«Проточная вода не гниёт, а дверная петля не разъедается ржавчиной потому, что находится в постоянном движении!"
Восточная мудрость
Великий учёный Абу Али ибн Сино писал, что в воспитании ребёнка ведущую роль играет окружающая среда. Воспитание совершенного, то есть полноценного человека является делом не одного дня, и поэтому воспитывать надо терпеливо.
Внедрение национальных ценностей и богатой истории нашего народа в мысли молодого поколения, в процессе образования и воспитания есть одна из главнейших задач. Это помогает усовершенствовать духовное наследие и культурные ценности поколения, которое в свою очередь будет служить наглядным примером в педагогической практике.
Не секрет, что великий ученый, мыслитель ибн Сино знал такие науки как: медицина, астрономия, эстетика, психология, химия, биология, физика, философия, фармацевтика, математика, история, поэзия и другие. Занимался спортом, очень любил играть в шахматы.
Ибн Сино в период своей жизнедеятельности создал такие работы, как «Каноны нравственности», «Канон о долге», «Управление телом и мыслью», «Книга справедливости», «Канон врачебной науки» и другие. Эти произведения делают мировоззрение молодых более позитивными и правильными, что в свою очередь влияет на процесс развития личности. Его произведениями пользуются не только в Средней Азии, но и в странах Европы.
Ибн Сино в своей работе «Канон нравственности» раскрыл причины возникновения негативных и позитивных качеств в общих чертах характера человека. Он даёт объяснение таким положительным качествам, как справедливость, чистоплотность, благодушность и здесь же раскрывает отрицательные недостатки как страх, лицемерие, скупость, воровство, мошенничество, «Смелость проявляется в поступках человека. Терпеливость — это энергия, которая удерживает неприятность, чтобы человек смог выйти из этой ситуации. Чуткость — это энергия, помогающая быстро осознавать смысл происходящего». Ученый в этом произведении указывает, что положительные и отрицательные качества появляются от привычки и под влиянием окружения.
Взгляды Ибн Сины о физическом и духовном развитии человека нашли своё отражение в его произведении: «Канон врачебной науки». Хотя идея Ибн Сины была создана тысяча лет назад, но и на сегодняшний день имеет большую популярность в воспитании детей. И надо заметить, что ибн Сино в течении своей жизни и деятельности всегда стремился к благодетельности. И поэтому его имя передается из поколения в поколение.
Подбор форм занятий физическими нагрузками зависит, по мнению Ибн Сины, от физической подготовки человека, которые зависят от возраста, пола, здоровья, питания и стиля жизни.
В своих учениях, ученый особое внимание отводил физическим упражнениям, где он описывал, “физическая нагрузка принуждает человека научиться правильно вдыхать и выдыхать при дыхании, а это в свою очередь помогает предупредить надвигающуюся болезнь или легче ее перенести”. Ибн-Сино отмечал, что человек не занимающийся физическими нагрузками чаще всего болеет и поэтому он делил способы занятий на две группы:
1. Физические нагрузки получаемые во время процесса работы.
2. Специальные физические нагрузки.
Великий ученый считал, что физические нагрузки должны быть специализированные и поэтому он их делил на легкие, мягкие, скоростные, жесткие, сильные. В зависимости от потребности или состояния здоровья для каждого индивида должен быть индивидуальный подход занятий. Ибн Сино под скоростными (быстрыми) физическими нагрузками подразумевал подтягивание, стрельба из лука, ходьба, бег, прыжки, фехтование, езда на лошадях, бокс, прыжки на одной ноге и т. д. Нежный или легко выполнимыми считал качели, плавание на лодке. К сильным (жестким) видам физических нагрузок относил борьбу, поднятие гирь, умение остановить за уздечку скачущего коня и т. д. Он рекомендовал, чтобы при занятиях жестким видом нагрузок, периодически чередовать легкими нагрузками и не рекомендовал длительное время заниматься одним видом упражнений.
Лечение духовных заболеваний ибн Сино рекомендовал лечить посредством пикников, экскурсий и прогулок на свежем воздухе, плаванию на лодке.
При планировании собственных оздоровительных процедур необходимо «рассортировать» факторы, влияющие на здоровье на две категории: объективные («рядом с нами», на которые мы сами можем повлиять) и субъективные («далеко от нас», обычно глобального масштаба (экологического), на которые мы повлиять не можем). Надо больше стараться отводить время и собственные усилия на объективные факторы, то есть заниматься спортом или хотя бы делать утреннюю зарядку или пробежку по утрам (или просто с утра немного пройтись по свежему воздуху), соблюдать принципы рационального и правильного питания, вести правильный образ жизни — не курить и пить спиртное.
Если человек не движется, он не приводит в движение собственную энергию и остаётся инертным, а, следовательно, его всегда будет нагонять лень, болезнь, разочарование и неудовлетворение.
В целях содействия физическому воспитанию среди населения, в первую очередь, надо уметь правильно подобрать вид спорта, нагрузку, место и время занятием спорта, что приводит к улучшению здоровья и физическому совершенству всех людей, так как физическое воспитание это неотъемлемая часть воспитательной системы, способствующая выработке качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Занятия физкультурой укрепляет здоровье и приводит к правильному физическому развитию, повышает умственную и физическую работоспособность, развивает силу, ловкость, выносливость и воспитывает быть смелым, настойчивым, решительным, дисциплинированным, ответственным.
Пусть это изречение, которому несколько тысяч лет, воодушевит ВСЕХ НАС на изменение собственного отношения к жизни.
Литература:
1. Абдураҳмонов А. Саодатга элтувчи билим. Тошкент: Мовароуннаҳр, 2002. 720 б.