Система стимулирования эффективной деятельности работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 22.12.2015

Статья просмотрена: 1697 раз

Библиографическое описание:

Бексултанова, А. И. Система стимулирования эффективной деятельности работников / А. И. Бексултанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24164/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В статье раскрывается роль стимулирования мотивации работников в функционировании эффективной системы управления персоналом, вносятся авторские предложения по совершенствованию данных процессов.

Ключевые слова: мотивация, персонал, поощрение, работник, стимулирование.

 

В последние годы кадровые управленцы осваивают все новые способы стимулирования. В ход идет не только классическое экономическое мотивирование в виде денежных бонусов и высоких зарплат, но и неэкономические способы стимулирования. К таким способам относят организационные и морально-психологические меры. [3]

Мотивация сотрудников играет важнейшую роль в системе управления персоналом, так как она является непосредственной причиной их поведения. В настоящее время система управления персоналом не может быть эффективной, если она не будет включать в себя стимулирование работников работать производительно и качественно. Мотивацией называется побуждение человека к действию определенным мотивом. По мнению Гольбаха, движению нашего ума, нашей воли, наших чувств способствуют желаемые реальные или воображаемые предметы, которые называются потребностями и выступают в роли мотивов деятельности. [1]

Очевидно, что основным методом мотивации является денежное вознаграждение. Согласно теории потребностей А. Маслоу [4], удовлетворение физиологических потребностей, может, впоследствии, привести к удовлетворению высших уровней, включающих самореализацию и самоуважение. Из этого можно сделать вывод, что для мотивирования работника на качественное и добросовестное выполнение работы, необходимо сначала предоставить ему возможность получения достойной заработной платы за ее выполнение.

Большинство отечественных и зарубежных ученых работали над проблемой мотивации. Все общеизвестные теории мотивации можно представить в виде трёх структурных компонентов: потребности, желания, удовлетворение. Любой управленец должен помнить эту цепь, так как, не поняв потребностей работника, бессмысленно разрабатывать систему его мотивации. Если работа хорошая, и она вознаграждается, то работа усиливается, но если хорошая работа не отмечается и не вознаграждается, то она ослабевает. Речь в данном случае идет не только о деньгах, которые зачастую многие менеджеры приписывают человеку. В этом случае стоит помнить, что «понимание и сближение целей работодателя и работника — кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия».

Обобщая теории различных авторов, можно обнаружить такие потребности человека: потребность в признании, потребность в деньгах, потребность к общению, потребность к уважению. Следовательно, мотивами выступают: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Однако на практике зачастую встает вопрос выбора метода стимулирования эффективной деятельности работников. Его рано или поздно задаёт себе работодатель по разным причинам: либо системы стимулирования не было вообще, а для современной организации она необходима, либо существующая система стимулирования даёт сбой. В основном этой причиной является изменение мотиваторов для работников. Но существуют и другие факторы:

                     в системе стимулирования персонала преобладают негативные стимулы, оказывающие демотивирующее воздействие на людей, и вызывает их сопротивление;

                     программа стимулирования противоречит сложившейся организационной культуре компании;

                     в организации нет гибкой системы оценки персонала, что способствует снижению качество труда работников.

Чтобы избежать этих и других ошибок, руководитель организации должен четко представлять себе, что такое система стимулирования и что для его сотрудников является приоритетным. Например, стимулами не могут быть только деньги, так как доказано, что денежные стимулы (премии и штрафы) влияют на мотивацию, только если их размер составляет не менее 20 % от постоянной зарплаты. Поэтому целесообразно предложить следующую последовательность по созданию системы стимулирования:

Во-первых, необходимо провести обучающий семинар для руководителей, посвященный вопросам мотивации, стимулирования и оплаты труда персонала. Задача руководителей, генерального директора состоит в том, чтобы создать высокую мотивацию у сотрудников для достижения целей компании. На таком семинаре могут быть разобраны такие вопросы: классические и современные теории мотивации, методы диагностики трудовой мотивации, виды и формы стимулирования труда, сколько нужно платить работнику и другие. Главная цель семинара состоит в том, чтобы настроить и управленческую команду на активную и плодотворную работу, которая без участия руководителей будет проходить крайне неэффективно.

Во-вторых, нужно провести диагностику имеющейся системы стимулирования труда в организации. Цель данного этапа состоит в том, чтобы выяснить возникшую ситуацию внутри организации и установить причины слабой мотивации сотрудников на исполнение своих должностных функций.

В-третьих, нужно провести диагностику и анализ структуры трудовой мотивации работников компании. На данном этапе проходит письменный опрос сотрудников, в результате которого получаем информацию о типах мотивации для каждого работника индивидуально и общую картину организации в целом. Из долголетней практики известны разные типы мотивации работников, присутствующие в любом человеке. Познание этих типов дает возможность подобрать для каждого работника специальные стимулы, которые наилучшим образом направляют их на достижение целей компании и выполнение стандартов деятельности.

В-четвертых, необходимо освоить существующую систему оплаты труда в организации. Данный этап осуществляет анализ всей доступной информации для определения оптимального размера оплаты труда работников. Наряду с этим, учитываются возможности компании, существующая практика, цены регионального рынка труда, запросы работников. Для принятия решения о величине оплаты труда проводится анализ особенностей работы работников.

В-пятых, осуществляется разработка, и обоснование постоянной части заработной платы. Этот этап определяет нормативные показатели результатов, шкалы должностных окладов, квалификационные надбавки и дополнительный платеж за специальные условия труда. Для создания шкал должностных окладов применяются разнообразные методы, такие, как классификация работ и ранжирование, а также оценка по пунктам.

В-шестых, осуществляется разработка переменной части заработной платы. Данный этап определяет возможности применения на предприятии разнообразных видов премий, таких, как премия по индивидуальным показателям, премия за вложение в работу подразделения, премия, которая выдается исходя из общих достижений работы фирмы, целевая премия. Для каждого вида премии создаются расчетные формулы с учетом особенностей и существующей практики премирования в фирме. Помимо этого, рассматриваются вероятности введения других систем оплаты труда, таких, как аккордная система, бестарифная система, система управления по целям.

В-седьмых, проводится анализ и обоснование социального пакета. На данном этапе происходит формирование принципов распределения социального пакета (уравнительный, иерархический, по стажу работы), устанавливается его денежная оценка и состав для разных категорий сотрудников организации.

В-восьмых, создаются неденежные виды и формы стимулирования. На данном этапе создаются различные стимулы (моральные, натуральные, организационные, патерналистские и так далее) с учетом особенностей предприятия, условий ее руководства, специфика сотрудников и рабочих мест, организационной культуры фирмы, практика других предприятий. Выработанные стимулы прикрепляются к определенным должностным позициям, группе персонала, отдельным сотрудникам и используются в разных формах, таких, как: индивидуальной и коллективной, негативной и позитивной, опережающей и подкрепляющей, непосредственной, текущей и перспективной, общей, эталонной и соревновательной. Без применения и введения не денежных стимулов всякая программа стимулирования работников будет односторонней и малодейственной. [5]

Если руководитель правильно организует работу всех сотрудников в своей организации, разработает хорошую, качественную систему стимулирования, то это, несомненно, приведёт его работников к повышению эффективности своей деятельности. Но нужно помнить слова руководителя корпорации Джека Велча: “Если человек хорошо делает свою работу, его надо любить, если плохо — ругать, но делать это надо часто”, так как не стоит руководствоваться только поощрениями, при разработке собственной системы стимулирования. [2]

 

Литература:

 

  1.                Тузова А. А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс, М.: Центр дистанционныз образовательных технологий МИЭМП, 2010. [Электронный ресурс].URL: http://www.e-college.ru/
  2.                Наврузов Ю. Управление компанией// Пять шагов к успеху или как приумножить потенциал талантов организации. [Электронный ресурс].URL:http://www.management.web-standart.net/articles/183
  3.                Наиболее эффективные методы мотивации персонала // Технологии корпоративного управления // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://iteam.ru/publications/human/section_48/article_4208
  4.                Теория иерархии потребностей А. Маслоу // Энциклопедия менеджмента. — 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/teoriya-ierarxii-potrebnostej-a-maslou.html.
  5.                Система управления предприятием // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.management-service.ru/article_02.php
Основные термины (генерируются автоматически): система управления, достижение целей компании, заработная плата, мотивация, потребность, работник, система стимулирования, социальный пакет, стимул, этап.


Похожие статьи

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Совершенствование организационно-функциональных моделей управления подразделениями железнодорожного транспорта

Статья посвящена инструментам совершенствования организационно-функциональных моделей управления подразделениями транспортной компании, используемых для повышения эффективности процесса управления.

Опыт внедрения комплексного подхода к организации производственного процесса на основе международных практик совершенствования бизнес-процессов

В данной статье представлены описание и экономический результат опытного внедрения комплексного подхода к организации процесса производства термопанели, основанного на смешанном сочетании современных международных практик совершенствования бизнес про...

Экономическая эффективность деятельности предприятия

Данная статья, посвящена вопросам эффективности деятельности любого предприятия. В работе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия.

Эффективный контракт в условиях кризиса в образовательном учреждении

В данной статье рассматривается суть понятия «эффективный контракт» в образовательном учреждении в условиях кризиса и пути решения проблемы его применения в контексте реформирования социума через образование.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Совершенствование форм финансовой отчетности в современных условиях

В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования форм финансовой отчетности в условиях финансового кризиса и применения программного обеспечения.

Инновационная деятельность в российской экономике

Предприятиям, развивающимся в современных рыночных условиях, необходимо иметь широкое представление о таких понятиях, как инновации, инновационная деятельность, инновационная политика. Данные понятия являются важными составляющими деятельности предпр...

Похожие статьи

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Совершенствование организационно-функциональных моделей управления подразделениями железнодорожного транспорта

Статья посвящена инструментам совершенствования организационно-функциональных моделей управления подразделениями транспортной компании, используемых для повышения эффективности процесса управления.

Опыт внедрения комплексного подхода к организации производственного процесса на основе международных практик совершенствования бизнес-процессов

В данной статье представлены описание и экономический результат опытного внедрения комплексного подхода к организации процесса производства термопанели, основанного на смешанном сочетании современных международных практик совершенствования бизнес про...

Экономическая эффективность деятельности предприятия

Данная статья, посвящена вопросам эффективности деятельности любого предприятия. В работе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия.

Эффективный контракт в условиях кризиса в образовательном учреждении

В данной статье рассматривается суть понятия «эффективный контракт» в образовательном учреждении в условиях кризиса и пути решения проблемы его применения в контексте реформирования социума через образование.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Совершенствование форм финансовой отчетности в современных условиях

В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования форм финансовой отчетности в условиях финансового кризиса и применения программного обеспечения.

Инновационная деятельность в российской экономике

Предприятиям, развивающимся в современных рыночных условиях, необходимо иметь широкое представление о таких понятиях, как инновации, инновационная деятельность, инновационная политика. Данные понятия являются важными составляющими деятельности предпр...

Задать вопрос