Основные направления физической подготовки подростков в мусульманском вероучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мифтахов, Р. А. Основные направления физической подготовки подростков в мусульманском вероучении / Р. А. Мифтахов, Е. Н. Ратова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3641/ (дата обращения: 16.12.2024).

В период зарождения Ислама большинство арабских племен вело кочевой образ жизни, а основными занятиями были охота и скотоводство, арабы отличались большой физической силой и легкостью движений. Рацион их питания был очень прост. Подтверждением умеренности в еде может послужить арабская поговорка: «Большой живот — малый ум». Сохранению здоровья способствовало соблюдение принятых уже в то время правил гигиены в быту, что в условиях жаркого климата и отсутствия достаточного запаса воды было чрезвычайно важным.

Еще до принятия ислама физическая подготовка подростков занимала у арабов большое место в общей системе воспитания. Этого требовали очень трудные условия их существования, полные угроз и опасностей, враждебности и страха, где людьми правил закон джунглей. Сильному доставалась жизнь, почести и власть, тогда как уделом слабого была смерть, либо, если ему удавалось выжить, презрение и унижение. Почти все свое время арабы воевали: то нападали на соседей-врагов, то отражали их нападения, то сражались за источники пропитания, то боролись с жестокой природой. Однако уже в первых веках нашей эры арабы были, по выражению В. Ф. Пановой, «потенциальными носителями высокой цивилизации — цивилизации, которой лишь бесплодность степей и пустынь до поры до времени мешала реализоваться в социальных, материальных и духовных областях» [6, с. 23].

С принятием ислама мусульманская культурная система получила целостный характер, в которой образ жизни его приверженцев, их поведение, психология, ценностно-мировоззренческие установки были регламентированы самым подробным образом. «Он резко выделялся среди религиозных проповедников и учителей, в большом числе действовавших на Аравийском полуострове в начале VII века, и, без сомнения, был ярким примером того, как личность определяет и меняет ход истории. Последние годы жизни Мухаммада известны довольно детально, с большим количеством бытовых эпизодов. Поэтому мы можем представить себе этого человека — обыкновенного и земного, но, в то же время, одну из главных фигур в истории человечества» [4, с. 20].

В настоящее время повышенный интерес к хадисам и их воспитательный потенциал обусловлен тем, что «именно в хадисах даются образцы толкования положений Корана с учетом тех или иных обстоятельств, во-вторых, опираясь на хадисы как на достоверные источники, служители культа рисуют облик Мухаммеда. Наконец, в-третьих, в сборниках хадисов … значительное место отводится нравственным нормам, заимствованным исламом из тысячелетнего опыта народных масс» [10, с. 122]. Хадисы всегда служили и служат прямым руководством к правильному поведению мусульман в различных жизненных ситуациях.

Согласно исламу, человек по своей природе является совершенным существом, а его возможности и характер закладываются, предопределяются, до его рождения.

Трактовка предопределения и свободы воли в исламе неотделимы от концепции греха, природа которого в мусульманской религии отлична от православной. Грехопадение Адама и Евы в православии накладывает на новорожденного печать вины, от которой в течение всей своей жизни он должен избавляться. В исламе это символическое событие несет другую смысловую нагрузку: человеческие существа несовершенны, но не греховны. Их стремление к совершению добрых и злых дел приблизительно одинаково. Если он выберет потенциал совершения греха вместо потенциала проявления доброго начала, этим он добавит некий внешний элемент к своей первоначальной «безгрешной» природе. «Таким образом, грех в исламе означает сознательное, умышленное пренебрежение законами Бога, следовательно, грех — явление не врожденное и не предопределенное» [1, с. 70]. Поэтому сознательное пренебрежение своим здоровьем — в исламе большой грех.

Философская логика Корана основана на том, что человек — существо разумное и богоизбранное. Следовательно, познавая Бога, он должен подражать ему и следовать его атрибутам, среди которых жизнь, истина, красота, любовь, справедливость и др. Ислам придает большое значение любви к Аллаху и любви к человеку. Потому все богоугодные деяния подростка, в том числе занятия физической культурой и спортом, должны освящаться безграничной любовью к всевышнему.

Многие ученые утверждают, что ислам — это религия, с которой связано и становление государственности, и развитие самого народа, его языка, культуры, традиций, образа жизни. Согласно исламу, обычаи и обряды, прежде всего проникнутые чувством нравственности, и являются его внешним проявлением, помогают упорядочить ритм повседневной жизни [10, с. 51].

Несомненный оздоровительный эффект и вместе с тем воспитательный потенциал обнаруживают религиозные праздники и ритуалы, а также празднично-обрядовая культура исповедующих ислам народов, в педагогических воззрениях которых религия занимает доминирующее положение. В настоящее время сложилась определенная система религиозных традиций, праздников и семейно-бытовых обрядов, каждый из которых отражает общественно значимые события и имеет большое воспитательное значение для подростка. Во всех религиях есть свои знаменательные даты и обычаи, связанные с определенными догматами религиозного культа. Традиционно исламские праздники — это хороший повод навестить близких, собраться всей семьей, дарить подарки, облачиться в праздничную одежду, готовить вкусные угощения и т. д.

Один из значимых мусульманских праздников — это праздник разговения, знаменующий завершение поста в месяц рамадан. Соблюдение поста является одним из ключевых принципов, регулирующих духовно-нравственное развитие личности в исламе. «Пост оберегает людей от разного рода неприятностей, дисциплинирует, вырабатывает силу воли, терпеливость, преданность убеждениям, вырабатывает в человеке доброту и милосердие» [7, с. 53]. Считается, что, соблюдая пост и воздерживаясь от развлечений и утех, мусульманин учиться преодолевать страсть, слабость, стремление к сытой, «сладкой» жизни.

Вообще, вопросы питания имеют большое значение в исламе. Соблюдение мусульманами уразы, в которой имеет место ограничение приема пищи, одобряется и современной наукой, поскольку доказано ее положительное влияние на физическое и духовное здоровье человека. Месяц Рамазан — это время, когда человек много времени уделяет изучению Корана и в целом философии исламской религии, что способствует его нравственному воспитанию и духовному обогащению. Заслуживает внимания и сам ритуал приема пищи, соблюдения санитарно-гигиенических норм, а также запрет на употребление некоторых продуктов и напитков. Так, свинина — жирный и скоропортящийся продукт, в некоторых случаях даже опасный для здоровья. Кроме того, «Ислам категорически запрещает употреблять вещества, которые растлевают душу и тело (спиртные напитки, табак, наркотики)» [9, с. 280].

Слово «мусульманин» означает покорный, но это не значит, что ислам следует понимать как религию, которая учит слепому повиновению и механическому, без понимания смысла, соблюдению ее обрядов. Эта религия глубоко гуманна, опирается на разум человека, отличается гибкостью и всегда учитывает возможности верующих. К примеру, пост должны соблюдать только здоровые люди. Не приветствуется держание поста кормящими матерями и мусульманами, находящимися в пути. По уважительным причинам молитву можно отложить на другое удобное время, прочитать позже. Все эти предписания следует воспринимать не как трудности, а, наоборот, как путь к праведной жизни и даруемое Аллахом облегчение. «Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны!» [2, с. 203].

Мусульманская религия в своих предписаниях обеспечила гигиену человеческого организма, в ней существуют конкретные правила для охраны здоровья человеческого тела и духа. Гигиена и чистота — два неразделимых понятия. В исламе этим понятиям уделяется огромное внимание, которого нет в других религиях. В хадисах содержатся следующие наставления: «Чистите зубы», «Вера обязывает человека одеваться просто и чисто», «Чистота есть половина веры», «Во всякое время старайтесь быть чистыми» [3]. Поэтому привитие гигиенических навыков подростков — важная составляющая исламской педагогической системы.

Следует заметить, что, если в средневековой Европе христианские монахи и священнослужители налагали запреты на игры и физические упражнения как для подростков, так и для взрослых, под предлогом того, что человеческая плоть изначально греховна и ее следует, если не истязать, то, по крайней мере, не баловать, то ислам всегда одобрительно смотрел на игры и взрослых, и подростков, считая их совершенно естественным занятием, которое нравится людям, полезно для их здоровья, разума, души, общественных отношений и духовной жизни, даря им веселье и радость. В Сунне Пророка содержится немало хадисов, которые одобряют и разрешают игры, считая их естественной потребностью как взрослого, так и подростка.

Влияние физических упражнений, здорового образа жизни, гигиенических процедур и режима питания на репродуктивное здоровье женщины сегодня не подвергается сомнению. Доказано, что на духовное и физическое развитие ребенка влияют антенатальные факторы, то есть те, которые сложились до момента зачатия плода, до начала родов. Антенатальная охрана плода включает в себя комплекс лечебно-профилактических и социально-гигиенических мер, направленных на создание оптимальных условий для нормального развития плода. Врачи рекомендуют рациональное питание, прогулки, режим, сон. В исламе эти рекомендации несколько отличаются. Питание должно быть полноценным, но главное, чтобы оно было дозволенным. «В теле, выращенном на запретном, плохо прививаются ростки веры. Запретная пища (харам) токсический действует на органы и системы плода» [8].

Таким образом, актуализация религиозных традиций в воспитании подростков сегодня особенно востребована, потому что эффективность формирования нравственной и ответственной личности во многом зависит от степени ее приобщенности к религиозным ценностям и «укорененности в традициях своего народа» [5, с. 27].

Мужья и жены, согласно исламу, могут заниматься физическими упражнениями и играть вместе. Это хороший способ улучшения взаимопонимания в семье и хороший пример детям, подросткам. Один из хадисов повествует, что жена пророка Аиша соревновалась с ним в беге. Однако к спортивным занятиям женщины есть дополнительные условия:1) они должны заниматься отдельно от посторонних мужчин; 2) женщины должны закрывать аурат (все тело, кроме овала лица и кистей рук); 3) им запрещено заниматься мужскими видами спорта, поскольку в этом случае они теряют способность быть супругой, матерью и, в целом, женщиной.


Литература:

  1. Бутенко М. Э. Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.05. — Санкт-Петербург, 1997. — 205с.

  2. Гайнутдинов, Р. Ислам в современной России [Текст] / Р. Гайнутдинов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320с.

  3. Галиев Р. Р. Интеграция физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Нижний Новгород, 2009. — 217с.

  4. Гильмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Казань, 2002. — 179с.

  5. Ковалева, О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2004. — 171с.

  6. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М., 1990. — 23с.

  7. Сабиров А. Р. Исламские традиции и здоровье: Ист.-этногр. обзор здравоохранит. традиций татар (XVIII в.-нач. XX в.) / А. Р. Сабиров; Науч.-исслед. ин-т ислам. медицины, Ассоц. ислам. врачей «Шифа». — Казань: Шифа, 1996. — 77с.

  8. Харисова Г. Мы выбираем ислам. Секреты здоровья и тайны исцеления болезней века. — Казань: Идел-пресс, 2010.- 369с.

  9. Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании общего образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01. — 483с.

  10. Шаяхметова, Роза Искандаровна. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Р. И. Шаяхметова; науч.рук. З. Г. Нигматов; КГПУ.—Казань: Б.и., 2003. — 206с.

Основные термины (генерируются автоматически): ислам, время, VII, воспитательный потенциал, жизнь, мусульманская религия, образ жизни, подросток, принятие ислама, религия.