Связь образа тела и самоотношения у современных девушек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Светикова, А. В. Связь образа тела и самоотношения у современных девушек / А. В. Светикова, З. В. Борисенко, Е. М. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62091/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье дается понятие образа тела как психологической категории, раскрывается его связь с самоотношением у современных девушек. Описывается оригинальное исследование на базе теоретических и практических методов получения данных, включая математическую и эмпирическую обработку результатов. Делается вывод, что факт адекватного представления о своем физическом «Я» связан с положительным самоотношением.

Ключевые слова: образ тела, самоотношение, сознание, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты образа тела.

Вопрос телесности остается относительно малоизученной областью в психологии. Проблемы, касающиеся построения и нарушения образа собственного тела, самооценки внешности, телесных состояний изучаются главным образом в рамках клинической психологии и психиатрии.

Психическая жизнь человека заключена в телесную оболочку, с которой находится в отношениях постоянно. Эта проблема, известная в психологии как психофизическая или психосоматическая, не может оставаться без внимания.

Психология телесности как область научного психологического знания является включенной в область научного знания о сознании. Тело как таковое не может выступать в качестве объекта психологического исследования, оно представляет собой место бытия субъекта, тот протяженный и явный план, в котором субъект проявляет себя не только физически, но и психически — благодаря опосредованному взаимодействию тела и психики [4]. В качестве основного посредника данного взаимодействия можно рассматривать образ тела, обладающий, с одной стороны, телесно-чувственной материальной основой, а с другой — смыслообразующей основой сознания.

Изучение образа телесного «Я» позволяет более подробно проанализировать структуру самосознания и самоотношения личности в целом.

Таким образом, объектом исследованияпослужилопредставление современных девушек об образе своего тела, а предметом: компоненты образа тела. Представленность данных компонентов физического «Я» и их связь с самоотношением является основной мыслью данной статьи. Из чего мы предполагаем, что существует связь между самоотношением современных девушек и некоторыми компонентами образа физического «Я».

В исследовании использовались: теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных), методы получения данных (тестирование, анкетирование, психосемантические методы). К последним относятся:

1) опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской, Е. В. Белугиной, 2003 г.;

2) опросник «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (МИС), 1989 г.;

3) методика «Личностный семантический дифференциал», адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1992 г.;

4) метод свободных ассоциаций.

Также использовались методы математической и статистической обработки данных (Microsoft Office Excel, SPSS Statistics for Windows 19.0).

Исследование проводилось в Филиале МГУ им. М. В. Ломоносова г. Севастополь. В нём приняли участие студентки 1, 2, 3 курсов различных направлений подготовки. В общей сложности выборку составили 30 человек в возрасте от 18 до 25 лет.

Образ тела является феноменом и восприятия, и ощущения, и переживания. Это интегрированное психологическое образование, которое формируется в процессе социального взаимодействия человека и представляет собой результат осознанного и неосознанного психического отражения своего тела и телесного опыта в различных модальностях. Его развитие подчиняется общим закономерностям и осуществляется в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми и окружающим миром. Основной функцией «образа тела» является определение границ собственного «Я» [3].

Образ тела включен в когнитивную составляющую Я-концепции и состоит из трех компонентов: когнитивного компонента (представление индивида о своем теле), аффективного компонента (эмоциональная оценка), поведенческого компонента (конкретные действия, вызванные особенностями образа физического «Я») [2]. Субъект представляет свое тело с помощью когнитивного компонента и через эмоциональный компонент дает ему определённую оценку.

Так, образ тела непосредственно влияет на всю систему самоотношения человека: на комплекс установок, эмоций направленных на себя, выражающихся в одобрении или обвинении, похвале или порицании себя. Из этого следует, что факт принятия или положительного представления о своем физическом «Я» содействует адекватному положительному самоотношению.

Эмпирическое исследование состояло из трёх этапов.

На первом этапе были отобраны методики для исследования эмоционального и когнитивного компонентов образа тела, самоотношения, направленности личности. На втором этапе осуществлялось тестирование испытуемых, которое включало два блока: заполнение бланков с методиками в академической группе (около 40 минут) и индивидуальная работа с экспериментатором, выполнение методики «Свободные ассоциации» (5–7 минут). На третьем этапе исследования был произведен количественный и качественный анализ полученных результатов с использованием математических методов обработки данных.

Методическое обеспечение исследования образа тела

  1. Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика», разработанный В. А. Лабунской и Е. В. Белугиной [1], предназначен для обширного, всестороннего и глубокого изучения отношения субъекта к собственной внешности и использовался нами для оценки когнитивного и эмоционального компонентов образа тела. Данная методика позволяет комплексно изучить четыре параметра отношения человека к своей внешности:

1) оценка частных компонентов внешнего облика, таких, как лицо, тело, оформление внешности;

2) оценка отраженной внешности;

3) общая удовлетворенность своими внешними данными;

4) самооценка социально желательного содержания параметров тела, лица и оформления внешности.

  1. Методика исследования самоотношения [5] предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
  2. Для исследования категориальной структуры образа тела и ее представленности в сознании молодых девушек был использован психосемантический метод. Метод семантического дифференциала — это один из объективных методов построения субъективных семантических пространств. Семантическое пространство представляет собой операциональную модель представления категориальной структуры индивидуального сознания в виде математического пространства.

Для определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений была использована методика «Личностный семантический дифференциал», являющаяся частной модификацией семантического дифференциала Ч. Осгуда и адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в 1992г. [6].

На данный момент основные компоненты образа тела и способы их оценки недостаточно полно изучены. Для выявления категорий, которые характеризуют их представленность в сознании молодежи, был выбран метод свободных ассоциаций.

  1. Ассоциации, как закономерно возникающие связи между различными явлениями, представляют собой символическую или иногда даже прямую проекцию внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Данный метод позволяет изучить субъективные семантические поля слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характер семантических связей слов внутри семантического пространства.

В данном исследовании был проведен цепочный ассоциативный эксперимент: на каждый стимул испытуемый должен был дать минимум семь (больше было затруднительно) ассоциаций. Группу слов-стимулов составили словосочетания, отражающие эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент образа тела соответственно: «эмоции к телу», «моё тело для меня», «моё тело в действии».

В результате эмпирического исследования образа тела как психологической категории были определены описательные категории, которые характеризуют представленность основных компонентов образа тела в сознании молодежи.

Наиболее частыми (частота встречаемости 6–9 раз) эмоциями к телу в представлении студенток являются нежность, радость, тепло. Тело представляется им красивым, женственным, стройным, но напряженным (частота встречаемости 5–13 раз). В действии тело себя проявляет чаще как активное или ленивое, быстрое, деятельное, но скованное и уставшее (частота встречаемости 5–15).

В результате корреляционного анализа выявлена связь образа тела и самоотношения современных девушек. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у студенток являются положительная оценка своего тела и выразительность в поведении. Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкой оценкой лица, тела, внешности выразительности поведения, представленности своего тела в жизни.

Оценка своего тела и степень выразительности поведения наиболее связанны с положительной оценкой своего лица, тела, внешнего облика, у современных девушек являются самоуважение и волевая сторона личности.

В ходе исследования были обнаружены описательные конструкты компонентов образа тела. Наиболее частыми эмоциями к телу в представлении девушек являются нежность, радость, тепло. Тело представляется красивым, женственным, стройным, но напряженным. В действии тело себя проявляет чаще как активное или ленивое, быстрое, деятельное, но скованное и уставшее.

Выявлена связь образа тела и самоотношения студенток. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у представительниц слабого пола оказались положительная оценка своего тела и выразительность в поведении. Самоуважение и волевая сторона личности также связаны с оценкой образа тела.

Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкими оценками образа тела. Связь оценки своего тела, степени выразительности поведения и уровня экстраверсии не обнаружилась.

Из этого мы можем предположить, что факт положительного представления о своем физическом «Я» связан с адекватным положительным самоотношением.

Литература:

  1. Белугина, Е. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис. … канд. психол. наук /Е. В. Белугина. — Ростов-на-Дону, 2003. — 199 с.
  2. Бёрнс Р. Б. Развитие «Я» — концепции и воспитание / Р. Бёрнс. — М.: Прогресс, 1986. — 320 с.
  3. Каминская Н. А., Айламазян А. М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах. // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 3(19). — С. 45–55.
  4. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
  5. Сенкевич Л. В., Донцов Д. А., Базаркина И. Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. — Изд-во: «Человек», издание, 2014. — 250 с.
  6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002–245 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ тела, тело, внешний облик, внутренняя конфликтность, когнитивный компонент, положительная оценка, самоотношение, частота встречаемости, адекватное положительное самоотношение, Психоневрологический институт.


Ключевые слова

когнитивный, сознание, самоотношение, образ тела, аффективный и поведенческий компоненты образа тела

Похожие статьи

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Похожие статьи

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Задать вопрос