Мусульманское просвещение и его принципы физического воспитания
Автор: Мифтахов Рафаэль Ахунзянович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 589 раз
Библиографическое описание:
Мифтахов, Р. А. Мусульманское просвещение и его принципы физического воспитания / Р. А. Мифтахов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3762/ (дата обращения: 21.11.2024).
Кажущееся ситуационно негативным в зеркале общечеловеческой культуры может обрести иное значение. В отечественной истории было время, когда светское и религиозное воспитание испытывали длительное противоборство. Однако сегодня подавляющее большинство тех, кто так или иначе вовлечен в образовательно-воспитательное пространство, пребывает в убеждении, что неразумно отвергать «возможное санирующее» значение религии в деле воспитания подростков. «Пора … перейти к взвешенным оценкам, вспомнив наше недавнее диалектическое прошлое, неизжитое да и неизживаемое вообще» [6, с. 2]. Религия предлагает свою опору и ориентиры в личных и общественных вопросах, «имея для этого и цельное мировоззрение, и проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Вера в бога — главный резерв морали, поскольку, объединяя людей, она напоминает о милосердии» [5, с. 105].
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Абстрагируясь от этого официального толкования, отметим, что здоровье — одна из человеческих ценностей, без которой счастье отдельной личности и социума в целом ставится под сомнение. Здоровье «является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, позволяет формировать значимые цели, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности» [3, с. 16].
«Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни, является ислам. Рассматривая ислам как образ жизни мусульманина, можно с уверенностью сказать, что это и есть система здорового образа жизни. И все те компоненты, которые включает здоровье, мы находим в исламе» [10, с. 279]. В частности, ислам дает возможность формирования сознательной ориентации на здоровый образ жизни, внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений и выполнение различных форм деятельности в данном направлении. Все это «может служить показателем не только физкультурной и санитарно-гигиенической грамотности, но и общей культуры подростка, его духовности» [2, с. 65].
Оздоровительная физическая культура своими корнями уходит в соревновательную деятельность как неотъемлемую часть жизни человека с самых первых страниц его истории. «Этот стиль жизни предусматривал постоянное проявление и тренировку физических качеств, умений и навыков, отрабатываемых в процессе соревновательной деятельности, носившей прикладно-спортивный характер: обрядовые и боевые танцы, ритуалы посвящения, древнеэллинские олимпийские игры, русские кулачные бои, русские народные подвижные игры, отражающие в своих сюжетах народные праздники и особенности времен года» [9, с. 62]. Физическое воспитание, носившее чисто прикладной и увеселительный характер, первоначально было стихийным процессом. По мере изменения исторической обстановки, стабилизации образа жизни и общественных отношений оно становится системным, с продуманным содержанием, формами и методами обучения, формирования и воспитания подростков [1, с. 3].
Культура древних арабов в значительной мере отличалась от культуры после появления ислама. Возникшая религия имела огромное влияние на все стороны общественной и личной жизни. Новая культура, сформированная на основополагающих принципах ислама, опиралась на религиозные начала, которые в то время согласовывались с врожденными человеческими качествами. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли моральные и нравственные принципы воспитания и образования, при этом исламский ученый мир воспринял, освоил и органично воплотил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.
При этом взаимосвязь духовного и физического развития признавалось ими и с позиций религиозного мировосприятия, и с позиции жизненного опыта и повседневной практической деятельности. Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоничному развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности подростка.
Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые, птицы и животные оказали особое влияние на людей, в результате которого сложились виды деятельности, определялись быт и взаимоотношения, традиции, обычаи, формировалась психология. У народов, исповедующих ислам, содержание, методы и средства воспитания складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах, при этом каждым этносом воспитательные методы имели свои особенности, формировавшиеся веками.
Утыз-Имяни считал, что всего этого можно достичь, только встав на праведный путь. Просветитель советует больше тратить знания подобно богатству, тем самым знания приумножаются в отличие от богатства. Материальные богатства являются источником зла и раздора, а знания обеспечивают целостность и сохранность. Материальные богатства остаются в земном мире, а знания служат человеку и в загробной жизни [4, с. 5].
Прогрессивным явлением в истории татарского просвещения и Казанского края в пореформенные годы является открытие в 1876 году в Казани учительской школы. Впервые среди татарских учебных заведений в ней стали преподавать гимнастику, рисование и черчение. Кроме того ученики обучались столярному делу и переплетным работам.
В 80–90 гг. XIX в. сфере татарской педагогики складывается джадидизм. Его идеологи выдвигали в качестве главных задач борьбу за национальную школу, равенство языков и свободу вероисповедания. Наиболее видным татарским просветителем в пореформенное время становится К.Насыйри (1825–1902). Талантливый ученый-энциклопедист, он на практике стал осуществлять великую задачу просвещения своего народа, создавая свою, во многом революционную систему физического воспитания.
С позиций формирования знаний о здоровье и интеграции физического и духовного развития интересен труд К. Насыйри «Книга о воспитании». В нем мыслитель широко освещает составляющие здорового образа жизни, такие как правильное и умеренное питание, двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и др. В книге «Функция человеческих органов и правил гигиены» автор дает весьма ценные и полезные сведения о значении воздуха, воды, пищи, жилища, одежды и опрятного содержания тела для здоровья человека и подробно рассказывает о требованиях гигиены.
В разработках выделилось два направления — образовательное и гигиеническое. Создателем первого направления был П. Ф. Лесгафт (1837–1909), один из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у подростков, успешно используются и в настоящее время. Вместе с Ф. Ф. Эрисманом и А. П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем. Написанная П. Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» стала руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому ученый проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. Основоположником гигиенического направления был детский врач и педагог Е. А. Покровский. В своих трудах он говорил о важности применения народных игр в системе физического воспитания подростков. «Они внесли важный вклад в развитие научно-методических основ физического воспитания и способствовали появлению новых, устойчивых традиций» [1, с. 27].
Историк, публицист, преподаватель Казанского университета А. П. Щапов (1831–1876) подвергал критике систему образования в университетах и академиях, где недостаточное внимание уделялось естественным наукам. Он считал, что вся деятельная трудовая жизнь подростка должна быть практическим развитием естествознания. В своей работе «Значение естествознания в воспитании подростков и образе жизни народа» он указывал на слабые стороны сложившихся систем воспитания и образования, которые были оторваны от законов природы, а это негативно сказывалось на умственном развитии, мыслях и чувствах человека. Причины аномалий, болезней, духовных и физических патологий общества автор видел в незнании и нарушении закономерностей природы воспитания и образе жизни, в частности, в несоблюдении законов гигиены, воспитания, брака.
Поддерживая открытие в стране новых обществ трезвости, Толстой пишет: «Хотел бы сказать всем пьющим только одно: а именно то, что жизнь наша настоящая не в теле нашем, а в душе. А потому жить надо для души, надо первым делом всячески просвещать ее добрыми мыслями, добрыми беседами, добрыми чтениями, а никак не заглушать, не затемнять ее. А ничем нельзя так заглушить и затемнить свет душевный, как всяким дурманом: табаком и пуще всего вином... Надо понять, что пьянство... дело это всегда скверное, такое же скверное, как и блуд, воровство, грабеж, убийство.».. [8, с. 30]. Л. Н. Толстой, автор блестящих произведений о жизни мусульманских народов России («Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Ильяс» и др.), детально изучал уклад и быт горцев, татар и башкир, их национальные и религиозные традиции.
Выдающиеся мусульманские просветители прошлого не только послужили своеобразным передаточным звеном в трансформации достижений античной культуры в западноевропейскую, но и предвосхитили решение многих проблем физического воспитания, актуальных и в наше время.
Самый общий анализ литературы по истории педагогики показывает, что «мусульмане нашли такие формы и методы воспитания, каких почти не знала предшествующая история человечества», а во всей европейской и русской педагогике современности «почти нет ни одного принципа, который не был бы сформулирован и использован в арабской педагогике почти тысячу лет назад» [7, с. 71, 116].
Сегодня очевидно, что будущее нашего Отечества зависит не от инвестиций и новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине и, разумеется, от ее здоровья. Потому «оздоровление подростков в процессе физического воспитания во все времена являлось неотъемлемой частью государственной политики» [9, с. 62] Решению этой глобальной задачи способствует религия. О ее великом воспитательном значении открыто заявляли выдающиеся мусульманские просветители прошлого.
Литература:
1. Баймурзин, Хамит Хаирварович. Тюркская народная педагогика физического воспитания: дис.. д-ра пед. наук / Х. Х. Баймурзин; науч.рук. Я. И. Ханбиков; Казан.пед.ун-т.—Казань: Б.и., 2001.—368с.
2. Бикмухаметов Р. К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: дис.. д-ра пед. наук / Р. К. Бикмухаметов; КГПУ.—Казань: Б.и., 2004. — 443 с.
3. Верейкина О. В. Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02:. — Москва, 2004. — 183с.
4. Ибрагимов А. Р. Развитие татарской педагогической мысли об умственном воспитании детей. Автореф. Дисс.к.пед.н. Нижний Новгород: 2010–21с.
5. Климова Ю. Роль религии в формировании духовных основ общества / Религия и общество: судьбы людей и народов: Материалы молодежно-студенческой научно-практической конференции. — Оренбург,Изд.центр ОГАУ, 2003. — с.105
6. Кузин В. В. Природное и духовное: мозг-разум-дух в связи с физическим совершенствованием человека (к проблематике интегративной антропологии): проблемы теории / Кузин В. В., Никитюк Б. А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — N 1. — С. 2–9.
7. Махмутов М. И. Мир ислама / М. И. Махмутов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 616с.
8. Мухаметшина Р. Ф. Диалог русской и татарской культур в системе литературного образования (на материале школ Республики Татарстан). — Казань: «Магариф», 2007. — 200с.
9. Рихтер О. В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Ставрополь, 2003. — 221с.
10. Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании образования / Л. А. Харисова. — М.: Просвещение, 2002. — 336с.