Формирование отношения к своему физическому Я у подростков посредством группового консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Степанов, С. Е. Формирование отношения к своему физическому Я у подростков посредством группового консультирования / С. Е. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86290/ (дата обращения: 21.12.2024).



Проблема принятия себя, в том числе и своего тела, и внешнего вида, всегда была и остаётся одной из главнейших и сложных проблем отрочества, так как особенности представлений о себе становятся основополагающими и особенно важными в этом возрасте. Не каждый подросток готов принять, то, что с ним происходит, принять изменения.

На основании характеристики подросткового возраста — для подростка самое важное — это быть принятым своей группой, найти в ней свое место, а также в соответствии с классификациями Эльконина — Давыдова, Драгунова Т. В., изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка, считаем, что наиболее эффективной формой работы с подростками является групповое консультирование.

В качестве наиболее оптимальной и эффективной формы работы по становлению адекватного физического «Я» нами выбрано групповое консультирование, так как оно позволит участникам группы исследовать свой стиль отношения с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки, также, немаловажным является то, что члены группы имеют возможность получить обратную связь о том, как их воспринимают окружающие. Консультативная группа, так или иначе, предлагает участникам поддержку и понимание, что увеличивает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они в эту группу пришли. Коллективный опыт позволяет в более широком контексте взглянуть на собственные проблемы. Группа предоставляет возможность обсуждения актуальных проблем поведенческих рисков.

В случае нашего исследования, были выбраны 10 подростков в возрасте 16–17 лет, с нарушениями восприятия своего физического «Я». На основании первичной диагностики была разработана программа консультаций, направленных на изменение отношения к своему физическому «Я» посредством участия подростков в групповом консультировании. Всего в программе было запланировано 10 консультаций, в формате 2 встречи в неделю, реализация программы включала 3 этапа: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. Каждая консультация длилась 2–3 часа и состояла из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Для контроля изменения отношения к своему физическому «Я» у подростков были использованный следующие методики: тест-опросник уверенности в себе Рейзаса, методика семантического дифференциала Ч. Осгуда (в модификации Л. П. Пономаренко), «Опросник образа собственного тела» (ООСТ) О. А. Скугаревского и «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом» О. А. Скугаревского.

В программе использовались следующие формы организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, мини-лекции, упражнения и техники арт-терапии, телесно-ориентированные техники.

Таблица 1.

Программа групповой консультации по проблеме принятия физического «Я»

1 Ориентировочный блок

Задачи 1 блока:

1.Знакомство с участниками и объединение их в группу.

2.Установление эмоционального контакта с группой.

3.Установление правил поведения в группе

4.Создание благоприятного эмоционального фона в группе.

5.Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2. Реконструктивный блок

Задачи 2 блока:

1.Формирование позитивного «Я-образа».

2.Выработка уверенного поведения.

3.Формирование адекватной самооценки, самоуважения.

4.Формирование позитивного самовосприятия.

5.Обучение приемам релаксации и саморегуляции.

1 раздел. «Образ тела»

2 раздел. «Самооценка»

3 раздел. «Уверенность в себе»

4 раздел. «Самоощущение. Самовосприятие»

5 раздел. «Самоуважение»

3. Закрепляющий блок

Задачи 3 блока:

1.Отработка навыков и умений, сформированных в ходе тренинговых занятий.

2.Обобщение и систематизация полученных знаний во время тренинга.

3.Рефлексия участников о проделанной ими работы над собой.

4.Подведение итога занятий.

Основной целью реализации каждого занятия являлось создание комфортной психологически безопасной атмосферы. Немаловажной является и физическая организация пространства.

Для эффективной работы нами было предложено еще одно негласное правило — отключать звук сотовых телефонов и оставлять их в стороне во время занятий, что позволит сосредоточиться на выполнении упражнений.

На первой встрече все подростки согласились с правилом оставить телефоны в стороне, чтобы не отвлекали, однако не сразу смогли «расстаться» с ними. Наконец, заняв приглянувшие им места, половина группы приняло «закрытые» позы (скрещивание ног, рук), половина «вызывающие» (широко расставленные ноги, закинутые руки на спинки стульев), в попытке демонстрации преимущества перед группой. Данные факты свидетельствуют о существовании психофизиологических «зажимов», неуверенности. После знакомства и начала работы стали принимать более «открытые» позы, внимающие (наклон вперед) к обсуждению и рассказу собеседников. Следует отметить, что на первых занятиях подростки в некоторой степени чувствовали себя скованно (либо отказывались говорить, либо говорили шаблонно, повторяя слова других участников), но после проведения упражнений на раскрепощение они свободно чувствовали себя, высказывали собственные мысли.

С целью обобщения и систематизации полученных знаний во время групповых занятий были использованы техники «Мои мысли», «Рефлексия». При обсуждении всех встреч, на последнем заключительном занятии, многие участники озвучили о произошедших психологических изменениях, они стали более увереннее и поняли, что не одни такие, испытывающие сходные чувства и эмоции.

По результатам исследования нами было выявлено, что в группе у всех подростков произошли значительные качественные изменения в степени удовлетворенности своим телом в целом. Повысился уровень уверенности в себе, появились подростки с позитивным самоотношением. Для них стали характерны уверенная речь и поведение, открытое выражение эмоций, адекватное восприятие и оценивание своего тела, своих возможностей и способностей, повысилась аутосимпатия и самоуважение. Изменилось количество подростков с недифференцированным чувством «за» и «против» своего «Я». На наш взгляд — это изменение связано со сменой отношения к своему телу у некоторых подростков.

Психологическое консультирование подростков по проблеме принятия своего тела способствует становлению устойчивой самооценки, преодолению неуверенности в себе и повышает общий уровень удовлетворенности своим телом путем осознания самими подростками свою индивидуальность в физическом образе тела, что в целом не может не повлиять на базовые характеристики личности подростков относительно такого феномена, как «физический перфекционизм».

Контрольный срез психологических диагностик, используемых в нашем исследовании позволил выделить нам следующие различия до и после формирующего эксперимента: в группе снизился низкий уровень с 80 % (8 чел.) до 20 % (2 чел.) за счет увеличения подростков со средним уровнем удовлетворенности своим телом с 20 % (2 чел.) до 80 % (8 чел.), высокий уровень не выявлен.

Таким образом, качественные положительные изменения в группе произошли у шестерых подростков (60 %). Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что психологическое консультирование подростков по проблеме принятия своего физического Я, является результативным.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа с физическим «Я» должна производиться не только при наличии нарушений его восприятия, но и в профилактических целях. Поэтому данная программа может быть использована в работе фитнес-тренеров, нутрициологов, коучей, а также психологов образовательных организаций и консультативных центров.

Литература:

  1. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972 № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, подросток, проблема принятия, групповое консультирование, изменение, психологическое консультирование подростков, раздел, собственное тело, тело, эффективная форма работы.


Задать вопрос