Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришева, К. А. Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления / К. А. Гришева, М. В. Кондратей, В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 654-658. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10707/ (дата обращения: 17.12.2024).

Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.

Ключевые слова:ненормативная лексика, нецензурные выражения.

The historical trends shaping profanity, the main factors affecting the use of profanity. The results of a poll of senior Novy Urengoy.

Keywords: Profanity, obscenities

Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений [2].

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и грубые жаргоны (например, сленг).

Самый популярный миф, повсеместно распространенный, гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Как отмечают историки, ругань племен славян была сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными. Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и сохранились только в фольклоре.

Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Ругательные слова несли функцию обычных слов. Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона и много еще где. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого похожего слова нет.

Ругательные выражения в языческие времена был мистическим оружием, и применять его без определенного умения было опасно, можно было загубить не только себя, но и весь свой род [4].

Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29 % населения страны вообще не ругается нецензурными словами. При этом, по данным ФОМ от 2012г.: 70 % из них прибегают к помощи ненормативной лексики весьма регулярно [6].

Основными социально-политическими и психологическими факторами, определяющими на настоящий момент развитие распространение ненормативной лексики, являются следующие:

1)        Современное российское общество — это общество, в котором реально осуществлены принципыполитической свободы. Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы. Мышление и политическая деятельность человека раскрепощены, существуют возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все слои общества получили возможность активно проявить себя в политических организациях, в рыночных отношениях, люди проявляют активность в общественной жизни. С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества в период реформирования страны нашла взрывной выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но и к выбросу у части общества агрессивности и грубости. Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения.

2)        Свобода словастала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе.

3)        Отмена политической цензурыпривела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже ненормативной лексики.

4)        Нестабильность вполитическом и экономическом положении страны,низкий уровень жизни значительной части населения, инфляционные процессы, безработица и дороговизна в России переходного периода являются причинами стресса, в котором живут сегодня многие россияне самых различных социальных и возрастных групп.

5)        Интенсивноетехническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно, прежде всего, с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники, преимущественно зарубежного производства.

6)        Современный мир — это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой. В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связано с употреблением ненормативной лексики. В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историко-культурный характер [3].

7)        Культурная дезинтеграция: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни, проявляющееся в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности.

Отношение к ненормативной лексике среди наших сограждан всегда было неоднозначным. Так, одни считают, что она засоряет и обедняет речь, уже не говоря о том, что дурно влияет на нравы, демонстрирует общее падение морали и нравственности. Другие же уверены, что ругань помогает сбросить негативные эмоции, «выпустить пар» и т. д. Судя по результатам исследования, изредка вставляют в свою речь нецензурные слова 48 % россиян. 14 % опрошенных считает, что нецензурная брань — это отличный способ снять напряжение и достучаться до некоторых людей [7].

Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовальских институтов. И вот что выяснилось... Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали бранью, проросли лишь на 49 %. Вода, при этом, показала результат получше — 53 % проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %! Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет [2].

Доктор биологических наук академик двух российских академий — Медико-технических наук и Естественных наук — директор Международного центра волновой генетики Пётр Горяев подчеркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм» [3].

Выступая на Всероссийских Иринарховских чтениях, академик Петр Горяев сообщил, что многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть ни что иное как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, учёный подтверждает истинность Евангелия, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога». Так что не удивительно, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.

Академик Горяев, считая долгом ученого говорить правду, заявил, что распространение блудного греха, безнравственность приводят к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Из сказанного им, к сожалению, можно сделать сразу два печальных вывода. Во-первых, широкая распространённость сквернословия уже сама по себе является показателем низкого уровня нравственности. А во-вторых, что ещё хуже, она является питательной средой для дальнейшего распространения, расширяя горизонты вседозволенности для подрастающих поколений.

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. По существу, речь человека — лакмусовая бумажка его общей культуры, а владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности.

В последнее время ведутся дискуссии, свидетельствующие о возрастающем интересе к языку, в частности, к культуре речи, являющейся звеном современного научного мировоззрения [1].

С целью изучения отношения старшеклассников к употреблению ненормативной лексики в марте 2014 г. было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.

Объектом исследования выступили учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 50 человек.

Результаты исследования позволяют установить, что, по мнению старшеклассников, применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей, так считают 60 % респондентов (рис. 1). Нецензурные выражения признаются большинством «легитимными» только в определенных местах и ситуациях. К примеру, в стрессовых обстоятельствах, когда человек обуреваем сильными эмоциями, и нецензурное выражение — способно снять стресс. Однако, более половины опрошенных (56 %) относится отрицательно к употреблению ненормативной лексики вообще, 44 % из которых составляют девушки. И всего лишь 6 % респондентов относятся положительно к употреблению ненормативной лексики, среди них лишь юноши.

Рис. 1. Мнения старшеклассников о допустимом употреблении ненормативной лексики

Статус нецензурных выражений в сегодняшней российской культуре амбивалентен. С одной стороны, их употребление, особенно публичное, остается табуированным. С другой, бранные слова занимают видное место не только в повседневной жизни и светской культуре, но и в публичном пространстве и культурном производстве: художественные произведения с употреблением ненормативной лексики имеют определенный круг почитателей; в рекламе популярны эвфемизмы матерных выражений; ряду публичных деятелей употребление ненормативной лексики служит едва ли не «визитной карточкой».

В целом русское общество всегда осуждало нецензурную брань. Во времена царя Алексея Михайловича (XVII в.) услышать на улице нецензурное выражение было почти невозможно. Это объясняется прежде всего политикой, проводимой государством. В Соборном Уложении 1649г. подчёркивается недопустимость сквернословия. Во времена правления Петра I грубая брань выплеснулась из кабаков на улицы городов. В наше время государство своими методами борется за чистоту языка. Нелишне вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста [5]. Статья 20.1 «Мелкое хулиганство» действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт следующее наказание за брань в общественных местах: штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Большинство опрошенных старшеклассников считают, что современное общество невозможно избавить от употребления ненормативной лексики. 26 % респондентов предложили в качестве меры наказания денежный штраф, 20 % — выговор, 22 % — публичное пристыжение, 22 % — не считают наказание необходимым, 10 % респондентов предложили свой вариант: удар по губам, смертную казнь, устное замечание, «понять и простить» (рис. 2).

Стоит заметить, что 46 % респондентов считают, что употребление бранных слов более характерно для мужчин, из них 30 % девушек. Посчитали, что употребление бранных слов не зависит от пола 44 % респондентов, из них 30 % девушек. И 2 % юношей считают, что употребление бранных слов более характерно для женщин.

Так же мы просили указать, какая возрастная группа, по их мнению, чаще всего употребляет бранные слова. Респонденты считают, что чаще всего употребляют бранные слова молодежь, подростки и взрослые люди. На вопрос: «В каких социальных группах, по Вашему мнению, чаще всего употребляют ненормативную лексику?». Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что чаще всего употребляют ненормативную лексику учащиеся ПТУ и техникумов, работающие люди без образования, люди без образования и безработные.

Рис. 2 Мнения старшеклассников об основных наказаниях за употребление ненормативной лексики в общественных местах

Кроме того, перед нами стояла задача, определить, считают ли старшеклассники допустимым употребление ненормативной речи в семье. Проанализировав данные, мы получили следующее: в 70 % случаев родители не употребляют при детях ненормативную лексику, в 24 % иногда и в 6 % случаев употребляют. Статистика вполне благоприятная. Далее опрос показал: абсолютное большинство респондентов (92 %) считают недопустимым употребление ненормативной лексики в семье, а 8 % не думали об этом.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, ненормативная лексика прочно вошла в разговорную речь большого количества русских людей. Проведенный анализ литературы и опрос подтвердили актуальность данной проблемы и необходимость ее решения на государственном уровне.

В результате теоретического анализа и результатов проведенного исследования нами была условно разработана модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики (рис. 3), позволяющая наглядно продемонстрировать взаимосвязь элементов — среды и факторов употребления ненормативной лексики в обществе.

Рис. 3. Модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики в обществе

Литература:

1.      Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное [Текст] / в.м. Мокиенко// Русистика. — Берлин, 1994, № 1/2. — С. 50–73

2.      Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж, 2000.

3.      Стернин И. А. Сделаем шаг в сторону гласности (о жаргоне партаппарата) [Текст] / И. А. Стернин // Воронежские вести. 1995.

4.      Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии [Текст] // Б. А. Успенский. Избранные труды. Т.2. — М., 1994.

5.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8627/

6.      http://fom.ru/obshchestvo/10849

7.      http://www.regnum.ru/news/fd-volga/1199464.html

Основные термины (генерируются автоматически): ненормативная лексика, слово, употребление, Мнение старшеклассников, нецензурная брань, нецензурное выражение, респондент, Россия, повседневная жизнь, русский язык.


Ключевые слова

ненормативная лексика, нецензурные выражения., нецензурные выражения

Похожие статьи

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного ро...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников.

Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка» учащегося

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся культуры речи на иностранном (английском) языке, в частности, произносительной культуры, приводятся примеры нарушения произносительной нормы в ситуациях межкультурного общения.

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Проблемы развития молодежного предпринимательства

На примере Приморского края Дальневосточного федерального округа проведен анализ проблем развития молодежного предпринимательства. Определены основные причины, сдерживающие молодежь заниматься предпринимательской деятельностью. Перечислены формы подд...

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Актуальность выбранной темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к их изучению, в частности, субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи.

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)

В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...

Похожие статьи

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного ро...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников.

Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка» учащегося

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся культуры речи на иностранном (английском) языке, в частности, произносительной культуры, приводятся примеры нарушения произносительной нормы в ситуациях межкультурного общения.

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Проблемы развития молодежного предпринимательства

На примере Приморского края Дальневосточного федерального округа проведен анализ проблем развития молодежного предпринимательства. Определены основные причины, сдерживающие молодежь заниматься предпринимательской деятельностью. Перечислены формы подд...

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Актуальность выбранной темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к их изучению, в частности, субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи.

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)

В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...

Задать вопрос