The article analyzes the problem of aesthetic education of children of preschool age. We consider some means of aesthetic education, formation of aesthetic culture of the person older preschooler. The study, aimed at clarifying the concepts older preschoolers about the " beauty».
Keywords: aesthetic education, children of preschool age, art.
Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать красоту окружающего мира, призвана система эстетического воспитания. В настоящее время особенно возрастает внимание к проблеме эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования положительного отношения к окружающему миру. Проблема эстетического воспитания, формирование эстетической культуры личности одна их важных задач, стоящих перед детским садом. Воспитание через красоту развивает у ребенка способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности и особенно в искусстве.
Существует множество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов, которые уделяли внимание эстетическому воспитанию. Среди них: Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Джолаи другие. Проблемой развития изобразительного творчества занимались: Н. А. Ветлугина, А. А. Венгер, Т. С. Комарова. По мнению В. Н. Шацкой, «эстетическое воспитание» — это способности эстетического отношения ребенка к искусству, создание прекрасного в труде, в природе [6]. В. Н. Шацкая отводит важное место эстетическому воспитанию и считает его значимым в контексте развития эстетической культуры [6].
Д. Б. Лихачев считает, что эстетическое воспитание- это «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [5]. Д. Б. Лихачев, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что вовлечение ребенка в различную художественную деятельность способствует развитию их сенсорной сферы.
Бабанский. Ю.К выделил компоненты эстетического воспитания: целевой, содержательный, оценочно-результативный. Онполагал, что понятие «эстетическое воспитание» предполагает единство процесса обучения и воспитания.
Наиболее важная особенность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, изменения, происходящие в познавательной сфере ребенка. Многие педагоги считают, что формирование эстетических идеалов у детей очень длительный и сложный процесс. Под влиянием взрослого, сверстника эстетические идеалы у ребенка изменяются.
Для старших дошкольников формой знакомства с эстетическим идеалом, является литература, мультфильмы и кино [1,4]. Герои книг, мультфильмов, будь то люди или звери, наделены человеческими качествами, являются носителями милосердия и жестокости, добра и зла. Ребенок симпатизирует героям, становится приверженец добра.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Основным путем эстетического развития старшего дошкольника является самостоятельная деятельность, в которой ребенок открывает для себя что-то новое. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей и отвечает их потребностям и интересам.
Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры. [7].
Изобразительное творчество — это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т. д. Детское изобразительное творчество — это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование — это естественная потребность ребенка. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.
Старший возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Успешная изобразительная деятельность детей осуществляется в нашей системе образования при наличии высоко квалифицированных педагогов и наличии материальной базы для творческой деятельности. Воспитатель должен знать основные жанры и виды изобразительного творчества, различные материалы и техники, использующиеся живописцами. [2].
Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства. [3].
Воспитатель должен раскрыть потенциал ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через веру в ребенка, что у него все получится. Воспитатель становится консультантом и помощником для детей и дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно. При проведении занятия по рисованию, воспитатель должен знать основные этапы творческой деятельности ребенка.
Нами была проведена исследовательская работа на базе МБДОУ № 52 в старшей группе детского сада (возраст детей: 5–6 лет). В исследовании участвовало 20 дошкольников.
Цель исследования: уточнить представления детей старшего дошкольного возраста о красоте как эстетической категории и ее проявлениях в природе и произведениях искусства.
С детьми была проведена беседа. Детям были заданы следующие вопросы: Вы считаетесебя красивыми? Ваши мамы очень красивые?! Красивы одинаковой красотой или «по-своему?». «Кого бы вы выбрали в друзья?» — Значит, не только люди красивы, но еще и одежда красива. «Как надо относиться к своим вещам?» «Хотите знать, почему Витя в такой одежде?» (вопрос предваряет демонстрация картинок). Можно ли поступок Вити назвать красивым? Почему?
На первый вопрос все дети ответили «да». На второй — дети единогласно ответили «да, очень», на следующий вопрос «Красивы одинаковой красотой или «по-своему?» 5 детей ответили, что одинаковой красотой, 2 ребенка затруднились ответить, 13 детей ответили, что каждый красив по-своему и привели примеры (у моей мамы красивые глаза, улыбка). После детям была показана картинка и задан вопрос «Кого бы вы выбрали в друзья?», все дети ответили Сашу, потому что он опрятно и красиво одет. После, рассказа о Вите, который испачкал одежду, задать следующий вопрос «Можно ли поступок Вити назвать красивым? Почему?». 10 детей, ответили, что «можно», так как Витя спас котенка, 4 ребенка не смогли ответить на вопрос, 6 детей сказали «нет», потому что он испачкался и теперь его одежда некрасивая.
Можно сделать вывод, дети понимают, что такое красота, что красиво, а что нет. Однако в некоторых случаях дошкольники затруднялись с ответами. Это обусловливает необходимость дальнейшей работы по воспитанию эстетических чувств. Педагог ДОО может его осуществлять с помощью различных способов и приемов: чтение художественной литературы, чтение сказки, рассматривание картин, а также использовать в своей работе ИКТ-технологии.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность, развивает творческие способности, даже влияет на физическое развитие. Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Литература:
- Баринова М. Н. О влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста / М. Н. Баринова, Т. В. Наумова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование, 2014. — № 6 (10), С. 19.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М: Просвещение, 1969–464 с.
- Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова. — М, 1994–320 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С Выготский. — М: Просвещение, 1997–93 с.
- Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачев — М.: Педагогика. — 2002. — 183 с.
- Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова, О. Б. Тихомирова // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306–309.
- Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. — М.: Советская педагогика, — 1976. — 168 с.