В последние годы заметно активизировался интерес к исследованию роли и возможностей использования психокоррекции и метода самовоспитания в системе общего образования.
В период с 2007 по 2011 годы в нашей школе в целях коррекции поведения подростков аутогенная тренировка в сочетании с методами самовоспитания применялась среди учащихся 15-17 летнего возраста с трудностями в поведении различного характера.
Всего за истёкший период в исследовании приняло участие 28 подростков. Подростки были из числа учащихся, состоящих на учёте в ИДН.
До начала исследования и по завершению его каждому подростку предлагался определённый комплекс диагностических методов, с целью оценки эффективности данных приёмов в работе с подростками.
Были использованы следующие диагностические методики и получены следующие результаты:
1. Висбаденский опросник к методу коррективной психотерапии и семейной психотерапии.
Данный опросник был использован в целях выявления необходимых качеств, для чего были отобраны «нужные» вопросы и получены следующие результаты:
1. Вежливость (13, 11, 70). У 75% подростков выявлена ранящая невнимательность, бестактность, дерзость.
2. Честность-прямота (9,44,85). У 85% диагностируемых выявлено стремление к истине, правде, откровениям.
3. Справедливость (27, 65, 81). У 100% подростков имеет место жажда справедливости, сверхчувствительности.
4. Доверие (18, 28, 63). У 60% подростков выявлено недоверие к окружающим людям и себе, имеют комплекс неполноценности, склонны подчиняться.
5. Любовь (31, 61, 76). По результатам данного опросника, у 40% подростков выявлены такие качества, как
? отвержение;
? холодность;
? бесчувственность;
? горечь;
? равнодушие;
? разочарование;
? ненависть.
6. Отношение к родителям (отец-19, 45, 75; мать-34, 64, 84; послушание-16, 46, 60; контакты- 30, 68, 78). 45% подростков негативно относятся к своим родителям, склонны к ссоре, скрывают свои проблемы.
2.Тест А.Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
Проанализировав полученные результаты данного теста, можно сказать, что что подростки данной группы в большинстве своём
? агрессивны;
? неуравновешенны;
? самоуверенны;
? с ними трудно найти общий язык.
3. Шкала оценки значимости эмоций.
Выделены следующие значимые эмоции для подростков:
? 50% подростков важными определили такие ощущения, как радость, хорошее настроение, симпатия, признательность;
? 30% подростков важными выделили чувства удовлетворения, гордости, если можешь доказать свою ценность и превосходство над соперниками;
? 20% подростков важными указали такие чувства, как веселье, беззаботность, отдых, безмятежность.
Незначимые эмоции для подростков:
? 80% подростков отнесли такие чувства, как риск, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности на последнее место;
? 20% подростков незначимыми выделили чувства интереса, наслаждения при познании нового.
? Обобщив результаты первоначальной психодиагностики можно сделать вывод о том, что подросткам 15-17 лет, состоящим на учёте в ИДН присущи такие качества и чувства, как:
? жажда справедливости;
? сверхчувствительность;
? стремление к истине, правде, откровениям;
? недоверие к окружающим;
? бестактность, дерзость;
? подчинение окружающим;
? недоверие себе и окружению;
? комплекс неполноценности;
? чувство вины;
? негативное отношение к родителям, склонность скрывать от них свои проблемы.
Так же характерны равнодушие, холодность, ненависть, неуверенность в себе и своих возможностях.
По результатам диагностики, с каждым подростком были проведены индивидуальные беседы с попыткой самоанализа своего поведения и найдены ответы на вопросы:
? Что я хочу изменить в себе?
? Чего я хочу достичь?
Прояснив эти вопросы для себя, подросток смог конкретизировать задачу самовоспитания.
Это помогло снизить завышенный уровень фрустрации и принять некоторый минимум знаний по вопросу самовоспитания, что является важным условием эффективной коррекции.
При необходимости, вместе с психологом, писался мотивационный лист, который было рекомендовано периодически перечитывать.
Далее учащиеся были обучены приёмам аутогенной тренировки и саморегуляции эмоциональных состояний (формулы для каждого подбирались индивидуально), которые они должны были использовать в повседневной жизни.
После применения приёмов аутогенной тренировки все подростки отмечали за собой следующие положительные изменения:
? повышение настроения, общего тонуса;
? субъективное улучшение настроения и самочувствия.
Кроме того, подростки вовлекались в групповые формы работы (тренинговые занятия, групповые консультации, информирование).
В основе самовоспитания лежали самонаблюдение и самооценка своего поведения.
С целью выявления эффективности коррекционной работы, была проведена повторная диагностика подростков, в результате которой прослеживалась положительная динамика в поведении и самоотношении подростков к окружающим и себе.
Так, по результатам Висбаденского опросника получены следующие результаты:
• на 15% снизились такие качества как бестактность, дерзость, невнимательность;
• на 40% снизилась сверхчувствительность, вспыльчивость;
? на 30% снизился уровень недоверия окружению, себе;
• на 15% снизился уровень таких качеств, как равнодушие, холодность, пессимизм;
• на 25% снизилось холодное, негативное отношение к своим родителям.
По результатам теста Ассингера получены следующие результаты:
? физическая агрессия у юношей снизилась на 5%;
? на 10% снизилась вербальная агрессия;
? на 5% возрос уровень косвенной агрессии, однако исчезло чувство вины (5%).
У девушек косвенная агрессия снизилась на 5%.
В целом, излишняя агрессивность, неуравновешенность снизились на 10%, а умеренная агрессия, уверенность в себе и своих силах возросла на 10%.
По результатам Шкалы оценки значимости эмоций получены интересные результаты.
Если при первоначальной диагностике на 1-е место подростки поставили такие эмоции и чувства как
? радость, хорошее настроение(50%);
? чувство гордости, если можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками (30%);
? веселье, беззаботность, наслаждение вкусной едой, отдыхом, безопасностью(20%) ,
то при повторной оценке значимости эмоций рейтинг изменился.
? 40% подростков на 1-е место поставили чувство радости и удовлетворения, когда удаётся сделать что-либо хорошее для дорогих людей;
? 40% подростков на 1-е место поставили радость, хорошее настроение, симпатию, признательность, когда уважаешь и любишь, хорошее настроение от дружбы и взаимопонимания;
? 20% подростков открыли в себе чувство радости, возникающее при восприятии природы, музыки, картин, стихов.
При первоначальной оценке подростки ставили на последнее место по значимости те же чувства и эмоции, что и при повторной оценке.
Незначимыми эмоциями для 80% подростков явились
? чувства риска, азарта, острых ощущений в минуту борьбы, опасности (их разместили на последнем месте);
? для 20% подростков незначимым оказались эмоции интереса, наслаждения при познании нового.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповые методыпсихокоррекции в сочетаниис аутогенной тренировкой и самовоспитанием приводят к положительной динамике в поведении подростков, меняет их мировоззрение, снижает сверхчувствительность, недоверие к окружающим, холодное, негативное отношение к родителям, равнодушие, неуравновешенность, снимает чувство вины, значительно снижает конфликтность, неуравновешенность, агрессию по отношению к другим, повышает уверенность в себе и своих силах.