Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Сеньгибская, Е. А. Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции в подростковом возрасте / Е. А. Сеньгибская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 135-140. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86723/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: удовлетворенность своей внешностью, деструктивные установки, коммуникативная толерантность, эмпатия, принятие других.

В конструкте образа тела выделяют два значимых компонента, которые, достаточно независимы друг от друга:

— степень удовлетворенности внешностью (оценочный компонент);

— восприятие формы и размеров тела (перцептивный компонент).

Выборка: 74 подростка в возрасте 15–16 лет, 20 юношей и 54 девушки, МАОУ «Алексеевской гимназии города Благовещенска».

Для анализа оценочного компонента отношения к телу была выбрана методика «Опросник образа тела (ООСТ)» (Скугаревский О. А., Сивуха С. В.). Независимо от действительных физических данных, особенности восприятия и чувств по поводу внешности могут предопределять представления людей о том, как их воспринимают окружающие. Значение сырых баллов 13 и выше говорит о выраженной неудовлетворённости собственным телом. Испытуемые были разделены на две группы: удовлетворенные и неудовлетворенные своей внешностью, как составного компонента образа тела (рис. 1).

Распределение испытуемых в зависимости от удовлетворенности собственным телом

Рис. 1. Распределение испытуемых в зависимости от удовлетворенности собственным телом

Как видно из рисунка, среди 74 испытуемых 60,8 % удовлетворены своим телом и 39,2 % не удовлетворены. Оценочный компонент образа тела формируется в результате интернализации социальных оценок, которые человек получает от сверстников, членов семьи и значимых других. Оценки окружающих влияют на субъективный характер восприятия своей внешности, а убеждения человека и особенности его поведения могут влиять на характер обратной связи, получаемой со стороны окружающих.

Для исследования восприятия формы и размеров тела (перцептивный компонент образа тела) была выбрана методика «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ)» (Скугаревский О. А.). В отличие от ООСТ, ШУСТ направлен на субъективную оценку отдельных компонентов тела: лицо, глаза, нос, уши, зубы и т. д. Результаты представлены на рисунке 2.

Уровень удовлетворенности собственным телом по ШУСТ

Рис. 2. Уровень удовлетворенности собственным телом по ШУСТ

По графику можно заметить, что в выборке преобладает повышенный уровень удовлетворенности (52,7 %), на втором месте идет средний уровень (29,7 %), а наименьшее число участников тестирования имеют высокий уровень удовлетворенности своим телом (2,7 %). Если суммировать проценты испытуемых, имеющих повышенный и высокий уровень, выходит, что 55,4 % выборки удовлетворены своими физическими данными, хотя и видят изъяны в каких-либо частях своего тела. Rак видно из рисунка, у испытуемых, неудовлетворенных внешностью преобладает средний уровень (20,27 %) удовлетворенности телом по ШУСТ, на втором месте идет повышенный уровень (14,87 %), а низкий и пониженный уровни представлены наименьшим числом респондентов.

Для изучения роли и места телесной составляющей в Я-структуре испытуемых, был использован «Опросник саморефлексии телесного потенциала» (Рождественский А. Ю., Ложкин Г. В.). Результаты представлены на рисунке 3:

Распределение испытуемых в зависимости от типа отношения к своему телу

Рис. 3. Распределение испытуемых в зависимости от типа отношения к своему телу

Рефлексия телесного потенциала — процесс осознания личностью собственного телесного опыта. В ходе исследования выяснилось, что в выборке преобладает личностный тип репрезентации телесного потенциала (85,1 %), а витальный тип отсутствует. При личностном типе физическое бытие личности детерминировано скрытыми качественными возможностями тела, которые непосредственно интегрируются в состав «Я», отражают его неотъемлемую характеристику. То, к чему стремится человек, имеет определенную связь с его телесными возможностями. Телесный потенциал у данного типа не может быть отчужден от «Я», так как человек — целостное психотелесное существо. У 14,9 % выявлен конформный тип, при котором тело (телесные возможности человека) — инструмент, ценностный статус которого ограничивается задачей соответствия существующим в данном социуме представлениям и возможностям, данными человеку природой. Взятый из социума критерий становится главным каналом категоризации телесности, который не распространяется на представления про собственное «Я».

Для формирования представления об особенностях межличностной перцепции в выборке и последующего поиска связей между образом тела и восприятием других людей, исследовались следующие параметры:

— деструктивные установки в межличностных отношениях;

— коммуникативная толерантность;

— уровень поликоммуникативной эмпатии;

— доминирующая личностная направленность;

— уровень принятия других людей.

Результаты по методике «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (Бойко В. В.) представлены на рисунке 4. Как видно из рисунка, среди выборки преобладает средний уровень выраженности деструктивных установок в общении — 63,51 %. Если у испытуемого средний уровень, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки (дополнительные шкалы методики). Низкий и высокий уровни почти равны — 18,92 % и 17,57 % соответственно. На графике также представлено распределение испытуемых по шкалам.

Распределение испытуемых в зависимости от уровня выраженности деструктивных установок в общении

Рис. 4. Распределение испытуемых в зависимости от уровня выраженности деструктивных установок в общении

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях от них является самой выраженной среди деструктивных установок в выборке — высокий уровень у 58,1 %, а низкий уровень (6,67 %) представлен, как наименьший среди всех шкал. Высокий уровень выраженности означает, что в замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения испытуемых содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы.

Шкала «открытая жестокость в отношениях к людям» представлена наибольшим средним уровнем выраженности (62,16 %), а высокий уровень преобладает над низким уровнем. При высоком уровне выраженности личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие однозначные и сделаны, возможно, навсегда.

В остальных трех шкалах низкий уровень преобладает над высоким. Шкала «обоснованный негативизм в суждениях о людях» содержит наибольшее число испытуемых с низким уровнем выраженности (43,24 %). Высокий уровень (25,68 %) представляет собой формирование устойчивых объективно обусловленных отрицательных выводов о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Процентное соотношение данной шкалы схоже со шкалой «негативный опыт общения». Данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг знакомых партнеров по совместной деятельности испытуемых.

Брюзжание — склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. По данной шкале на первом месте представлен средний уровень выраженности (43,24 %), а высокий уровень является самым низким среди всех шкал — 14,87 %.

Результаты по методике «Диагностика коммуникативной толерантности» (Бойко В. В.) представлены на рисунке 5. Коммуникативная толерантность — характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Шкалы методики: А — способность принимать индивидуальности встречающихся людей; Б — тенденция оценивать людей, исходя из собственного «Я»; В — категоричность (неизменность) оценок в адрес окружающих; Г — умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей; Д — склонность переделывать и перевоспитывать партнера; Е — склонность подгонять партнеров под себя, делать их удобными; Ж — умение прощать ошибки окружающих; З — терпимость к дискомфортным состояниям окружающих; И — адаптационные способности во взаимодействии с людьми. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее испытуемые терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. чем меньше баллов по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений.

Распределение испытуемых в зависимости от уровня коммуникативной толерантности

Рис. 5. Распределение испытуемых в зависимости от уровня коммуникативной толерантности

По графику можно увидеть, что в выборке преобладает высокий уровень коммуникативной толерантности, как по общему уровню, так и по шкалам, за исключением шкалы «умение прощать ошибки окружающих», в которой наибольшее количество процентов (50 %) приходится на средний уровень. Толерантная личность обладает эмпатией, то есть таким людям присуще ощущение понимания и сопереживания психологическому состоянию другого человека. Личность способна принимать партнеров по общению такими, какие они есть, впечатление о партнере в меньшей мере отягощено внутренними представлениями, установками, стереотипами, а в большей мере стремится соответствовать объективной реальности.

По шкале «терпимость к дискомфортным состояниям окружающих» выявлено максимальное количество испытуемых с высоким уровнем толерантности (78,38 %), а низкий уровень толерантности отсутствует. По шкале «склонность переделывать и перевоспитывать партнера» наблюдается наибольший процент людей с низким уровнем толерантности (8,11 %).

Для проверки уровня эмпатии к разным категориям воспринимаемых людей, была использована методика «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.). Эмпатийность — свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер. Процентное распределение выборки представлено на рисунке 6.

Распределение испытуемых в зависимости от уровня эмпатии

Рис. 6. Распределение испытуемых в зависимости от уровня эмпатии

Из рисунка следует, что наибольшее число респондентов (77,03 %) имеют средний уровень эмпатийности. В межличностных отношениях они больше склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но чаще они держат их под самоконтролем. Они внимательны в общении, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются неожиданными.

Низкий общий уровень (20,27 %) эмпатийности преобладает над высоким (2,7 %). Для низкого уровня характерны затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла. Люди с низким уровнем эмпатийности предпочитают уединенные занятиям конкретным делом, а не работу с людьми. При высоком уровне эмпатийности человек чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, склонен прощать окружающих. С неподдельным интересом относится к людям, эмоционально отзывчивый, общительный, быстро устанавливает контакты и находит общий язык с людьми. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. По дополнительным шкалам методики можно заметить, что в выборке не наблюдается высокого уровня эмпатии к животным и пожилым людям, а низкий уровень на этих шкалах выше, чем на остальных — 28,38 % и 37,84 % соответственно. Максимальное количество испытуемых с высоким уровнем эмпатии (9,46 %) наблюдается в отношении незнакомцев.

Методика «Методика определения доминирующей личностной направленности подростка» (Егорычева И. Д.) выявляет преобладание положительного или отрицательного отношения к себе (Я) и к обществу. С помощью полученных оценок Я и Общества данная методика позволяет определить доминирующую личностную направленность и акцентуацию подростка (рис. 7 и рис. 8).

Распределение испытуемых в зависимости от доминирующей личностной направленности

Рис. 7. Распределение испытуемых в зависимости от доминирующей личностной направленности

Гуманистическая направленность личности является преобладающей в выборке — 66,22 % испытуемых. При этой направленности личность не стремится к автономии, признавая право на свободное самоопределение, причем как индивидуально, так и в рамках группы. На втором месте идет эгоцентрическая направленность (21,62 %). В центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности. Основной ценностью для человека с такой направленностью является он сам, его мысли, его суждения, его интересы, его деятельность, результаты его труда. Наименьший процент составили испытуемые с негативистической направленностью — 4,05 %. Человек не приемлет ни себя, ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне дискомфортное внутреннее состояние. У шести испытуемых (8,11 %) не удалось определить доминирующую личностную направленность, так как один из показателей (Я или Общество) был равен нулю.

В Гуманистической направленности выделяются подтипы или акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе — индивидуалистическая акцентуация гуманистической направленности (43,24 % из 58,11 %) и с преимущественно положительным отношением к другим альтруистическая акцентуация (12,16 %).

Распределение испытуемых по акцентуациям

Рис. 8. Распределение испытуемых по акцентуациям

В негативистическом типе направленности среди испытуемых была обнаружена акцентуация с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при отрицательном отношении к себе — мизантропическая акцентуация (2,7 %). У 19 испытуемых (25,68 %) акцентуация не выражена. В эгоцентрическом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе, при отрицательном, в целом, отношении к обществу — индивидуалистическая акцентуация эгоцентрической направленности (14,87 % из 58,11 %); и с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при положительном отношении личности к себе — эгоистическая акцентуация (1,35 %). Основой характеристики первого подтипа является меньшая жесткость и нетерпимость личности по отношению к обществу. Второму подтипу направленности свойственна полная центрация на себе.

Результаты по методике «Диагностика принятия других» (Фей В.) представлены на рисунке 9:

Распределение испытуемых в зависимости от уровня принятия других людей

Рис. 9. Распределение испытуемых в зависимости от уровня принятия других людей

Принятие другого — активный процесс, при котором человек признает и адекватно воспринимает другого таким, какой он есть, не осуждая, доброжелательно относится к особенностям и чертам личности другого, утверждает своим согласием право на существование его возможностей и недостатков. Высокого уровня принятия не наблюдалось ни у одного из испытуемых. Наибольшее количество испытуемых имеет средний уровень принятия других с тенденцией к низкому — 56,76 %. На втором месте находится низкий уровень (40,54 %), и самым малочисленным оказался средний уровень принятия других с тенденцией к высокому (2,7 %).

Таким образом, в выборке подростков 15–16 лет преобладают:

— удовлетворенность своей внешностью, повышенная удовлетворенность отдельными частями тела, личностный тип телесного потенциала;

— средний уровень выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях, что свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки;

— высокий уровень коммуникативной толерантности;

— средний уровень эмпатийности;

— гуманистическая направленность личности и индивидуалистическая акцентуация гуманистической направленности;

— средний уровень принятия других с тенденцией к низкому уровню.

Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, распределение испытуемых, коммуникативная толерантность, уровень, уровень выраженности, доминирующая личностная направленность, испытуемый, телесный потенциал, уровень принятия, отрицательное отношение.


Ключевые слова

эмпатия, удовлетворенность своей внешностью, деструктивные установки, коммуникативная толерантность, принятие других

Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Эмпатия подростков с разными типами активности в интернете

Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Связь уровня любовной зависимости и нарциссизма личности

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возможностью изучить и научиться распознавать нарциссические черты для коррекционной работы

Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Эмпатия подростков с разными типами активности в интернете

Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Связь уровня любовной зависимости и нарциссизма личности

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возможностью изучить и научиться распознавать нарциссические черты для коррекционной работы

Задать вопрос