Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения
Авторы: Мифтахов Рафаэль Ахунзянович, Абсалямов Нурислам Ильдусович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 399 раз
Библиографическое описание:
Мифтахов, Р. А. Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения / Р. А. Мифтахов, Н. И. Абсалямов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3933/ (дата обращения: 16.12.2024).
Физическое воспитание, как его трактуют различные ученые, а также, исходя из целей, которые оно преследовало в прежние времена, можно определить как процесс, в ходе которого индивид осуществляет последовательную физическую активность, направленную на развитие своих телесных способностей и координации движении, и прочие связанные с этим упражнения, направленные на приобретение определенных двигательных навыков, а также следует определенным гигиеническим нормам повседневной жизни. Это делается для того, чтобы адаптироваться к условиям жизни окружающего общества.
Следуя этому определению, мы намерены проследить за просвещением различных сторон физической активности индивида, живущего в мусульманском обществе, и за теми гигиеническими нормами, которые он соблюдает для того, чтобы сохранить свое телесное здоровье.
В эпоху Средневековья философия и наука, воспитание, образование и религия не имели резко очерченной границы, они представляли собой единую культуру, не были разделены на самостоятельные науки. Известно, что культура начинается там, где есть школа, образование, познание и воспитание подростка [3, с. 113]. Культурными центрами средневекового Востока являлись духовные учебные заведения — медресе. Преподавание в них отличалось высоким научным уровнем; философы-энциклопедисты не только вели преподавание, но и сами составляли пособия, способствовавшие совершенствованию преподавания.
Ученый-энциклопедист, Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая, что наука выше религии, Кинди полагал, что при воспитании подростка надо формировать не мусульманский фанатизм и слепую веру, а высокий интеллект, способный сыграть основную роль как в его нравственном совершенствовании, так и во всех видах деятельности, поскольку главным инструментом достижения успеха является разум.
В целом, «мусульманская мысль средневековья ориентирована на античные модели» [6, с. 35], основанные на гармонии духовного и физического. И, несмотря на отсутствие прямых указаний на необходимость физического воспитания в трудах Аль-Кинди, предпосылки к исследованию данного вопроса были им подготовлены.
Известно, что в отличие от всех живых существ, которые обретают свою природу вместе с появлением на свет, человеком можно только стать. Соответственно, человек, благодаря воспитанию, может не только изменить свою природу, но и должен стремиться к этому.
Ибн-Мискевей главным направлением в обучении и воспитании видит возбуждение интереса у подростков. Например, интерес к занятиям можно вызвать, если начать обучение с того, что подростку очень знакомо из его житейского опыта. Духовное воспитание Ибн-Мискевей не считает возможным без физического, в котором важную роль играют игры и гимнастика. По мнению ученого, в процессе воспитания необходимо приучать подростки к различным условиям жизни, в том числе трудным. Ибн-Мискевейем даются разъяснения о том, что годится и что не годится для принятия в качестве пищи ребенку. По мнению Мискевейя, основная цель, воспитания заключается в достижении «вечного счастья», для чего прежде всего требуется духовное воспитание [1, с. 37- 38]. Труды ученого служат еще одним подтверждением, что духовное и физическое развитие в педагогике Востока рассматриваются как две половинки одного дела — воспитания человека. Эти взгляды мыслителя, основанные на исламских традициях, не потеряли своей значимости и в наше время и во многом предвосхитили современные педагогические взгляды на физическое воспитание. Заметим, что сегодня еще не все педагоги следуют концепции единства духовного и физического развития. «Такое явление, на наш взгляд, объясняется, во-первых, отсутствием достаточной межнаучной интеграции; во-вторых, сложностью, многофакторностью и многоаспектностью проблемы, в-третьих, недопониманием ее значимости специалистами в области физической культуры и, в-четвертых, отсутствием соответствующих педагогических технологий» [5, с. 13].
Будучи известнейшим врачом, Ибн Сина советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье подростков и неоднократно упоминал о том, что к каждому воспитуемому должен применяться индивидуальный подход, чем прозорливо предвосхитил проблемы современного физического воспитания.
Ибн Сина, будучи подлинным гуманистом, верил в возможности и стремления личности разносторонне развивать свой ум и познавать истину. Он убедительно доказал, что результаты развития науки и культуры создают возможность и условия для совершенствования человека и его жизни. В этом деле сам Ибн Сина для других был примером, показал себя пытливым наблюдателем и разносторонним для своего времени исследователем, стремившимся черпать знания не только из книг, но и непосредственно из самой жизни [1, с. 44]. Ибн Сина видел цель воспитания в гармоническом развитии умственных и физических сил молодых людей, в выработке у них уравновешенного характера и стиля поведения. В результате правильного воспитания достигается двоякая польза: «Одна для души, ибо с самого раннего детства человек растет добронравным, что превращается в обязательную привычку, другая — для тела» [2, с. 72].
Четырехтомный компендиум ученого «Воскрешение наук о вере» посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за подростками с целью их воспитания. Аль-Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить детей вести себя за столом, быть неприхотливыми в быту, закаляться путем физических упражнений. По его мнению, и телесные органы, и душа человека все свое совершенство и прогресс приобретают только путем воспитания [1, с. 39].
Полезное действие физического воспитания разносторонне: оно приносит пользу телу, способствует правильному воспитанию, помогает человеку строить отношения с другими людьми, делает его благонравным и благородным, прививая ему такие качества, как смелость, честность, надёжность, справедливость, уравновешенность и умение держать себя в руках, и побуждает к созиданию. Кроме того, физического воспитания помогает человеку реализовать себя и позволяет ему узнать свои силы и возможности в процессе взаимодействия с другими людьми, а также выплеснуть лишнюю энергию и получить положительные эмоции. Физическая активность помогает человеку упорядочить свою энергию так, чтобы различные виды её гармонично взаимодействовали между собой.
Главным объектом физического воспитания является человеческое тело, и значение его для того или иного общества или идейного учения определяется тем, какое место они отводят телесной оболочке человека в ряду других аспектов его сущности, и в первую очередь, по отношению к его духу и разуму. Тело, которое сотворил Аллах в наилучшем виде, даровав ему, согласно взглядам ислама, почет и уважение, стало мерилом превосходства человека над всеми остальными тварями с точки зрения тех физических способностей и возможностей, которые позволяют ему совершать многие действия лучше остальных.
Итак, ислам со всем уважением относится к телу человека и проявляет заботу об удовлетворении его потребностей. В свете этого он рассматривает физические упражнения в качестве одной из основных потребностей человека, связанных с его телесной сущностью, и придает им очень большое значение. Физические упражнения в их самых разнообразных формах является ядром физического воспитания и занимает достойное место в предписаниях и наставлениях, которые ислам обращает к верующим.
Еще один представитель исламской ученой мысли — Ибн Халдун — органично связывал обучение с воспитанием.
Ибн-Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий. Научное знание — своеобразный навык, приобретаемый посредством длительных упражнений. Им предлагалось избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому. Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун называл дискуссии, полагая, что они наилучшим образом дают навык выражения мысли. Он горячо поддерживал древний обычай приобретать знания в путешествиях, общаясь со многими учителями.
Мусульманские ученые и теоретики ислама сравнивают Бога с великим художником, который создал мир подобно огромному произведению искусства. Гармония, симметрия, порядок, пропорция, свет и цвет, которые существуют в реальном мире, являются ничем иным, как отражением совершенства самого Бога. Красота человека проявляется, прежде всего, через его душу и дух, через его внутренний мир, через его доброту. Истинная красота не внешняя, а внутренняя, которая воспринимается не чувствами, а разумом, она неотъемлема от добра, она не имеет ни форм, ни цвета, ни образа, ни ровности линий и познается в процессе общения, в поступках. Внешняя физическая красота человека временна, преходяща, внутренняя, духовная красота постоянна, вечна. Мусульманские ученые в соответствии с учениями ислама провозглашали, что человек должен, прежде всего, заботиться о внутренней красоте, заключающейся в добре и справедливости образованности, благочестии, благородстве, храбрости, любви к ближнему. Только тогда красота может вызвать любовь и расположение к себе [1, с. 50, 71–71].
Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, — подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, физическое воспитание как компонент формирования гармоничной личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. В его содержание включались теперь не только гимнастика и военная подготовка, но и закаливание организма, и гигиена, и отдых, в организации которого важную роль играл эстетический компонент. Педагоги-гуманисты боролись против схоластического средневекового воспитания, противопоставляя ему гуманистические идеи, нашедшие отражение в педагогической практике. Они выступили против суровой дисциплины средневековой школы, против телесных наказаний, уделив большое внимание заботе о здоровье подростков и их правильному физическому и эстетическому развитию [4, с.134].
Ибн Рушд, Ибн Сина, Аль-Фараби, Аль-Газали и другие деятели арабо-исламской культуры средневековья не только усвоили плоды древнегреческих ученых и познакомили европейцев с достижениями духовной культуры народов древности, но и на основе исламских традиций дали им творческое продолжение, тем самым внесли огромный вклад в развитие физической культуры и мировой науки.
Литература:
1. Гильмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Казань, 2002. — 179с.
2. Ибн-Сина Абу Али. Канон врачебной науки: В 5-ти томах. — Т.2. — Ташкент: Фан, 1982. — С.550.
3. Махмутов М. И. Мир ислама / М. И. Махмутов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 616с.
4. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. — Казань: «Хэтер» (ТаРИХ), 2003. — 271с.
5. Тарасенко И. Р. Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ставроп. гос. ун-т. — Ставрополь, 2005. — 21с.
6. Шаяхметова, Роза Искандаровна. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Р. И. Шаяхметова; науч.рук. З. Г. Нигматов; КГПУ.—Казань: Б.и., 2003. — 206с.