В настоящей статье автор на конкретных примерах обосновывает возможности применения открытий великого ученого Востока Абу али ибн Сина на уроках физики в общеобразовательной школе, подчеркивая их большое учебно-воспитательное значение.
Ключевые слова: ибн Сина, открытие, предки, обучение, воспитание.
Узбекистан – одна из стран, где издревле развивалась наука, культура, государственность. Наш край славится великими личностями, внесшими огромный вклад в мировую цивилизацию, науку: изучение, чьей жизни и научной деятельности, творчества, открытия молодым поколением всегда подчеркивалось в качестве актуальной проблемы.
Великие наши предки внесли достойный вклад в развитие мировой науки, их бессмертные научные творческие открытия до сих пор служат прочным фундаментом для достижения нами новых рубежей и вершин. Научные изыскания наших предков в области физики, как и во всех других научных сферах, имели огромное значение для развития мировой науки и техники. Одним из таких мыслителей является великий лекарь, ученый-энциклопедист ибн Сина (Авиценна).
Умелое применение на уроках физики научных исследований ибн Сина в данной отрасли науки имеет большое значение. В этой связи хотелось бы вкратце остановиться на исследованиях ученого, которые могли бы обогатить содержание уроков физики, посвященных изучению программного материала средней общеобразовательной школы.
В 6-ом классе при изучении тем, как «Сведения Демократа, ар-Рози, Бируни и ибн Сина о строении веществ», «Плотность и его единицы. Методы определения плотности Бируни и Хазина» и проведении лабораторной работы «Определение плотности твердого вещества. Решение задач» [1. 49-82] целесообразным является изучение учащимися опытов ибн Сина по плотности веществ и его определению.
Во-первых, при изучении данных опытов обязательно подчеркиваются большие заслуги в этой области еще одного великого мыслителя Абу Рейхана Бируни. Преподаватель обращает внимание на тот факт, что Бируни определил плотность многих веществ, чем ибн Сина пользовался в своих изысканиях в области физики, приводит формулу и таблицу плотности (таблица 1).
Формула определения плотности вещества:
Таблица 1
Сравнительная
таблица плотности отдельных веществ, определенных Бируни
и их
современных значений
Вещества |
Сравнительная масса (по Бируни) |
Сравнительная масса (современные сведения) |
Золото |
19,05 |
19,25 |
Медь |
8,7 |
8,93 |
Ртуть |
13,58 |
13,55 |
Стекло |
2,5 |
2,4-2,6 |
Морская вода |
1,14 |
1,03 |
Учащиеся, изучив и сопоставив данные, приведенные в таблице, становится свидетелями того, насколько точно осуществляли измерения Бируни и ибн Сина еще в далеком Х веке [2. 12-13].
Во-вторых, внимание учащихся заостряется на том, что Ибн Сина для определения объема тврердого вещества применял сосуд, наполненный водой, и подобным сосудом пользуются в наши дни (рис. 1).
В ходе опытов, определив объем привязанного нитью твердого вещества сначала на мензурке, затем по количеству воды, выльившейся из сосуда, учащиеся убеждаются в равности этих значений.
Также, в 6-ом классе при изучении темы «Закон Архимеда и его применение» следует объяснить учащимся полезность рассмотрения опытов ибн Сина в данной области.
В частности, ознакомив учащихся возникновением родников, пробиванием подземных вод, разъясняется принцип работы современных водопроводных систем.
Для поощрения интереса учащихся школ к исследованиям наших предков целесообразно также ознакомить их с принципом работы «автоматических кувшинов», «самовозгорающихся ламп», применяемых в тот период, демонстрировать опыты с ними [3. 21-29].
“Автоматический кувшин” представляет собой сосуд с отверстиями, наполненный водой, расположенный вверх дном на плоском сосуде (рис. 2). Вода в плоском сосуде поднимается до тех пор, пока не прикроет отверстия. Подобные сосуды в настоящее время используют на птицефабриках. Птицы испивают воду, отверстия открываются, и воде вливается в плоский сосуд до уровня отверстий. Для более прочного усвоения данной темы, принципа работы «автоматического кувшина» учащимся можно предложить самостоятельную работу – изготовить его из пластиковой бутылки.
«Самовозгорающаяся лампа» работает по такому же принципу, только в ней вместо воды, используется какое-либо масло (рис. 3). Когда горит лампа, и масло уменьшается, открывается отверстие и масло опускается вниз. Лампа продолжает гореть.
Естественно, можно привести еще много подобных примеров. Применение на уроках физики сведений об открытиях наших великих предков послужит повышению интереса учащихся к урокам физики, и, несомненно, имеет огромное воспитательное значение – воспитывает чувство гордости своими предками. Тем самым обеспечивается принцип единства обучения и воспитания.
Литература:
Зикриллаев Ф. Берунийнинг физика соҳасидаги ишлари. – Т.: Фан. 1973. –С.32.
Иброхимов М.М. Физика ўқитишда Абу Али ибн Сино меросидан фойдаланиш. – Т.: Ўқитувчи, 1982. –С. 40.
Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. (Математика, Физика, Информатика ва ҳисоблаш техникаси асослари). – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010. - С. 49-82.