Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте
Автор: Абдрахманова Элина Валерьевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 02.03.2018
Статья просмотрена: 2545 раз
Библиографическое описание:
Абдрахманова, Э. В. Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте / Э. В. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13894/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассмотрен феномен неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте. Автор акцентирует внимание на факторах и негативных последствиях данного явления. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Обращается внимание на важность психологической коррекции неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте.
Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст, психокоррекция.
В настоящее время все чаще наблюдается недовольство людьми своим телом и внешностью, что воспринимается в обыденной жизни как проявление отношения к себе. Стремление заниматься физической культурой, спортом, правильно питаться, придерживаться диет, использовать дорогостоящие препараты и идти на риск, связанный с эстетической медициной и пластической хирургией, вызвано высокой озабоченностью избыточным весом и несовершенным физическим обликом. Данный феномен пробрел характер эпидемии и насторожил клинических психологов, призвав их к поиску соответствующих способов своевременной и эффективной психодиагностики, психологического вмешательства и психопрофилактики.
Впервые термин «образ тела» был употреблен П. Шильдером в 1935 году, который обозначил его как многогранный феномен, представленная в сознании индивида картина собственного тела [7], то есть «образом тела» называется субъективное переживание человеком своего тела как психический пространственный образ, в свою очередь, образующийся благодаря межличностному взаимодействию. Помимо этого, П. Шильдер предполагал, что тело формируется в результате получаемых впечатлений и стимулов, проходящих через телесные ощущения, а также, что тело и окружающий мир неразрывно связаны.
Данный феномен рассматривался такими учёными как Р. Бернс, Р. И. Меерович, В.С Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Е. Т. Соколова, А. Фрейд, М. Малер, Д. Винникотт, М. Кляйн, Ф. Дольто, Г. А. Арина, Н. В. Коваленко, А. Ш. Тхостов и другими. Так же в отечественной психологии изучением телесности и ее влияния на личность занимался Л. С. Выготский, который говорил о том, что тело человека является частью культурно-детерминированной перспективы [3].
Существует множество вариантов определения понятия «образ тела», среди которых можно выделить следующие:
1) «Образ тела» как результат психического отражения, умственная картина собственного тела, состоящая из двух компонентов: «концепции тела», представляющей из себя комплекс признаков, которыми человек описывает своё тело; и «восприятия тела», то как он себя видит.
2) «Образ тела» как совокупность восприятия, установок, оценок, представлений, которые связаны с функциями тела и телесной внешностью, включающая в себя такие уровни, как схема тела, телесное Я, телесное представление и концепция тела [1].
Образ собственного тела — комплексный феномен, объединивший в себе социальный и психологический аспекты, и включающий:
1) искажения восприятия (например, уверенность в избыточности веса, тогда как объективно наблюдается истощение);
2) неудовлетворенность образом собственного тела (например, ощущение полноты);
3) переживания о теле, имеющие сверхценный характер (например, тело является главным фактором, влияющим на самооценку);
4) страх полноты [5].
Выделяются следующие факторы, влияющие на формирование неудовлетворенности своим телом:
- Социокультурные факторы. Устоявшиеся в культуре критерии оценки играют ведущую роль в создании образа тела. Это осуществляется за счет постоянного сравнения реального образа тела с идеальным телесным образом, который содержит особенности той культуры, в которой проживает человек [4]. Большую роль в формировании представлений о собственной внешности играют средства массовой информации, навязывающие нереалистичные стандарты и идеалы красоты [8].
- Семейные факторы. Поведение родителей, их личностные особенности и ролевые модели влияют на то, как ребенок воспринимает свое тело. Данная зависимость особенно проявляется у девочек, чьи матери чрезмерно озабочены своей внешностью и постоянно следят за питанием, ограничивая себя в еде, либо жалуются на свой внешний вид. Родительские комментарии, которые акцентируют внимание детей на дефектах их внешности, так же могут стать причиной для появления неудовлетворенности своим телом, и внешностью в частности, так как подобные замечания призывают детей бороться с реальными или мнимыми недостатками.
- Личностные факторы. На формирование неудовлетворенности своим телом влияют такие личностные характеристики, как: нейротизм, самокритичность, низкая самооценка, социальная тревожность, социально-предписываемый перфекционизм, полоролевая идентичность, отсутствие уверенности в себе и самоуважения.
Неудовлетворенность своим телом имеет негативные последствия, среди которых можно отметить:
1) нездоровое пищевое поведение [2];
2) стремление любыми доступными способами добиться идеальной внешности, которое нарушает физическое здоровье (например, диеты, злоупотребление спортом, стероиды, пластическая хирургия);
3) ухудшение эмоционального состояния;
4) склонность к депрессивным и тревожным расстройствам, что может привести к суициду.
5) стать предиктором депрессивных и тревожных расстройств и даже суицидальной готовности [6].
Обратимся к результатам эмпирического исследования неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение возможностей психологической коррекции неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность своим телом в юношеском возрасте поддается психокоррекции.
Методы исследования: «Опросник образа собственного тела» О. А. Скугаревского и С. В. Сивухи, «Опросник исследования образа тела» Д. Джейда.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет».
Выборка: студенты 1–2 курсов (17–20 лет), 24 человека.
С целью изучения уровня неудовлетворенности своим телом у студентов младших курсов была использована методика «Опросник образа собственного тела». Полученные данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты первого среза по методике «Опросник образа собственного тела» (Скугаревский О. А., Сивуха С. В.)
Данные, полученные по методике «Опросник образа собственного тела», свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе у 100 % испытуемых выявлена выраженная неудовлетворенность своим телом. В контрольной группе выраженная неудовлетворенность своим телом наблюдается у 83,3 %, и у 16,7 % неудовлетворенность своим телом не выражена. В юношеском возрасте критика к себе и своей внешности может быть повышена вследствие наложения прошлого опыта, страха перед возможными неудачами и неуверенности в себе. Немало важным является факт влияния средств массовой информации, которые демонстрируют «идеальный» образ, различные стандарты красоты, и несоответствие этим параметрам сказывается негативно на восприятии образа собственного тела.
Для сравнения полученных результатов использовался U-критерий Манна-Уитни, который выявил, что показатели неудовлетворенности своим телом в двух группах имеют статистически незначимые различия (Uэмп = 59 при Uкр = 42 и p ≤ 0,05). Таким образом, неудовлетворенность своим телом характерна для студентов обеих групп.
Рис. 2. Результаты первого среза по методике «Опросник исследования образа тела» (Джейд Д.)
Результаты, полученные по методике «Опросник исследования образа тела» (Джейд Д.), свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе у 66,7 % испытуемых выявлен недостаток доверия к собственному телу, а у 33,3 % — негативный образ тела. В контрольной группе у 83 % испытуемых выявлен недостаток доверия к собственному телу, и у 17 % — негативный образ тела. Это может быть связано с тем, что у студентов, попавших в новую среду, возникает необходимость постоянно сравнивать себя с другими, однако, результаты такого сравнения не всегда приносят удовлетворение. Однако, отношение к себе и образу собственного тела начинает формироваться еще в детстве, поэтому необходимо учитывать семейный фактор.
Для сравнения полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, который выявил, что показатели обеих групп имеют статистически незначимые различия (Uэмп = 65,5 при Uкр = 42 и p ≤ 0,05). Это говорит о том, что уровни неудовлетворенности своим телом в экспериментальной и контрольной группах сходны.
Далее на основе полученных результатов была разработана и реализована программа психологической коррекции неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте, основанная на различных подходах в психологии, таких как арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия и другие. В реализации психокоррекционной программы приняла участие экспериментальная группа.
Цель психологической коррекции: снизить уровень неудовлетворенности своим телом у студентов младших курсов.
Рис. 3. Результаты второго среза по методике «Опросник образа собственного тела» (Скугаревский О. А., Сивуха С. В.)
По методике «Опросник образа собственного тела» были получены следующие данные: в экспериментальной группе у 25 % испытуемых выявлена выраженная неудовлетворенность своим телом, что может объясняться отсутствием необходимых ресурсов для работы над собой, либо неготовностью и нежеланием этого делать. У 75 % неудовлетворенность своим телом не выражена. Это может говорить о том, что она либо находится в границах нормы, либо отсутствует. Такой результат может объясняться созданной на занятиях атмосферой доверия, где была возможность раскрыться, поделиться своей проблемой, выговориться и получить обратную связь, принятие и поддержку, а также высоким уровнем готовности испытуемых к работе над собой.
В контрольной группе у 83,3 % испытуемых выявлена выраженная неудовлетворенность своим телом. У 16,7 % неудовлетворенность своим телом не выражена. Это может быть связано с тем, что в настоящий момент данная проблема не является актуальной, либо исчерпала себя в результате каких-либо жизненных обстоятельств и личностных изменений. То есть спонтанные изменения, не связанные с коррекционной программой, в контрольной группе не наблюдались.
Для сравнения полученных результатов использовался статистический U-критерий Манна-Уитни, который показал, что уровень признака в экспериментальной группе ниже уровня признака в контрольной группе (Uэмп = 19,5 при Uкр = 42 и p ≤ 0,05). Это свидетельствует о том, что результаты экспериментальной группы улучшились. Удалось снизить уровень неудовлетворенности своим телом так, что она стала невыраженной. Это может объясняться высокой мотивированностью испытуемых и наличием у них ресурсов. Однако, были и те, у кого результаты остались прежними. Отсутствие изменений может быть связано с нежеланием работать над собой, а также определенными личностными качествами.
Рис. 4. Результаты второго среза по методике «Опросник исследования образа тела» (Джейд Д.)
Данные, полученные по методике «Опросник исследования образа тела», свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе 100 % испытуемых чувствуют комфорт по поводу собственного тела. Однако время от времени образ тела и, следовательно, уверенность в себе могут колебаться. Поэтому существует некоторый риск появления чувства тревоги в отношении тела, его размеров, формы и внешнего вида в определенных ситуациях. Это может говорить об эффективности упражнений, входящих в состав коррекционной программы, а также о заинтересованности, высокой мотивации испытуемых и их ориентации на дальнейший результат.
В контрольной группе у 75 % испытуемых выявлено недоверие к собственному телу, а у 16,7 % — негативный образ тела и у 8,33 % — комфорт по поводу своего тела. Полученные результаты объясняются тем, что контрольная группа не принимала участие в психокоррекционной работе, а также, можно предположить, что исследуемые не осознают, либо отрицают, наличие у них проблемы, связанной с неудовлетворенностью своим телом.
При использовании U-критерия Манна-Уитни (Uэмп = 1 при Uкр = 27 и p ≤ 0,01) выявлено что результаты экспериментальной группы стали лучше, то есть удалось снизить неудовлетворенность собственным телом в большинстве случаев, что может объяснятся личностной готовностью испытуемых и высокой заинтересованностью в участии в психокоррекции.
Далее было произведено сравнение результатов первого и второго среза экспериментальной группы. Для этого использовался Т-критерий Вилкоксона, который показал, что по методике «Опросник образа собственного тела» уровень неудовлетворенности своим телом в экспериментальной группе снизился (Tэмп = 0 при Ткр = 17 и p ≤ 0,05). В данной группе, в преобладающем количестве случаев, удалось изменить негативное отношение к собственному телу на более положительное. Полученные данные отражают эффективность проведенной программы психологической коррекции.
По методике «Опросник исследования образа тела» показатели после эксперимента улучшились (Tэмп = 0 при Ткр = 17 и p ≤ 0,05). Следовательно, после проведения коррекционной программы уровень неудовлетворенности своим телом у студентов, вошедших в экспериментальную группу, стал значительно ниже. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика: студенты стали более удовлетворены образом своего тела. Это подтверждает эффективность проведенной коррекционной работы.
Сравнение данных контрольной группы, полученных в результате первого и второго среза, было произведено с помощью Т-критерия Вилкоксона, который показал, что по методике «Опросник образа собственного тела» показатели контрольной группы остались неизменными (Tэмп = 16,5 при Ткр = 17 и p ≤ 0,05). По методике «Опросник исследования образа тела» результаты контрольной группы стали лучше (Tэмп = 1 при Ткр = 17 и p ≤ 0,05), то есть неудовлетворенность собственным телом в некоторых случаях снизилась. Вероятно, у данных испытуемых неудовлетворенность собственным телом стала выраженной под влиянием каких-либо факторов, со временем утративших свое влияние.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования была подтверждена. Следовательно, можно говорить о том, что неудовлетворенность собственным телом в юношеском возрасте поддается психологической коррекции. И так как негативные мысли и оценки в отношении собственной внешности затрагивают не только сферу психологического функционирования, но и ведут к физическим недугам, отражаясь на всей жизнедеятельности человека необходимо уделить большое внимание работе с неудовлетворенностью своим телом, которая становится возможной при грамотно составленной психокоррекционной программе.
Литература:
- Карасева, А. В. Теоретические аспекты изучения представлений личности о своем теле // Актуальные вопросы педагогики и психологии. 2017. № 3. С. 125–127.
- Мейер, Т. Факторы нарушений пищевого поведения / Мейер Т., Гаст Д. // Журнал Воспитание в школе. 2008. № 24. С. 36–42.
- Морозова, И. С. Проблематика образа тела в контексте психологии развития / Морозова И. С., Белогай К. Н. // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 43–46.
- Рагозинская, В. Г. Взаимосвязь образа тела, индивидуально-психологических свойств личности и соматического статуса у здоровых лиц молодого возраста // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. № 2. С. 127–142.
- Ребеко, Т. А. Телесный опыт в структуре индивидуального знания. — М.: Институт психологии РАН, 2015. 272 с.
- Тарханова, П. М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом / Тарханова П. М., Холмогорова А. Б. // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52–60.
- Татаурова, С. С. Актуальные проблемы исследования образа тела // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2009. № 8. С. 142–154.
- Филиппова, С. А. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции / Филиппова С. А., Шелиспанская Э. В. // Психолог. 2017. № 4. С.21–31.
Похожие статьи
Развитие произвольного внимания у младших школьников
В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...
Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития
В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников
Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента
В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Похожие статьи
Развитие произвольного внимания у младших школьников
В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...
Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития
В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников
Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента
В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...