Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 4961 раз

Библиографическое описание:

Королева, М. В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста / М. В. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15267/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников.

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

 

Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни. Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, при общении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры.

Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом.

Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей. Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве. Мы вынуждены констатировать тот факт, что употребление ненормативной лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Причем при многократных исследованиях было выявлено, что значение некоторых самых оскорбительных слов подростки не знают, однако активно употребляют их в речи со сверстниками. Напрашивается вопрос: «Что же тогда подростки считают оскорбительным?» [5, c.61].

Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны. По эстетическим и этическим представлениям, нецензурная брань представляется как «грязь» и «мусор», встречающиеся в речи большинства людей, подрывающие эстетические эталоны. От такого «мусора» необходимо избавляться, тем самым «очищая» общество нашей страны и повышая уровень культуры.

Все нецензурные выражения являются ругательством и оскорблением. Их употребление в речи говорит о безнравственности, агрессивности, легкомыслии, неуверенности в себе, иногда и жестокости. Таким образом, складывается соответствующий имидж конкретного человека.

Необходимо выделить тот факт, что употребление нецензурной брани можно встретить уже в речи детей в детском саду. Это связано со многими причинами. Одной из таковых является открытое и безнаказанное употребление нецензурной брани в СМИ: это и в различных телепередачах, в видео роликах по интернету, в современных песнях, в кинематографе, и даже в современной литературе. Общество пытается устранить эту проблему так называемым «запикиванием» брани по телевизору. Однако этому подвергаются далеко не все ненормативные, нецензурные слова. Многие бранные слова настолько вошли в активный словарь общества, что в последнее время уже становятся нормой. И настораживает тот факт, что нормой они становятся не только в разговорной, но и порой деловой речи [4, c. 134].

Другая причина — употребление ненормативной лексики родителей и ближайшего окружения. Это оказывает самое мощное воздействие на дошкольников. Всем известно, что ребенок впитывает всё то, что сознательно или бессознательно вкладывают в него родители. Что должно быть в ребенке, если его родители буквально разговаривают нецензурной бранью?

Важно начинать работу по устранению нецензурной брани в речи в дошкольном возрасте. Однако главное не в том, чтобы устранить употребление нецензурной брани, а в том, чтобы донести до ребенка бесценность этих слов. У детей не должно быть мотивов и желания в употреблении ненормативной лексики. Если же в детском саду не проводить такую работу, употребление нецензурной брани закрепится у ребенка как норма, и он перенесет это и во взрослую жизнь.

Начиная с младшего дошкольного возраста дети, услышав где-либо бранное незнакомое слово, тут же пытаются его повторить, не понимая значения данного слова. В дальнейшем ребенок, как правило, употребляет его в речи, если взрослые закрепили это слово в активном словаре малыша. Таким образом, ребенок, являясь «носителем» нецензурной лексики, «заражает» других детей в группе детского сада. Впоследствии многие родители удивляются, откуда их ребенок знает нецензурную брань, ведь мама и папа никогда не употребляют ненормативную лексику.

Работая с ребенком по устранению из его активного словаря ненормативной лексики, следует начать с поиска причин появления нецензурной брани в его лексиконе. В основном, причиной тому является употребление нецензурной брани ближайшим окружением ребенка: родителями, близкими родственниками, друзьями и т. д. Другой причиной может быть совместный просмотр с родителями телепередач, кинофильмов, в которых присутствует ненормативная лексика. Третий причиной, как правило, является следующее: часто родители совместно с ребенком слушают музыку (например, в машине), не обращая внимания на слова песен, в которых также может присутствовать ненормативная лексика. Также ещё одной причиной может быть совместное посещение родителей (чаще отца) с ребенком различных баров. Такие случаи чаще встречаются в семьях, где мало внимания уделяется воспитанию ребенка. Следовательно, выяснив причины появления в словаре ребенка нецензурной брани, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить систематические беседы с родителями. В беседе воспитатель или психолог преследует две цели. Во-первых, по речи родителей психолог может определить, употребляют ли ненормативную лексику родители ребенка. Во-вторых, он призывает родителей обратить внимание на телепередачи, которые могут смотреть их дети; на речь бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестер (если они есть), которые также часто являются носителями ненормативной лексики. Следовательно, воспитатель призывает родителей принять меры по устранению ненормативной лексики из окружения ребенка [5, c. 62].

Следующий шаг в работе с детьми младшего дошкольного возраста — это обогащение активного словаря ребенка и, тем самым, вытеснение из его словаря ненормативной лексики. С этой целью необходимо читать дошкольникам художественную литературу, обогащать детей впечатлениями от прогулок, походов в выставочный зал, различных экскурсий, праздников и утренников. Прогулки не должны проходить «сухо». Всё, что привлекло внимание дошкольников, следует прокомментировать. Всё это способствует обогащению словаря ребенка. Также полезно призывать детей делиться впечатлениями от выходных со сверстниками под контролем и с помощью воспитателя. Так дети научатся составлять рассказы, не употребляя ненормативную лексику. Важно отметить, что если младший дошкольник всё же произнес нецензурную брань, не следует придавать значение этому слову, чтобы не закрепить его в словаре ребенка.

Начиная с 4–5 лет, дошкольники уже сознательно начинают употреблять ненормативную лексику. С данной категорией детей необходимо проводить систематическую работу. Причинами сознательного употребления нецензурной брани ребенком могут быть следующие: это может быть формой проявления вербальной агрессии; способ привлечь внимание взрослых; подражание взрослым, которые употребляют ненормативную лексику. Работу следует начать с ребенком-«носителем» ненормативной лексики. Такого ребенка во время бурной эмоциональной вербальной агрессии следует отстранить от других детей. Можно отвести ребенка в зону уединения в группе, чтобы он успокоился. В этой зоне можно дать ребенку предметы, действие с которыми позволит выплеснуть агрессию (порвать бумагу, смять глину или пластилин). Затем необходимо провести беседу с дошкольником и объяснить, что употребление нецензурной брани — показатель невоспитанности, неуважения к другим. Ребенок должен усвоить, что это плохие слова, и если их употреблять, то сверстники не будут общаться с таким ребенком. В качестве наказания можно применять временное отстранение от сверстников. Однако такому дошкольнику необходимо уделять больше внимания, проявить любовь и уважение, придать значимость ребенка в группе. Это можно сделать каким-либо небольшим поручением. При выполнении поручения, необходимо похвалить дошкольника в присутствии других детей, тем самым придавая значимость ребенка среди сверстников [1, c. 32], [3, c.93].

Старшим дошкольником следует объяснить, что нецензурную брань можно заменить множеством других слов, употребление которых не будет оскорбительным для собеседников. Здесь можно провести игру «Слова», где необходимо подобрать синониму к какому-либо слову. Так дети научатся разносторонне описывать какую-либо проблему, не употребляя ненормативной лексики. Полезным окажется также составление рассказов на какие-либо темы по образцу воспитателя, что способствует не только обогащению словаря детей, но и совершенствованию связной разговорной речи. Педагог должен ежедневно знакомить детей с различными стилистическими окрасками. Можно также моделировать различные проблемные, конфликтные ситуации, где дети смогут не только потренироваться в продуктивном разрешении конфликтов, но и в уместном применении нормативных слов, избегая нецензурной лексики. Следует использовать театрализацию, где дети смогут взять на себя различные роли и выучить тексты разного стиля и с различными стилистическими окрасками. Это также способствует обогащению активного словаря ребенка. Важно поощрить всех дошкольников, но порицать необходимо только лично. При порицании не должно быть действий, оскорбляющих ребенка или унижающих его достоинство [2, c.37].

Некоторые психологи предлагают методику по устранению ненормативной лексики из словаря ребенка «Коробочка ругательств». В данной методике ребенку предлагается изготовить коробочку, в которую при неудерживающим желании необходимо говорить все плохие слова в укромном месте, затем закрыть эту коробочку, чтобы слова остались в ней. И так, каждый раз ребенку можно обращаться к этой коробочке при желании выругаться. Эффективность данной методики в том, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при других детях. Методика проводится систематически, пока ребенку не захочется больше употреблять в собственной речи ненормативную лексику. Впоследствии необходимо совместно с ребенком избавиться от этой коробочки (по возможности лучше сжечь), мотивируя это тем, что ребенок справился с проблемой и больше не будет употреблять нецензурную брань. Целесообразно поощрить ребенка за успехи.

Следует упомянуть ещё один способ устранения нецензурной брани из словаря детей, популярный в Америке, — промывание рта с мылом. Такой способ практикуют во многих семьях и в России. Суть данного способа в том, что если ребенок произнес какое-либо нецензурное слово, то в наказание родители промывают ребенку рот с мылом (нецензурное слово — это «грязь», и её необходимо смыть). Такое наказание в нашей стране в детском саду недопустимо, так как промывание рта с мылом — вид физического наказания. Психологи ставят под сомнение эффективность этого наказания и расценивают его не только как физическое, но и психологическое насилие над ребенком, так как такие действия унижают достоинство ребенка, способствует появлению тревожности, или же наоборот агрессивности. К тому же, нет гарантии того, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при сверстниках и воспитателе, которые не могут применять такой вид наказания по отношению к ребенку.

Необходимо помнить, что работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к ребенку со стороны воспитателя и родителей — важный аспект в работе, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований — важный принцип в работе с детьми, который способствует профилактике тревожности и агрессивности и сохранению психологического здоровья детей.

Таким образом, существует множество способов устранения ненормативной лексики из активного словаря детей дошкольного возраста: беседа с родителями как неотъемлемая часть работы, обогащение словаря, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, театрализация. Эту работу необходимо проводить с дошкольниками, чтобы употребление ненормативной лексики не закрепилось в дальнейшем. Главное в работе с детьми — уважать достоинство ребенка и помнить, что причину нужно искать не в ребенке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.

 

Литература:

 

1.         Анисимов, В. Обойдемся без выражений!: сквернословие как проявление вербальной агрессии / В. Анисимов // Здоровье детей. — 2009. — № 1. — С. 31–33.;

2.         Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. — 96 с.;

3.         Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003. — 176 с.;

4.         Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997. — 352 c.;

5.         Кузина, Н. На каком «языке» говорят наши дети: ненормативная лексика — мода и пошлость / Н. Кузина // Библиотека. — 2010. — № 6. — С. 60–62.

Основные термины (генерируются автоматически): ненормативная лексика, ребенок, нецензурная брань, брань, употребление, детский сад, дошкольный возраст, родитель, слово, словарь ребенка.


Ключевые слова

речь, ненормативная лексика, дети дошкольного возраста, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Похожие статьи

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса

В статье представлен краткий анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающий некоторые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи в результате неправильного прикуса. Показаны задачи оздоровительной, обра...

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного ро...

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

В статье рассматриваются возрастные особенности, присущие детям дошкольного возраста, описаны особенности проведения занятий с дошкольниками, наиболее предпочтительные способы и приемы обучения детей.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается выявить причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также проведение коррекционной работы для снижения уровня агрессии у воспитанников дошкольных учреждений.

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Особенности готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью

Статья посвящена рассмотрению особенностей готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью. Изучена специфика готовности детей к школьному обучению из данной категории семей. Рассмотрены сложности подготовки детей к школьном...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Похожие статьи

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса

В статье представлен краткий анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающий некоторые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи в результате неправильного прикуса. Показаны задачи оздоровительной, обра...

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного ро...

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

В статье рассматриваются возрастные особенности, присущие детям дошкольного возраста, описаны особенности проведения занятий с дошкольниками, наиболее предпочтительные способы и приемы обучения детей.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается выявить причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также проведение коррекционной работы для снижения уровня агрессии у воспитанников дошкольных учреждений.

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Особенности готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью

Статья посвящена рассмотрению особенностей готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью. Изучена специфика готовности детей к школьному обучению из данной категории семей. Рассмотрены сложности подготовки детей к школьном...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Задать вопрос