Цена и современные механизмы ценообразования
Автор: Щербатых Ирина Владимировна
Рубрика: Экономическая теория
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 01.03.2016
Статья просмотрена: 3490 раз
Библиографическое описание:
Щербатых, И. В. Цена и современные механизмы ценообразования / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2 (4). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/28/750/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: цена, ценовая политика, стратегия ценообразования, Липецкая область.
Нет справедливой цены. Дешевизна не более и не менее точна, чем дороговизна.
Поль Мишель Фуко
Каждая фирма сталкивается с проблемой установления цены на свой товар или услугу. Цены имеют разное проявление и преследуют нас повсюду. Мы приходим в магазин и сталкиваемся с многообразием товаров, встаем перед выбором, что купить и по какой цене. Ведь зачастую на аналогичные товары цены разнятся. К примеру, молоко марки «Вкуснотеево» стоит 52,90 руб., а у производителя «Простоквашино» 55,90 руб. [6] С учетом того, что показатели жирности у них схожи. Что выбрать? Мы привыкли к тому, что чем дороже товар, тем он качественнее, но этот принцип не всегда актуален. Мне, как среднестатистическому потребителю приходится решать эту головоломку постоянно. С ценами мы сталкиваемся не только в торговых центрах, но и при оплате коммунальных услуг, при походе в кинотеатр и другие заведения общественного пользования. И редко задумываемся о процессе ценообразования.
Для того чтобы мы с вами покупали товары или услуги, производитель должен установить такую цену, которая будет комфортна и ему и потребителю. Это так называемое рыночное равновесие, к которому стремятся все. Если цена будет слишком завышена, то мы с вами просто найдем новый товар с аналогичными качествами, но по более низкой цене, а если слишком занижена, то засомневаемся в качестве произведенного товара или оказываемой нам услуги. Вот такая вот сумятица получается.
Производитель при установлении цены должен руководствоваться не только издержками, понесенными при производстве товара, но и ценами на аналогичный товар у своих конкурентов. Он обязан помнить, что демпинг в РФ, да и во всем мире, запрещен. Следовательно, сильно занижать стоимость своей продукции, для того чтобы скорее реализовать, тем самым, обогнав конкурентов, не только не выгодно, но еще и преследуется по закону. Фирма должна правильно организовывать ценовую политику.
Итак, а что же вообще такое цена? Какие функции она выполняет? Какие виды цен? Что такое ценовая политика? Попробуем во всем этом разобраться. Начнем…
Цена — это неотъемлемая часть рыночной экономики. Это инструмент рыночной конкуренции, а, как известно, конкуренция порождает лучшее качество. Цена — это как итог производственного процесса, характеристика товара или услуги. Для потребителя это сигнал к покупке. Цена выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики.
В соответствии с трудовой теорией стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.Карл Маркс утверждал, что цена — это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), поскольку стоимость любого товара составляет основу цены [7]. Цена напрямую зависит от этого, с увеличением стоимости цена товара увеличивается, с уменьшением снижается.
Цена показывает насколько эффективно используется труд, одновременно определяет величину совокупных издержек производства (себестоимость) продукции и величину прибыли, получаемую производителями за счет производства и реализации товаров. Вот так выглядит формула расчета цены:
Ц = С + П + Н,
где С — себестоимость (издержки производства) продукции; П — прибыль производителя (предприятия); Н — налоги, сборы, платежи, отчисления [8].
Существует множество определений термина «цена» у разных авторов. Вот некоторые из них.
Цена — это фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999).
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. (Википедия)
Цена — количество денег, которое вы должны заплатить за товар или услугу. (Толковый словарь Дмитриева).
Цена — стоимость чего-нибудь (товара), выраженная в денежных единицах. Цена товара не всегда совпадает с его стоимостью. Фабричная цена. Оптовые цены. Розничные цены. Рыночные цены. Повышение цен. Снижение цен. Твердые цены.… … (Толковый словарь Ушакова)
Цена — денежное выражение стоимости товара. [ГОСТ Р 51303 99] Количество денег, уплачиваемых за единицу товара. … (Справочник технического переводчика)
Цена — [price] — количество денег, уплачиваемых за единицу товара. (Экономико-математический словарь)
Цена — жен. достоинство, стоимость, плата, во что ставят вещь или труд, чего что-либо стоит, во что ценится в продаже или покупке; мера на деньги. На заветное и цены нет. Цены на хлеб подымаются. Цена работнику 50 рублей в год. Это не цена, не в меру… … (Толковый словарь Даля)
Цена — в договоре одно из существенных условий некоторых видов договоров. (Финансовый словарь)
Цена — Ценность, стоимость, достоинство, плата; валюта, курс, такса, тариф. Цена высокая, дешевая, крайняя, красная (т. е. высшая), низкая, окончательная, умеренная, божеская. Марка семикопеечного достоинства. … … (Словарь синонимов) [9]
Таким образом, цена — это плата за товар или оказанную услугу, в которую включается стоимость труда, вложенного в изготовление данного изделия плюс остальные издержки.
Выделяют следующие функции цены:
1) учетно-измерительная (сопоставляет различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам);
2) стимулирующая (воздействует на производство и потребление);
3) распределительная (перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, регионами и т. д.);
4) информационная;
5) регулирующая (уравновешивания спроса и предложения);
6) социальная (регулируется объем потребления, происходит перераспределение национального дохода между различными социальными группами населения и др.).
Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Все многообразие цен можно классифицировать по ряду экономических признаков:
- по степени регулируемости, в условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые;
- по характеру экономического оборота: а) оптовые цены (оптовые цены предприятия; оптовые (отпускные) цены промышленности); б) розничные цены;
- в зависимости от территории действия: единые, или поясные; региональные (зональные);
- в зависимости от времени реализации товаров: скользящая, или падающая; долговременная; гибкая; договорные и др.;
- особую группу образуют цены, используемые в учете и статистике.
Цена независимо от вида проходит несколько стадий товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения (рис.1):
Рис. 1. Виды цен по стадиям товародвижения [12]
Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. Исходя из этого можно выделить следующие этапы ценообразования изображенные на рисунке (рис.2).
Рис. 2. Этапы ценообразования [12]
Ценообразование достаточно сложный и длительный процесс. Как видно из рисунка (рис.2), состоящий из нескольких этапов: оценка факторов, влияющих на цену, постановка целей, выбор метода ценообразования и др.
При установлении цены на товар экономисты используют различные принципы ценообразования, такие как: принцип научности обоснования цен; принцип целевой направленности цен; принцип непрерывности процесса ценообразования; принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Эффективность деятельности фирмы во многом зависит от правильно подобранной ценовой политики в соответствии с типом рыночной структуры. Выделяют четыре типа рынков: монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Каждый из них характеризуется своеобразными условиями формирования цен. В условиях свободной конкуренции цена на товар складывается исключительно под воздействием спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной. Рынок монополистической конкуренции состоит из покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования: установление цен по географическому принципу; установление цены ФОБ в месте происхождения товара; установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке; установление зональных цен; установление цены применительно к базисному пункту и др. Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства. Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования: олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях других видов рынков; цены имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими; в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены и др.
Ценовая политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к экономическим условиям. В условиях рыночной экономики фирмы самостоятельно могут устанавливать цену на свою продукцию. Рассмотрим классификацию стратегий ценообразования, предложенную Джерардом Дж. Тэллисом (США). И вот какие стратегии установления цены он выделяет: стратегия скидок на втором рынке; стратегия сезонной скидки; стратегия случайной скидки; стратегия «снятия сливок»; стратегия проникновения на рынок; стратегия сигнализирования ценами; стратегия ценообразования на наборы; стратегию имидж-цен [8].
Для успешной деятельности фирма при установлении цены на свою продукцию должна руководствуется всеми перечисленными принципами, методами, используя различные способы, выбирать ту стратегию ценообразования, которая наиболее точно учитывает все особенности сегмента рынка, в котором она осуществляет свою производственную и сбытовую деятельность.
На мой взгляд, даже в условиях рыночной экономики, где государство не может вмешиваться в процесс ценообразования напрямую, должно осуществляться косвенное воздействие в виде контроля при помощи законов.
Примером эффективного контроля над установлением цен является Липецкая область. Данная деятельность осуществляется в соответствии с положением: «Об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области». Кроме того, организован прием по телефонам «горячей линии» обращений жителей области по фактам повышения цен, работает и «Линия обратной связи с населением» на сайте управления. По всем поступившим обращениям принимаются соответствующие меры реагирования. В августе 2014-го создан региональный оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. В прошедшем году состоялось пять заседаний штаба по актуальным вопросам стабилизации сложившейся в Липецкой области ценовой ситуации. Первое в этом году заседание оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков состоялось в январе 2016 года в администрации Липецкой области. Провел совещание заместитель главы региона Андрей Козодеров.«В 2016-м работа по сдерживанию роста цен будет продолжена. Процесс ценообразования от производителя до прилавка должен находиться под жестким контролем», — подчеркнул Андрей Козодеров. Благодаря такому усиленному контролю, постоянному мониторингу торговых сетей и розничных магазинов, обеспечению обратной связи с производителя в нашем регионе удается избежать незаконного и необоснованного завышения цен на продукцию массового потребления [11].
Таким образом, подводя итог вышесказанного установление цены на товар достаточно сложный, длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается постановкой цели. Цена на тот или иной товар зависит от величины издержек, полученных при производстве товара или оказании услуги (в которые входят и логистика, и реклама, и упаковка, и качество используемого сырья, и др.), от доступности и уникальности изделия. Делая вывод, необходимо сказать о том, что формирование и установление различных видов цен осуществляется на основе ценовой политики, законодательных и нормативных актов, сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя и потребителя и других факторов. Следовательно, ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении фирмы на основных типах рынков для достижения, поставленных целей хозяйственной деятельности.
Литература:
- Цены в России: стат. сб.: 2010 / Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол.: К. Э. Лайкам (пред.) и др.]. — [Офиц. изд.]. — М.: Росстат, 2010. — 208 с.
- Класснаяцена: о секретах умного ценообразования / Т. Крэм; [пер. с англ. О. Перфильева]. — Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. — 208 с.
- Монопольные и другие невыровненные цены: экономический анализ с примерами из отечественной и зарубежной практики / Л. Б. Шейнин. — Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2013. — 218 с.
- Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 2001.
- Слепов В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2005, с.14
- Цены взяты с сайта http://europa-market.ru/catalog/?group=886
- Карл Маркс «Капитал». — http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/data/201305/ kapital.pdf
- Ценовая политика. — http://refoteka.ru/r-129355.html
- Цена. Словари. — http://dic.academic.ru/
- Яндекс-картинки. — https://yandex.ru/images/search?text
- Липецкая область. — http://lipetskinfo.ru/news/full/252709/
- https://yandex.ru/images/search?text
Ключевые слова
цена, ценовая политика, стратегия ценообразования, Липецкая область, Липецкая область.Похожие статьи
Развитие региональной экономики на примере Тюменской области
В работе рассмотрены задачи региональной экономики и направления социально-экономической политики Тюменской области.
Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане
В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.
Похожие статьи
Развитие региональной экономики на примере Тюменской области
В работе рассмотрены задачи региональной экономики и направления социально-экономической политики Тюменской области.
Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане
В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.