Употребление матерных слов значительной частью российского населения, негативно влияющее на духовно-нравственное состояние общества, — одна из актуальных проблем современной культуры. Недаром российское правительство вводит меры по борьбе с этим социальным явлением, принимает законы о запрете использования нецензурной брани. Сегодня ненормативную лексику (или мат) в своей речи используют многие люди, особенно мерзко звучит нецензурная брань в устах молодежи, причем в равной степени, как юношей, так и девушек. Мат в народе неслучайно называют сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, что мерзит плотски и духовно» [1, c. 68].
Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика есть во многих языках и культурах. Именно такие слова и содержит мат. К нему относятся слова и выражения, употребление которых в культурном обществе запрещено. В эту группу входят: наименования человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные выражения наподобие слова, означающего название распутной и гулящей женщины, но чаще используемые в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: от гнева и возмущения до радости и удивления [2, с. 32].
Существует множество версий происхождения сквернословия. Согласно одной из них, мат занесли на нашу землю татаро-монголы. Но, с точки зрения ряда историков, это мнение является ошибочным. Русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, говорят о том, что мат был распространен на Руси еще до ордынского ига. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты XII века, найденные в Новгороде и Старой Руссе [3]. По мнению лингвистов, корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но почему-то основное распространение они получили только на нашей земле.
Еще существует версия о том, что мат считается частью языческих обрядов, существующих в разных языковых традициях народов. Такие выражения использовались в заклинаниях для отпугивания нечистой силы или призвания ее на помощь. Поэтому иногда нецензурную лексику называют инфернальной лексикой (т. е. адской).
Также есть версия и о том, что само слово «мат» происходит от слова «мать». «На Руси говорили, что у человека четыре матери — кровная мать, что на свет породила. Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица» [4, с.33]. Даже на Карфагенском соборе сквернословие было осуждено: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Получается, что человек, употребляющий мат в своей речи, оскорбляет не только собеседника, но и посягает на честь матери его и своей, а также оскверняет свою родину и то, что для других людей очень ценно. Таким образом, нет единой точки зрения происхождения мата.
Почему же люди используют мат в своей речи? Как показывают социологические опросы, причины очень разные. Люди могут материться по любому поводу — от радости до горя, матерятся просто так, без повода, мат используют для связки слов. С помощью него пытаются передать эмоции — как позитивные, так и негативные. Некоторые пытаются таким образом снять напряжение, стресс, тревогу. Другие ругаются, чтобы показать принадлежность к данной компании, группе или по принципу — «как все, так и я».
Этическую рефлексию феномена сквернословия и глубоко негативное отношение к нему можно обнаружить уже в религии как древнейшей форме мировоззрения. Так, во всех мировых религиях сквернословие является большим грехом, нарушением заповеди Божьей. То, что мы произносим, говорит о состоянии нашей души. Нельзя верить в Бога и допускать слова, неугодные ему. Слова Господа Иисуса Христа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37) говорят нам о том, что наши же слова в итоге осудят нас или оправдают. За каждое свое сказанное слово человек будет отвечать перед Господом. Библия нам повествует: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Пр. 11:11). Это говорит о том, что ругательства влияют не только на тех, кто злословит, но и на всех окружающих. Те, кто сквернословит — «Царства Божия не наследуют» — учит апостол Павел. (1 Кор. 6, 10). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29)». «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5, 3), т. е. люди не должны сквернословить и даже мыслей об этом не должны иметь. Бранные слова влияют на нас даже тогда, когда мы их просто слушаем или читаем. «В нас разрушается охранительное чувство стыда». А стыд, по словам святых отцов, способен предотвратить совершение греха. Он и «есть самый лучший наставник в добре», — говорит святитель Амвросий Медиоланский. Иоанн Златоуст говорил, что человек, который ругается матом, «тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает», сам себя на проклятие обрекает, так как «мать свою ругает и горько ее оскорбляет» [5, c. 59].
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже непреднамеренно) призывает дьявола и участвует в языческом культе. Считается, что «Ангел Хранитель, который даруется каждому христианину от Господа при Крещении, непременно отходит от человека и не вмешивается в происходящее», если человек сквернословит [6, с. 26]. Привыкший сквернословить попадает в зависимость от своей вредной привычки. Как говорил Иисус: «всякий, делающий грех, есть раб греха»(Ин. 8, 34). Те, кто считают, что они независимы от своей вредной привычки, пускай попытаются хотя бы несколько дней не ругаться матом. Судя по всему, перестать сквернословить не легче, чем бросить пить или курить.
В буддизмевыделяют 10 неблагих деяний, которые делятся на деяния тела, мыслей и речи. К деяниям речи относится: ложь, злословие, пустословие, и сквернословие. Сквернословие — использование грубых слов, которые могут ранить человека духовно и принести страдание. В буддизме считается, что лучше уж промолчать, чем сказать что-то грубое и обидное [7]. Чтобы достичь мудрости Всеведения, прийти к гармонии в жизни, миру и счастью, достичь духовного равновесия, нужно отказаться от этих неблагих деяний, в том числе не употреблять грубых слов.
В исламе аль-баз’а — это сквернословие. Имам аль-Газали сказал: «Сквернословие — это когда человек говорит о непристойных вещах открытым текстом». Некоторые думают, что сквернословие — это только когда человек ругается матом. На самом деле любой разговор, даже пусть будет по вопросам религии (например о том, как очищаться после справления нужды или как брать омовение и. т.д.) или по вопросам науки (например анатомия человека), будет считаться сквернословием, если при нем будут употребляться нецензурные названия тех или иных органов. [8, с.130] Сквернословие — это не простой грех в Исламе, его значимость растет в зависимости от того, в адрес кого совершается. Чем ближе человек или чем больше он имеет на нас права, тем более значимо окажется сквернословие, например, в адрес родителей, родственников или соседа и. т.д. Посланник Аллаха также сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит» (Ат-Тирмизи).
Итак, с точки зрения религиозного мировоззрения, сквернословие есть грех, повреждение души, свидетельствующее об отходе человека от Бога.
Наука, используя свои способы познания, также приходит к выводам о разрушительном воздействии сквернословия на душевное и телесное здоровье человека. Они не только делают людей духовно нищими, унижают и оскорбляют других, но и портят жизнь людей, приводя к различным заболеваниям. Ученые неоднократно предпринимали попытки исследования влияния сквернословия на жизнедеятельность различных материальных объектов, хотя данные эксперименты не признаются в качестве подлинно-научных всеми представителями научного сообщества, но тем не менее имеют место быть.
Как показывают многочисленные опыты, злоупотребление матерными словами действительно негативно сказывается на здоровье человека.
Возьмем опыт японского исследователя Масару Эмото, который изучал свойства воды, ее изменение под воздействием окружающей среды, музыки и слов. Например, над каждой пробиркой он произносил разные слова, а после их воздействия на воду, замораживал её и фотографировал. Фото слов, сказанных с добрым умыслом, таких как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю», «мать Тереза», «красота», отличаются утончённым и изящным узором. Кристаллы получались красивыми и гармоничными. Слова же с негативной окраской: «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно» оказали вовсе противоположное действие. Кристаллы получились тусклыми и несимметричными по форме. Таким образом, данные опыты доказывают, что негативные слова влияют на структуру воды, а так как наш организм состоит на 80 % из воды, можно сделать вывод, что подобные изменения происходят и в нашем организме [9].
Российский ученый Геннадий Чеурин, проводя опыты, поливал зерна пшеницы разной водой. Одна вода слышала только ругательства, а другая — только молитвы. В итоге семена, которые поливались первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. А другие, что поливались водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Соответственно, если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а затем выпить, то эффект от воды будет таким же, как и в случае с семенами. Все это еще раз подтверждает негативное влияние сквернословия на человека и его здоровье. Следующая группа ученых во главе с доктором биологических наук И. Б. Белявским доказала, что «у матерщинников “со стажем” гораздо быстрее наступают возрастные изменения и появляются различные болезни. Внешне они выглядят намного старше и «изношеннее» своих сверстников, которые не сквернословят» [6, с. 12].
Более того было установлено, что злоупотребление матом вызывает не только гормональный дисбаланс в организме (особенно у женщин, которые со временем теряют женственность и красоту — как внешнюю, так и духовную), но и мутацию молекул ДНК [6, с. 10]. Эксперименты учёных показали: «бранное слово приводит к мутации генов, подобно радиационному облучению». Генетик П. П. Гаряев создал аппарат, который преобразует слова в электромагнитные колебания. Если человек часто употребляет мат или слышит ругань, то его хромосомы изменяют структуру, начинает вырабатываться «отрицательная программа», направленная на самоликвидацию, а это передаётся будущим поколениям. Было также отмечено, что молекулы ДНК могут получать световую информацию, то есть даже если человек мысленно читает текст, его смысл всё равно «доходит» по электромагнитным каналам до генетического аппарата. При этом, добрые слова пробуждают резервные возможности генома, а слова же, сказанные с негативом, вызывают заболевания. Но стоит отметить, что с данным феноменом связано еще одно необычное явление. Известный врач Леонид Китаев-Смык много лет занимался проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. И он заметил, что мат снимает стресс у тех, кто использует нецензурные выражения. Если же ситуация не стрессовая, то регулярное использование нецензурной лексики может указывать на скрытые проблемы со здоровьем или начало их развития.
Таким образом, и наука, и религия как формы познавательной деятельности своими средствами исследования феномена сквернословия убеждают нас в деструктивной силе его воздействия на человека.
Литература:
- Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. В 4тт. Т. 4: С—V. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 576 с.
- Сквернословие / С.Виноградов // Журнал «Наука и жизнь» / под ред. Лозовской Е. Л. — 1993. — № 4 — с. 32
- Зализняк А. А. Поправки и замечания к чтению ранее опубликованных берестяных грамот // Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1990–1996 гг. — М.: Русские словари, 2000. — С. 99–100.
- О сквернословии / О. Ю. Тимонина // Журнал «Воспитание школьников» / под ред. Семенова Г. С. — 2010. — № 9 — С. 32–34.
- Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 240 с.: ил. — (Кафедра). (Безобидно ли сквернословие?(урок в школе))
- «Правда о русском мате». Епископ Митрофан (Баданин). — Санкт-Петербург — Мурманск: Изд. Библиополис, 2014. — 32 с.: ил.
- http://www.liveinternet.ru (Далай-Лама: размышления о десяти неблагих деяниях)
- «Нравы мусульманина». Часть вторая. Камаль Эль Зант. — Казань — М.: филиал ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идеал-Пресс». — 215 с.
- Любовь и вода. Эмото М. — М.: София, 2008. — 123 с.