Ценовая стратегия фирмы — это причина и следствие работы и функционирования любого предприятия [1]. Безусловно, любая фирма стремится к тому, чтобы получить максимальную прибыль, при этом важным является учесть все факторы рынка, риски, конкуренцию, неценовые факторы, а также неконтролируемые факторы, чтобы в борьбе за рынок и прибыль хотя бы остаться при своем, не уйти в минус.
Следует определиться с понятием цены. Конкретных определений данного термина на сегодняшний день существует достаточно много (не менее 70), но ключевых из них всего несколько. Рассмотрим их подробнее.
Цена — рыночный индикатор (подобно индикатору экономики — ВВП), который характеризует зависимость (или пропорциональность) спроса и предложения на рынке ПРУ (продукция, работа, услуги). Чтобы установить цену в первую очередь необходимо провести анализ спроса и предложения на определенный вид выпускаемого предприятием товара, то есть цена — отправная точка планирования финансовой деятельности фирмы [2].
Как отмечалось ранее: цена — это некоторая денежная сумма, которую готов заплатить покупатель, а производитель хотел бы получить за ПРУ.
Спросите у любого встречного: что такое цена? — многие ответят, что это стоимость единицы товара или услуг. Казалось бы, все понятно и ясно, но навряд ли многие задумывались над тем, как сложно и порой невероятно выставить цену на продукцию, какой это скучный процесс, требующий мозгового штурма.
С другой стороны, то чего хотят потребители и чего ждут производители — порой это совершенно разные крайности.
Независимо от вида цены, все они характеризуются пятью основными функциями [3]:
1. Стимулирование — одна из самых важных функций, способствующих развитию предприятий, конкурентной борьбы. Сущность стимулирования заключается в том, что предприятие желает получить прибыль, а цена является как поощрительным, так и сдерживающим фактором размера чистой прибыли.
2. Учет — анализ цен, который позволяет сделать вывод: сколько готовы заплатить покупатели за получение желаемого продукта, услуги, с целью удовлетворения своих потребностей. В данном случае цена включает в себя количество сырья, труда, времени и прочего, необходимого для создания данного ПРУ.
3. Балансирование спроса и предложения — то есть цена определяет взаимосвязь спроса и предложения, а также производства и потребления.
4. Распределительная — под действием разного рода факторов цена может отклоняться от стоимости ПРУ, что ведет к перераспределению финансов, национального дохода между различными сегментами рынка, регионами, отраслями и т. д.
5. Средство оценки рационального размещения производственных объектов — основано на механизме цен, который позволяет определиться предприятию в сфере, отрасли, которая наиболее выгодна с точки зрения рентабельности производства. Таким образом, переток капитала из одного вида производства в другой ведет к развитию более перспективных на данный момент сфер экономики.
В чистом виде функции цен больше используются в аналитических целях, чем в практической деятельности фирмы, поскольку их анализ позволяет провести и сделать лишь поверхностные и статистические выводы.
Цены на ПРУ, установленные на рынке и действующие в реальном времени в экономике, являются взаимосвязанными. Эти цены образуют систему, которая состоит из выделенных ценовых блоков, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Похожа данная система на сообщающиеся сосуды, правда, здесь их вовсе не два, а достаточно много. Если изменяются цены на нефть, газ или уголь (топливные ресурсы), то это приводит к увеличению цен на ГСМ, изменение цен на ГСМ ведет к изменению тарифов на грузоперевозках, что в свою очередь способствует увеличению цен на продукты питания — крупы, овощи, фрукты. То есть изменяются цены в одном блоке, а отражается это во всех остальных [4].
Видов цен очень много, потому их разделяют на виды и подвиды, очевидно, что виды объединяют в себе разновидности цен, относящихся к одной сфере. Так выделяют цены [5]:
1. Сферы, отрасли экономики. Они включают в себя следующие подвиды: розничные, оптовые, закупочные, на стройматериалы, тарифы транспорта (пассажирского и грузового), внешнеторгового оборота, а также надбавки, скидки, наценки.
2. По территории их действия. К ним относятся единые (поясные), и региональные (местные) цены.
3. По степени воздействия государственных агентов на свободу цены. К данному виду следует отнести свободные, регулируемые и фиксируемые.
4. На товары, которые реализуют на рынке продолжительное время. К таким ценам относят: скользящие, долговременные, гибкие, преимущественные, прейскурантные, договорные и многие другие.
Со многими видами большинство людей сталкивается в повседневной деятельности, а некоторые на слуху только у соответствующих групп людей. Следует разобраться с определением наиболее важных цен, важных для большого круга потребителей.
Сколько раз, гуляя по супермаркету или гипермаркету, мы натыкались на вывески оптом и в розницу. Теперь опишем подвиды этих цен экономическим языком.
Розничная цена — цена единичного ПРУ, то есть цена, с которой ПРУ доходит до конечного потребителя. Розничная цена состоит из нескольких составных частей, определяющих себестоимость продукции, расходы на ее транспортировку, прибыль от перепродажи оптовых баз и многие другие элементы. Наиболее наглядно представить образование розничной цены с помощью блок-схемы (Рис. 1) [1].
Рис. 1. Составные части розничной цены
Оптовая цена бывает двух типов: отпускная цена предприятия и промышленности.
Оптовая цена предприятия — такая цена, с которой ПРУ выходит с предприятия-производителя. Чтобы понять разницу между данными ценами, сразу же поясним второй тип оптовой цены.
Оптовая цена промышленности — цена, по которой уже предприятия-потребители закупают ПРУ у оптовых сбытовых организаций.
То есть данные оптовые или закупочные цены очень похожи, но главным отличием здесь является то, как реализуется продукция и кем реализуется продукция. Так отпускная цена предприятия может быть равной розничной цене данного ПРУ в случае, если предприятие само будет реализовать свою продукцию через сеть собственных розничных магазинов. Также отпускная цена промышленности может быть равной отпускной цене предприятия в случае, когда предприятие, производящее товар само реализует его субъектам розничной торговли.
Любая цена представляет совокупность некоторых финансовых затрат на производство и, соответственно, состоит из нескольких «ингредиентов», учитывать которые приходится в любом случае. Оптовая цена промышленности является базисной по отношению к цене предприятия. На приведенных ниже блок-схемах отчетливо видно, чем в сущности отличаются оптовые цены (Рис. 2, Рис. 3) [1].
Рис. 2. Составные части оптовой (отпускной) цены промышленности
Рис. 3. Составные части оптовой (отпускной) цены предприятия
Рассмотрим кратко основные типы цен и тарифов [6]:
1. Аукционная цена — цена на товары, которые реализуют непосредственно на аукционе, данный тип цен отражает исключительные свойства (редкость, уникальность), признаки выдвигаемого на аукцион товара, потому аукционные цены существенно превышают рыночные.
2. Закупочная цена — оптовая цена, по которой реализуется сельхозпродукция сельхозпредприятиями, населением, фермерами.
3. Тариф автотранспорта — цена, устанавливаемая предприятием, реализуемым грузо- и пассажироперевозки. Данный тип цен является прейскурантным.
4. Цена на строительные материалы (продукцию) бывает трех видов:
а) сметная — размер предельных затрат, пошедших на строительство единичного объекта;
б) договорная — цена, на которую договорились заказчик и подрядчик в ходе торгов;
в) прейскурантная — средняя стоимость единицы товара, услуг (1 м2 положенного ламината, асфальта, лакокрасочных работ).
По территории и границам действия цены делятся на:
1. Единые (поясные) — устанавливаются государством только на базовые товары, услуги (энергоресурсы, электричество, коммунальные услуги);
2. Зональные (региональные) — установлением данного типа цен занимаются сами предприятия производители, потому эти цены могут существенно отличаться в зависимости от территории, на которой данные ПРУ произведены.
В действительности существует огромное количество цен, их типов, делений и классификаций. В большинстве своем это зависит от спецификации экономики страны, производственной базы, многообразия продукции и типов услуг, влияния органов власти на регулирование и установление цен. Общим для всех типов цен является учет в них издержек производства, как постоянных, так и переменных, но и по возможности фиксация непредвиденных обстоятельств.
Литература:
1. Аболонин С. М. Ценообразование — современные подходы: ценовые факторы в деятельности автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 2001. — 80 с.
2. Кучугин Н. Л. Стратегия ценообразования в маркетинге. Центр дистанционного образования «Элитариум» — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/, свободный.
3. Фролова Т. А. Экономика предприятия. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. — 276 с.
4. Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие. Минск: Высшая школа, 2010. — 336 с.
5. Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования. / 3-е издание. СПб.: Питер, 2004. — 262 с.
6. Салимжанов И. К. Цена и ценообразование. Учебник для вузов. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001–304 с.