Дидактические принципы Абу Али Ибн Сино | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 11.05.2017

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Авазова, А. К. Дидактические принципы Абу Али Ибн Сино / А. К. Авазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 369-371. — URL: https://moluch.ru/archive/153/42612/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дидактические принципы, идеи и мысли учёного — врача Ибн Сино глубоко значимы в педагогике. Он оставил миру многогранные научные исследования в «12 отраслях науки».

Первый президент Узбекистана Ислам Каримов в своих выступлениях постоянно подчёркивал «Без знания прошлого, нет настоящего и будущего». Сегодня, Ибн Сино, как и другие великие умы притягивает нас с точки зрения познания дидактики, ибо его педагогические воззрения являются для нас общечеловеческой ценностью. Глубже познавая его энциклопедизм, экспериментализм, мы убеждаемся, что перед нами «скрытый гений», имеющий свои принципы в области дидактики.

Чтобы глубже обобщить творческий подход Ибн Сино к вопросам обучения и образования детей, его глубокое понимание природы ребёнка, мы ознакомились с рекомендациями виднейших русских и зарубежных педагогов, оставивших свой след в педагогике. Казалось бы педагогические воззрения Ибн Сино уже достаточно изучены, но при внимательном рассмотрении проблемы становится ясно, что это не так.

Приоритетные концепции Ибн Сино, опередившие на целое тысячелетие педагогическую мысль прошлого и настоящего рассмотрены нами в рамках исторического времени, используя сравнения и сопоставления.

Размышляя над книгой «Тадбири манзил» («Воспитание и обучение детей в школе»), Ибн Сино определил свою мысль: «учитель должен хорошо знать свой предмет». Спустя 8 веков аналогичная мысль встречается у известного немецкого педагога XVIII века А. Дистервега: «Хороший, учитель должен в совершенстве владеть наукой, любить своих учеников». Далее, Ибн Сино пишет, что «учитель никогда не должен отступать от своих требований». А. Дистервег также придерживается такой же точки зрения: «настоящий учитель твёрдо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований».

Как видно, что требования дидакта А. Дистервега отчасти совпадают с требованиями, выдвинутыми Ибн Сино. К такому выводу немецкий педагог пришёл, опираясь, на педагогическую мысль Ибн Сино, усовершенствовав, уточнив и конкретизировав её.

В XIX веке педагогическую мысль Ибн Сино в книге «Тадбири манзил» «настоящий учитель должен определить умственные способности своих учеников» пытается творчески усвоить русский педагог К. Д. Ушинский: «если педагогика хочет воспитать человека, во всех отношениях, то она должна научиться определить умственные способности учеников». Мы считаем, что авторы почти аналогичны, имеют единый взгляд на понимание «требования к учителю», кроме того, их идеи прогрессивны и бесценны, они составляют основу современного дидактического принципа — учения «Развитие критического мышления у учащихся, студентов». Данная идея великого учёного, спустя тысячелетие прослеживается и у русского педагога М. И. Пирогова. Ибн Сино пишет: «Учитель своим примером должен оказывать положительное влияние на воспитание учеников» (Ибн Сино). «Учитель не должен забывать, что воспитывает учеников не только его преподавание, но и личностные качества учителя». (М. И. Пирогов). Отмечая большое сходство мысли М. И. Пирогова с педагогической идеей Ибн Сино, мы нашли их очень близкими и актуальными и в наши дни. Сравнивая же педагогические идеи Ибн Сино с идеями российских педагогов В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачёва о применении педагогических технологий в учебном процессе, мы отметили прежде всего их сходство. Например, «учитель в процессе обучения должен применять разнообразные методы и формы работы с детьми» (Ибн Сино). «Педагогическая технология — совокупность психологических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, она есть инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачёв).

«Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса» (В. П. Беспалько).

Как видно, вышеприведённая педагогическая мысль Ибн Сино лежит в основе современного направления в образовании, применении педагогических технологий в учебном процессе. Это предусматривает умелое сочетание учителем всех методов, форм, средств обучения, направленных на оптимизацию форм обучения. Данная идея Ибн Сино модернизирована современными педагогами в соответствии с требованиями современного образования.

Необходимо отметить и тот факт, что Ибн Сино придавал серьёзное значение коллективному обучению в школе. В книге «Тадбири манзил» в разделе «Обучение и воспитание детей в школе» Ибн Сино в первую очередь останавливается на вопросе об охвате всех детей школой. Ратуя за идею коллективности в обучении, он выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях. Мысль о пользе коллективного обучения заключается в следующем: «Если ученики будут учиться вместе, то у них не будет скуки, у них развивается желание соревноваться между собой. Это создаёт стремление не отставать друг от друга... в беседах между собой ученики передают друг — другу интересные рассказы, которые они почерпнули из книг и слышали от старших... когда дети учатся вместе, они начинают дружить и лучше уважать друг друга, они помогают друг другу в усвоении учебных материалов. Кроме того, они воспринимают друг у друга хорошие привычки».

Как видно, в дидактическом принципе совместного обучения детей Ибн Сино явственно ощущается его глубокое понимание детской психологии. Что касается педагогических воззрений Ибн Сино, то они получили дальнейшее развитие в трудах американского учёного 70-х годов XX века Дж. Дьюи — основоположника метода обучения сотрудничеству. Российский учёный М. В. Моисеева в своих трудах отметила превосходство педагогического метода Ибн Сино. «При обучении в сотрудничестве главной, влияющей силой на учебный процесс, становится коллектив, группа студентов, которые работают вместе над решением какой-либо проблемы. Главные черты этого процесса: участие, социализация, дискуссия, сотрудничество для саморазвития». Её же точку зрения разделяют П. Е. Полат, И. П. Савельев, В. С. Какушин. Итак, интересующая нас педагогическая идея коллективного и совместного обучения разрабатывается на Западе и в России, привлекая пристальное внимание современных педагогов. Между данными дидактическими трактовками о коллективном обучении прошло более тысячи лет, возникли они в различных социально — экономических эпохах, наиболее блестящим представителем которой был Ибн Сино.

Ибн Сино, развивая мысли Аристотеля о прекрасном, разработал идею о прививании детям интереса к музыке. Отметив большие возможности музыки в эстетическом, нравственно — этическом и физическом совершенствовании человека, её способности вызывать положительные эмоции и душевное очищение — катарсис. По мнению Ибн Сино, музыка развивает эмоциональную отзывчивость у детей. Дал удивительный для своего времени ответ на вопрос: «Как действует музыка на человека?» Его идея, «что музыка является психотерапевтическим средством и воздействует на психологию человека» впоследствии разрабатывалась Европой в XVI веке, (консонанс — важнейший элемент гармонии).

Сегодня, древняя мысль Ибн Сино, только переосмысленная временем, нашла своё отражение в новой дисциплине по педагогике «Педагогическая коррекция», в программу которой, входит тема: «Музыкотерапия» — как средство психо -педагогической коррекции».

Тысячелетие отделяет нас от великого учёного Ибн Сино, но его дидактические идеи высоко подняли методику обучения в средние века, его мысли — это противоречие господствующей методике обучения того времени, основанной на зубрёжке. Вникнув в природу ребёнка, он не только лечил его, но и учил и воспитывал. Представить даже страшно, чтобы всё это кануло в забвение!

Его труд «Тадбири манзил» («Воспитание и обучение детей в школе») — это открытие истоков, улыбка седого прошлого, его рукопожатие. Мы, люди начала XXI века, тянемся к этой руке, ощущаем, заново изучаем, сопоставляем и находим то, что ищем. Ибн Сино — великое нравственное чудо человечества в современном образовании.

Литература:

  1. Ибн Сино «Тадбири манзил» («Воспитание и обучение детей в школе»). Собр. соч. т. 8. — Ташкент 1986.
  2. Великое наследие Абу Али Ибн Сино и современное общество. — Ташкент, 2005.
  3. Дусчанов Б. А. Абу Али Ибн Сино — гениальный исток педагогической мысли // Народное слово, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, друг, идея, коллективное обучение, учитель, педагогическая идея, педагогическая мысль, педагогическая технология, русский педагог, современное образование.


Задать вопрос