осмысление содержания и форм воплощения институциональных и содержательных факторов молодёжной политики приобретает особую актуальность в связи с расширением демократического процесса, повышением уровня взаимодействия органов власти и граждан, объединённых в общественные организации — НПО, НКО, в том числе молодёжные [2].
Проблема институционализации факторов молодёжной политики актуализируется в связи с провозглашенной политическим руководством страны модернизацией политической системы. Очевидно, что воплощение институциональных факторов молодежной политики осуществляется в общем процессе воплощения внутренней политики государства, упрочения демократических политических институтов. С одной стороны, понятно, что факторы молодёжной политики тождественны по политическому содержанию общим факторам политических преобразований. С другой стороны, очевидно также и то, что факторы молодёжной политики, в том числе актуализированные поликультурностью и поликонфессиональностью политического пространства, имеют собственное содержание и собственные формы институирования. Потребность в определении эффективных факторов государственной молодёжной политики, как равно и потребность в их оптимальном институировании в условиях поликультурности и поликонфессиональности российского политического пространства, возрастает. Сами эти факторы становятся одновременно и факторами организации политического пространства. В связи с этим выявление и обобщение процесса институирования факторов молодёжной политики в РФ при актуализации полиэтничности и поли-конфессиональности российского политического пространства является актуальной исследовательской нишей современного политологического знания.
Анализ исследований, проводившихся в разные годы в сфере молодежной политики, позволяет утверждать, что проблемы, связанные с особенностями реализации молодежной политики в поликультурном и поликонфессональном пространстве современной России, не получили достаточного освещения в науке.
Эволюция политической теории обусловливает расширение методологических ресурсов осмысления содержания и факторов молодежной политики как категории в системе современных политических процессов и институтов. Наиболее продуктивным является институционально-функциональный подход, который позволяет определить молодёжную политику не только в парадигме организации и управления, но и в парадигме самоорганизации и самоуправления. Молодежная политика является важным сегментом внутренней социальной политики государства, в основе которой лежит концептуальное определение молодежи как самостоятельного субъекта политических процессов.
Теоретическое осмысление политического пространства современной России позволяет определить его сущностные характеристики, влияющие на содержание, направленность и факторы молодежной политики. Эти характеристики определяются, прежде всего, российским политическим транзитом и выражаются в демократизации всех сторон общественной жизни: в открытости власти и системы управления, в развитии местного самоуправления и институтов гражданского общества, в том числе молодежных. Наряду с иными социальными характеристиками российского политического пространства выделяются его поликультурность и поликонфессиональность, которые выступают не только как фундаментальные и системообразующие, но и как рискогенные и конфликтогенные.
Разработка и реализация молодежной политики в современной России проводится с учетом трех уровней: целевого, ценностного и институционального. Провозглашенное главной целью российской государственной молодежной политики создание условий для самореализации молодых людей в интересах государства и общества может быть воплощено в процессе достижения соответствия между институциональным строем и системой ценностей, утраченного в ходе социально-политических трансформаций последних двух десятилетий. Формирование трех типов установок — когнитивных, аффективных и ценностных — предполагает сочетание административных средств проведения молодежной политики с коммуникативными и образовательно-воспитательными средствами.
В последние годы произошли качественные изменения, не всегда учитываемые при проведении конкретных политологических исследований. Так, классическая политология возникла и развивалась как подразделение социальной философии и социологии, ее онтологическим фундаментом являлось положение, согласно которому политическая система — это подсистема общества или одна из сфер социальной жизни. Отсюда и ориентация на социоцентризм, понимание политического действия в контексте общественного процесса, закономерного и законосообразного.
Литература:
1. Ярычев Н. У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Автореф. дис…. канд. философских наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2007. — 24с.
2. Ярычев Н. У., Цамаева А. А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11–6. С. 1394–1397.