Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Бондарович, А. А. Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования) / А. А. Бондарович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6524/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

В последние годы заметно активизировался интерес к исследованию роли и возможностей использования психокоррекции  и метода самовоспитания в системе общего образования.

В период с 2007 по 2011 годы в нашей школе в целях коррекции поведения подростков аутогенная тренировка в сочетании с методами самовоспитания применялась среди учащихся 15-17 летнего возраста с трудностями в поведении различного характера.
Всего за истёкший период в исследовании приняло участие 28 подростков. Подростки были из числа учащихся, состоящих на учёте в ИДН.

До  начала исследования  и  по завершению его каждому подростку предлагался определённый комплекс диагностических методов, с целью  оценки эффективности данных приёмов в работе с подростками.

Были использованы следующие диагностические методики и получены следующие результаты:

1. Висбаденский опросник к методу коррективной психотерапии и семейной психотерапии.

Данный опросник был использован в целях выявления необходимых качеств, для чего были отобраны «нужные» вопросы и получены следующие результаты:

1. Вежливость (13, 11, 70). У 75% подростков выявлена ранящая невнимательность, бестактность, дерзость.

2. Честность-прямота (9,44,85). У 85% диагностируемых выявлено стремление к истине, правде, откровениям.

3. Справедливость (27, 65, 81). У 100% подростков имеет место жажда справедливости, сверхчувствительности.

4. Доверие (18, 28, 63). У 60% подростков выявлено недоверие к окружающим людям и себе, имеют комплекс неполноценности, склонны подчиняться.

5. Любовь (31, 61, 76). По результатам данного опросника, у 40% подростков выявлены такие качества, как

?         отвержение;

?         холодность;

?         бесчувственность;

?         горечь;

?         равнодушие;

?         разочарование;

?         ненависть.

6. Отношение к родителям (отец-19, 45, 75; мать-34, 64, 84; послушание-16, 46, 60; контакты- 30, 68, 78). 45% подростков негативно относятся к своим родителям, склонны к ссоре, скрывают свои проблемы.

2.Тест А.Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).

Проанализировав полученные результаты данного теста, можно сказать, что что подростки  данной группы в большинстве своём

?         агрессивны;

?         неуравновешенны;

?         самоуверенны;

?         с ними трудно найти общий язык.

3. Шкала оценки значимости эмоций.

Выделены следующие значимые эмоции для подростков:

?         50% подростков важными определили такие ощущения, как радость, хорошее настроение, симпатия, признательность;

?         30% подростков важными выделили чувства удовлетворения, гордости, если можешь доказать свою ценность и превосходство над соперниками;

?         20% подростков важными указали такие чувства, как веселье, беззаботность, отдых, безмятежность.

Незначимые эмоции для подростков:

?         80% подростков отнесли такие чувства, как риск, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности на последнее место;

?         20% подростков незначимыми выделили   чувства интереса, наслаждения при познании нового.

?         Обобщив результаты первоначальной психодиагностики можно сделать вывод о том, что подросткам 15-17 лет, состоящим на учёте в ИДН присущи такие качества и чувства, как:

?         жажда справедливости;

?         сверхчувствительность;

?         стремление к истине, правде, откровениям;

?         недоверие к окружающим;

?         бестактность, дерзость;

?         подчинение окружающим;

?         недоверие себе и окружению;

?         комплекс неполноценности;

?         чувство вины;

?         негативное отношение к родителям, склонность скрывать от них свои проблемы.

Так же характерны равнодушие, холодность, ненависть, неуверенность в себе и своих возможностях.

По результатам диагностики,  с каждым подростком были проведены индивидуальные беседы с попыткой самоанализа  своего поведения и найдены ответы на вопросы:

?         Что я хочу изменить в себе?

?         Чего я хочу достичь?

Прояснив эти вопросы для себя, подросток смог конкретизировать задачу самовоспитания.

Это помогло снизить завышенный уровень фрустрации и принять некоторый минимум знаний по вопросу самовоспитания, что является важным условием эффективной коррекции.

При необходимости, вместе с психологом, писался мотивационный лист, который было рекомендовано периодически перечитывать.

Далее учащиеся были обучены   приёмам аутогенной тренировки и саморегуляции эмоциональных состояний (формулы для каждого подбирались индивидуально), которые они должны были использовать в повседневной жизни.

После применения приёмов аутогенной тренировки все подростки  отмечали за собой следующие положительные изменения:

?         повышение настроения, общего тонуса;

?         субъективное улучшение настроения и самочувствия.

 

Кроме того, подростки вовлекались в групповые формы работы (тренинговые занятия, групповые консультации, информирование).

В основе самовоспитания лежали самонаблюдение и самооценка своего поведения.

С целью выявления эффективности коррекционной работы, была проведена повторная диагностика подростков,  в результате которой прослеживалась  положительная динамика в поведении  и самоотношении подростков к окружающим и себе.

Так, по результатам Висбаденского опросника получены следующие результаты:

•         на 15% снизились такие качества как бестактность, дерзость, невнимательность;

•         на 40% снизилась сверхчувствительность, вспыльчивость;

?         на 30% снизился уровень недоверия окружению, себе;

•         на 15% снизился уровень таких качеств, как равнодушие, холодность, пессимизм;

•         на 25% снизилось холодное, негативное отношение к своим родителям.

По результатам теста Ассингера получены следующие результаты:

?         физическая агрессия у юношей снизилась на 5%;

?         на 10% снизилась вербальная агрессия;

?         на 5% возрос уровень косвенной агрессии, однако исчезло чувство вины (5%).

У девушек косвенная агрессия снизилась на 5%.

В целом, излишняя агрессивность, неуравновешенность снизились на 10%, а умеренная агрессия, уверенность в себе и своих силах возросла на 10%.

По результатам Шкалы оценки значимости эмоций получены интересные результаты.

Если при первоначальной диагностике на 1-е место подростки поставили такие эмоции и чувства   как

?         радость, хорошее настроение(50%);

?         чувство гордости, если можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками (30%);

?         веселье, беззаботность, наслаждение вкусной едой, отдыхом, безопасностью(20%) ,

то при повторной оценке значимости эмоций рейтинг изменился.

?         40% подростков на 1-е место поставили чувство радости и удовлетворения, когда удаётся сделать что-либо хорошее для дорогих людей;

?         40% подростков на 1-е место поставили радость, хорошее настроение, симпатию, признательность, когда уважаешь и любишь, хорошее настроение от дружбы и взаимопонимания;

?         20% подростков открыли в себе чувство радости, возникающее при восприятии природы, музыки, картин, стихов.

При первоначальной оценке подростки ставили на последнее место по значимости те же чувства и эмоции, что и при повторной оценке.

Незначимыми эмоциями для 80% подростков явились

?         чувства риска, азарта, острых ощущений в минуту борьбы, опасности (их разместили на последнем месте);

?         для 20% подростков незначимым оказались эмоции интереса, наслаждения при познании нового.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповые методыпсихокоррекции в сочетаниис  аутогенной тренировкой и самовоспитанием приводят к положительной динамике в поведении подростков,  меняет их мировоззрение, снижает сверхчувствительность, недоверие к окружающим, холодное, негативное отношение к родителям, равнодушие, неуравновешенность, снимает чувство вины, значительно снижает конфликтность, неуравновешенность, агрессию по отношению к другим, повышает уверенность в себе и своих силах.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, аутогенная тренировка, хорошее настроение, негативное отношение, последнее место, чувство вины, жажда справедливости, комплекс неполноценности, косвенная агрессия, положительная динамика.


Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос