Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.12.2015

Статья просмотрена: 12057 раз

Библиографическое описание:

Патрикеева, Э. Г. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1092-1096. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24304/ (дата обращения: 22.12.2024).



Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек

Патрикеева Элла Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент;

Соловьева Ольга Александровна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Красота и гармония — востребованные понятия современной культуры и, наряду с добром и истиной, важнейшая человеческая ценность. Сущность красоты заключается в возникновении у человека эстетического чувства в ответ на восприятие прекрасного. Это субъективное переживание, но в нем два составляющих компонента: общественно значимый и индивидуально — личностный [6]. Для одного человека красотой и гармонией являются мода, стиль, внешние данные, для другого — чистота души, доброжелательность, обаяние, волевые качества. В этом смысле красота — относительна, абсолютных эстетических ценностей не существует, но есть способность человека отличать прекрасное от безобразного. Эта способность называется эстетическим вкусом, отсутствие которого обедняет личность, редко можно встретить индивида, не волнующего вопрос того, как он выглядит в глазах окружающих [7]. Особенно стремление к внешним стандартам красоты и гармонии актуальна для прекрасной половины человечества, поскольку это заложено в женской природе.

Подчеркнуть естественную красоту и раскрыть свою индивидуальность помогают различные методы. Ежедневно в моду входят необычные вещи, появляются новые способы продемонстрировать уникальность личности. «Летит» время, молниеносно изменяя эталоны красоты. И даже то, что казалось привлекательным в начале века, сегодня смотрится неуместно. Рассмотрим данную тенденцию на ярких исторических примерах.

Важным аспектом женской красоты в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, обрамляющие симметричное лицо [1]. Вокруг глаз наносили раствор черной туши, создающей эффект выразительного взгляда. В одежде стремились подчеркнуть высокую талию и узкие плечи. Эталон женской красоты Древней Греции демонстрирует великолепная скульптура Афродиты с весьма строгими параметрами: рост — 164 см, окружность груди — 86 см, талии — 69 см, бедёр 93 см. Кроме объемов, существовали каноны красоты и к чертам лица: прямой нос и большие глаза. В Древнем Китае идеальной считалась маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Поэтому, чтобы прекратить рост ноги, маленьким девочкам туго бинтовали стопу [7]. В викторианском обществе женщина носила корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше. Эталоном женственности являлся силуэт, похожий на песочные часы [1].

В 1920 году женщины в Соединенных Штатах получили право голоса, что повлекло за собой новый идеал красоты — девушка с мальчишеской фигурой. В золотой век Голливуда (1930-1950 гг.) привлекали «аппетитные» формы: пышная грудь и тонкая талия. Воплощением женственности стала актриса Мэрилин Монро. В 1960-х подобные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости. Популярной моделью того времени стала Твигги, чья худоба задала новый тренд. В 1980-е года эталон красоты представляла высокая и спортивная Синди Кроуфорд. В это время характерен всплеск анорексии. Специалисты связали его с внезапным интересом к упражнениям и желанию сбросить лишний вес. Символом начала 90-х стала Кейт Мосс, хрупкость, тонкие запястья, чрезмерная худоба и полупрозрачная кожа которой считались безупречными. Популярность набирают модели, обладающие гермафродитной внешностью [1].

К женщинам с 2000-х годов предъявляется ряд требований относительно внешнего вида. Чтобы войти в число барышень, восхищающих глаз, необходимо обладать «здоровой» стройностью. Пышная грудь, округлые ягодицы, плоский живот — основные составляющие идеальной женской комплекции в наше время. Чтобы достичь этого, представительницы слабого пола прибегают к суровым методам, в том числе и к пластической хирургии. В погоне за красотой и идеальной фигурой женщины готовы терпеть боль, голод, неудобную одежду и обувь, изнуряющие тренировки и многое другое.

Исследование воздействия моды на современных девушек проводилось на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета. Цель исследования — изучение влияния современных стандартов красоты на студенток. Нами была выдвинута гипотеза: безусловно, девушки следят за собой и стремятся подражать знаменитым женщинам, которые приближаются внешним видом к эталонам современной красоты. Мы предположили, что многие студентки (около 80 %) стремятся к похуданию, даже не имея проблем с лишним весом.

С целью подтверждения или опровержения данного предположения в мае 2015 года было организовано прикладное эмпирическое исследование, методом письменного опроса. В анкетировании приняли участие 55 девушек, обучающихся на дневном отделении физико-математического и историко-филологического факультетов в возрасте от 17 до 21 года. Анализ и интерпретация полученных данных позволили сформулировать следующие выводы.

98 % опрошенных придают своему облику особое значение, считая, что именно от внешнего вида зависит первое впечатление и, как следствие, расположение партнера по общению. 2 % анкетирующихся студенток заявили, что внешность — не самое главное, для успеха в общении важны личностные качества девушки, так как из-за разнообразия характеров людей и их вкусов невозможно стать привлекательной для всех без исключения.

В следующем вопросе мы попросили перечислить основные внешние и внутренние черты, которыми должна обладать привлекательная девушка на примерах «звезд» СМИ. Практически все студентки при характеристике внешности назвали стройность, тонкую талию, ухоженность, длинные волосы, большие глаза, улыбку, чистые ногти, легкий аромат парфюма. Подчеркнули особую значимость таких черт характера современной красивой девушки как вежливость, аккуратность, доброта, внимательность, общительность, уверенность в себе, скромность, забота, интеллект.

Из представителей шоу-бизнеса, как эталоны женской красоты, были отмечены Ани Лорак, Полина Гагарина, Жанна Фриске, Валерия, Эвелина Хромченко, а также Анжелина Джоли, Меган Фокс, Дженнифер Лопез, Кира Найтли, Ким Кардашьян, Одри Хепбёрн, Мэрилин Монро. Девушки признались, что хотели бы иметь подобные впечатляющие внешние данные, а также отметили замечательные личностные качества знаменитых женщин, проявляющиеся в поддержке фондов вымирающих животных, помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам во всевозможных благотворительных движениях, подчеркнули их активную общественно-полезную деятельность.

В ходе анализа ответов на вопрос: «Что бы Вы хотели изменить в собственной внешности?» была подтверждена гипотеза исследования. Так, 74 % опрошенных переживают по поводу своей фигуры и желают её скорректировать похудением и только 18 % считают себя обладательницами оптимального телосложения, не требующего значительных изменений, 8 % мечтают набрать вес, тем самым приблизиться к своему идеалу.

Каждая четвертая девушка (25 %) считает, что для достижения эталонов красоты ей необходимо заняться развитием физических качеств, придать мышцам тонус, выраженную форму, исправить осанку, сделать «легкой» походку. Некоторые барышни пожаловались на недостаточно пышную форму губ, проблемы с кожей и прической.

Таким образом, можно сделать вывод, что более 80 % опрошенных не принимают собственную внешность, данную природой. Считаем необходимым проанализировать причины данного факта. На наш взгляд, виной всему является популяризация вышеперечисленных девушками «звезд» телесериалов и шоу-бизнеса. Видеоролики со «сверхстройными», худосочными моделями навязывают эталоны внешности и искажают восприятие природной красоты каждой девушки. Под давлением общественного мнения и модной индустрии многие представительницы слабого пола убеждаются в том, что непременно должны быть похожими на известных всему миру женщин [4]. И как итог — девушки, измученные пластическими операциями, тяжелыми тренировками и нарушением пищевого поведения, остаются со своими переживаниями один на один.

В ходе ответа на вопросы анкеты девушкам нужно было оценить собственную внешность от 0 до 10 баллов. Ответы испытуемых отражены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Самооценка внешних данных девушками по шкале от 0 до 10 баллов в процентах

1 балл — 2 % — неадекватно низкая самооценка

4 балла — 9 % — низкая самооценка

5 баллов — 28 % — заниженная самооценка

6 баллов — 12 % — адекватная самооценка

7 баллов — 24 % — адекватная самооценка

8 баллов — 9 % — завышенная самооценка

9 баллов — 10 % — высокая самооценка

10 баллов — 6 % — неадекватно высокая самооценка

Опираясь на фактические данные, можно утверждать, что многие современные девушки (75 % опрошенных) обладают самооценкой среднего и низкого уровня, что связано с критериями идеальной красоты, навязываемыми миром моды. Действительно, когда на человека типичной внешности обрушиваются тонны глянцевых журналов с изображениями неземных красавиц и красавцев, километры кинолент с участием «лучших из лучших» принять собственную внешность сложно. Возникают так называемые «комплексы навязанных идеалов», победить которые — работа не из легких [2].

Далее в анкете опрашиваемым был представлен перечень возможных мер для достижения эталонов красоты, «заветных 90-60-90». Активных студенток, предпочитающих занятия физической культурой, оказалось 67 %. За правильное питание и ограничение продуктов с высоким содержанием сахара выступили 22 %. Всевозможные диеты, «разгрузочные дни» выбрали 16 % девушек. Желающих проходить разнообразные спа-процедуры с целью похудания 16 %. Всего 5 % респондентов отказались предпринимать какие-либо меры для изменения своих внешних данных.

Стоит подчеркнуть, что прослеживать динамику современных модных тенденций, подбирать одежду с корректирующим визуальным эффектом считают необходимым 24 % студенток. Девушки отмечали, что чувствовать красоту тела и души помогает работа с психологом, после консультаций с которым поднимается настроение и уверенность в себе. Некоторые заметили, что жить в гармонии с собой, своим внешним и внутренним миром помогает занятие любимым делом в свободное время: чтением литературы, рисованием, саморазвитием, а для кого-то и фитнесом [3]. Есть и девушки, которые самоутверждаются в субкультуре «Фитоняшки» (новейшее молодежное течение). В борьбе с несовершенствами, они культивируют спорт и правильное питание, укрепление здоровья тела и души, повышение самооценки путем достижения спортивных успехов. «Фитоняшки» преследуют цель — обретение красивой женственной фигуры и поддержание мышечного тонуса, не увлекаясь при этом голоданием.

В заключение подчеркнём, что под воздействием «глянцевого мира» около 82 % среднестатистических девушек желают изменить свою внешность, даже не имея очевидных проблем с фигурой. У них снижается самооценка, постоянно находятся все новые и новые недостатки, возникает внутренний конфликт. В процессе исследования были выявлены следующие противоречия: во-первых, многие студентки провозглашают необходимость физической нагрузки, изменения питания для коррекции внешних изъянов, но никаких мер для этого из-за лени не предпринимают. Выразим несогласие с такой позицией, поскольку леность порождает уныние, которое наносит сокрушительный удар по уверенности в себе и самоуважению. Во-вторых, некоторые девушки уверенно заявляли, что ничего не хотят менять, их всё устраивает, но в то же время в тех же анкетах обнаруживается заниженная и низкая самооценка.

Как эмоционально сохранить психологическое здоровье женщинам в обществе с постоянным давлением идеальных параметров и модных клише? Прежде всего, следует принять себя, свою внешность и ежедневно улыбаться отражению в зеркале. Необходимо осознать, что любовь к себе не должна зависеть от роста, веса, объемов бедер, груди и талии. Помнить, что женщина — создание исключительное, ее неповторимость — это то, что ценно, красиво и гармонично во все времена. Не стоит искать в своей внешности недостатки, окружающие их не видят, если человек доброжелателен, искренен, испытывает внутреннюю уверенность, чувство собственного достоинства и независимость. Данные качества базируются на любви представительницы прекрасного пола к себе, окружающим, жизни и вере в то, что каждому человеку на земле необходимо быть счастливым.

Литература:

  1. Как менялись идеалы женской красоты в разные эпохи/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.infoniac.ru/news/Kak-menyalis-idealy-zhenskoi-krasoty-v-raznye-epohi.html (дата обращения: 25. 11. 15)
  2. Комплексы у женщин/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fe-life.ru/articles/kompleksy-u-zhenschin (дата обращения: 01. 12. 15)
  3. Патрикеева Э. Г., Соловьева О.А., Селезнева Т.А. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева, Т. А. Селезнева // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1342-1346.
  4. Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, Е.Н. Трухманова // Психология обучения. 2014. № 3. — 87 с.
  5. Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.
  6. Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.
  7. Эталоны женской красоты в разное время/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lady.webnice.ru/beauty/?act=article&v=263 (дата обращения: 29. 11. 15)
Основные термины (генерируются автоматически): девушка, собственная внешность, балл, внешний вид, женская красота, адекватная самооценка, Арзамасский филиал, высокая самооценка, Нижегородский государственный университет, правильное питание.


Задать вопрос