Особенности физического Я личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 2256 раз

Библиографическое описание:

Фомина, О. С. Особенности физического Я личности / О. С. Фомина, И. С. Лучинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69315/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Термин «физическое Я» не получил однозначного понимания в психологической литературе. Одни исследователи практически не уделяют внимания физическому самосознанию, другие, наоборот, подчеркивают его важность. Этот термин используется в теории личности У.Джемса (2000), в иерархической структуре Я-концепции Р. Бернса (1986), в концепции К. Роджерса (1994), в современных исследованиях А. Г. Черкашиной (2008), В. А. Лабунской (2009), В. А. Каминской, Н.А., Айламазян А. М. (2016), Панферова В.Н (2000), Е. В. Буренковой (2009) и др.

В. Шонфельд, в рамках психоаналитического направления, отмечает следующие компоненты образа физического «Я»:

1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

2) интериоризированные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида так же, как и искажения концепции тела, проявляются в соматических иллюзиях;

3) социальные факторы, связанные с тем, как родители и общество оценивают его тело;

4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей.

Р. Бернс рассматривает физическое Я как один из аспектов установки личности на саму себя. Телесное Я является объединенной составляющей каждого из 3 элементов установки — образа Я, самооценки и поведенческих реакций — и может быть представлено в различных модальностях.

Выделяя социально-психологический аспект проблемы изучения физического образа Я, важно, во-первых, обозначить значимость для его формирования и развития такого фактора, как социальное взаимодействие, и, во-вторых, подчеркнуть глубокую связь физического Я с другими переменными и аспектами Я-концепции (самоотношением, социальным Я и др.) [2, 10].

В литературе близкими по значению встречаются такие понятия, как «Схема тела», «Образ тела», «Телесное Я» и «Физическое Я» и др. Первоначально для объяснения нарушения пространственных репрезентаций у больных с повреждением теменной доли Г. Хэд и Г. Холмс ввели понятие «постуральная схема», образованное от слова «pоsture».

Однако позже закрепился термин «схема тела», который, по определению, представляет собой постуральную модель, активно организующую и модифицирующую «впечатления, производимые входящими сенсорными сигналами/стимулами отсюда следует, что конечное переживание положения тела или его локализации входит в сознание, связываясь с тем, что происходило раньше».

Также имеется мнение, что понятие «Схема тела» было предложено Боньером в 1893 г. для определения пластичной модели собственного тела, который каждый строит, исходя из соматических ощущений. Понятие психологической «Схемы тела» было введено психоаналитиком П. Шильдером для описания системы принципов человека о физической стороне собственного «Я», о своём теле — своеобразной телеснопсихологической «карты». Согласно Шильдеру, «Схема тела» субъективна и динамична.

М. О. Мдивани в исследованиях структуры образа физического Я различает три структурных компонента:

− Я-физическое функциональное — это образ, который складывается на основе функционирования тела как физического объекта и основывается, как правило, на биологических обратных связях;

− Я-физическое социальное — образ, который складывается на основе оценок социального окружения и является представлением субъекта о том, каким он выглядит в глазах других людей;

− Я-физическое идеальное — образ, который складывается на основе усвоения культурных стереотипов и групповых норм и является представлением субъекта о том, каким нужно быть [8].

В. Н. Куницына тщательно анализировала особенности формирования образа тела у подростков. Автор считает, что знания человека, полученные вследствие образования, жизненного опыта, оценки физических качеств его внешности другими людьми в основном способствуют формированию образа тела. Особое значение приобретает правильно сформированное представление о себе в подростковом и юношеском возрасте. В образе человека любого возраста главными являются физические особенности, элементы облика, затем одежда, прическа и выразительное поведение. В подростковом возрасте развитие знаний о своём организме и чертах собственной внешности непрерывно связан с формированием таких важных качеств личности, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм.

С возрастом повышается объём и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий; понижается категоричность суждений, и появляется большая гибкость и разносторонность. В физическом облике другого человека, его одежде, прическе не раз отмечаются признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость. Убеждение воспринимать определённым образом может быть ограниченна влиянием индивидуальных особенностей, группового мнения, а также стереотипов [6].

Е. Т. Соколова подчеркнула три главных подхода к исследованию образа физического «Я».

В первом — образ тела рассматривается как результат работы отдельных нейронных систем. Согласно В. М. Бехтереву, чтобы понять образ тела, необходимо изучить определённые структуры мозга, ответственные за его появление. В этом подходе термин «образ тела» часто употребляется как синоним термина «схема тела». В. М. Бехтерев обнаружил, что схема тела в работах Р. Боньера и Х. Хэда представляет собой гибкую систему, которую каждый координирует на основе собственных ощущений. Выделены функции «схемы тела»: регулирование и контроль положения тела в пространстве, коррекция и контроль движений [3].

В представлениях В. П. Зинченко, схема тела — это сложный синтетический образ собственного тела и его частей, образующийся в мозге человека на основе восприятия, ощущения кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других стимулов в сопоставлении со следами прошлого сенсорного опыта. Схема тела имеет смысл в становлении позы и движений, регулируемых как сознательными, так и бессознательными рефлекторными механизмами, обеспечивает границы локализации стимулов на поверхности тела, взаимодействия частей тела друг с другом [5].

В трудах И. М. Сеченова главная роль в формировании представлений о себе и своем теле отводится рефлекторной деятельности мозга посредством мышечных ощущений [9].

Второй — определяет образ физического «Я» как продукт отражения, как индивидуальную, субъективную картину своего тела. Внутри этого подхода Дж. Чаплин выделяет понятие «концепция тела», а Д. Беннета разъясняет, что концепция тела представляет собой один из аспектов образа тела. Другим будет «восприятие тела» — продукт познавательного процесса восприятия, то «концепция тела» есть набор признаков, указываемых человеком, когда он описывает свое собственное тело.

В третьем — образ тела является единством восприятия, установок, оценок, представлений, принадлежащих к функциям тела и внешности. Данный подход в настоящее время считается самым современным и распространёнными, его разработчики: И. М. Быховская, А. Н. Васина, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, В. А. Ядов, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, Р. Шонц и др. По мнению Д. А. Леонтьева, физическое «Я» — это переживание своего тела как воплощения «Я», физических дефектов, сознание здоровья или болезни [7].

Р. Шонц описывает восприятие и образ тела на следующих четырех уровнях:

Первый — схема тела — есть вся кинестетическая осведомленность, которая поступает в самосознание человека. Так же ее можно назвать базисной надстройкой «Я» — концепции, которая встраивается в нее как самочувствие, ощущения. С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев считали, что телесное существование человека отражено в ощущениях организма, в самочувствии и тонусе, то есть в состоянии здоровья.

Второй — образ тела. Образ тела — это результат психического отражения тела, действий когнитивной системы, представленный в виде картины физического «Я». В нем присутствует самооценка своего тела, а также комплекс оценок окружающих и близких людей. Под действием этих оценок формируется принятие или непринятие физического «Я».

Третий — «телесное представление» — это есть фантазии, сны, символы, метафоры, непривычные знаки и ассоциации по поводу тела, которые не имеют строгой логики.

Четвертый уровень, по Е. Т. Соколовой — «концепция тела». Д. Беннет под «концепцией тела» подразумевает знание о теле через описание наборов признаков своего тела, когда человек пишет или отвечает на вопросы о своём теле или рисует фигуру человека [11].

Таким образом в современных исследованиях осуществляется попытка установить связь между проприоцептивными, тактильными и зрительными компонентами схемы тела и образа тела.

На данный момент большинство зарубежных работ по проблемам образа тела носят узконаправленный, прикладной характер, а в отечественной психологии взгляд на образ физического «Я» представлен как комплексное единство восприятий, установок, оценок.

Отсюда следует, что образ физического «Я» формируется поэтапно до тех пор, пока идет развитие индивидуальности и личности человека. Особенно резко интерес к своей внешности повышается в подростковом возрасте: это связанно с формированием нового образа физического «Я».

Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия — СПб.: Речь, 2000. — c.238.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Инфра — М, 2006. — 440 с.
  3. Бехтерев, В. М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексию/- М.: Наука, 1998. — 392с.
  4. Дука А. Я. Воспитание интереса к физической культуре и развитие самосознания в подростковом возрасте // Формирование образа я и проблемы физического воспитания: сб. науч. ст. / под ред. П. А. Жорова. М.: Высшая школа, 1990. С. 63–65.
  5. Зинченко, В. П. Психология телесности между душой и телом / Сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005. — 222с.
  6. Куницына, В. Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка/В. Н. Куницына // Вопросы психологии. — 1968, № 1. — С. 90–99.
  7. Леонтьев, Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии. — 2011. — № 1. — С. 3–27.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  9. Сеченов, И. М. Собрание сочинений. Том 1 / М.: Просвещение, 1956. — 278с.
  10. Соколова Е. Т. Расщепление образа телесного Я в структуре пограничной личности у лиц с пищевыми аддикциями // Клиническая психология. — Хрестоматия по психологии. — СПБ, Питер Санкт-Петербург, 2000. — С. 61–83.
  11. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ М.: МГУ, 1989. — 2016 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ тела, собственное тело, схема тела, тело, образ, ощущение, подростковый возраст, представление субъекта.


Похожие статьи

Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.

К вопросу о созидательном потенциале национальной эстетической культуры в гражданском обществе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созидательным потенциалом национальной эстетической культуры в гражданском обществе.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Оптимизация производственных процессов

В статье авторы пытаются определить понятие, содержание, основные цели и этапы оптимизации производственных процессов.

Особенности личности и ее ролевой позиции в структуре виртуального буллинга

В статье рассмотрены психологические особенности личности, включенной в ситуацию буллинга. Представлено теоретическое и эмпирическое исследование ролевых позиций в структуре буллинга.

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Похожие статьи

Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.

К вопросу о созидательном потенциале национальной эстетической культуры в гражданском обществе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созидательным потенциалом национальной эстетической культуры в гражданском обществе.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Оптимизация производственных процессов

В статье авторы пытаются определить понятие, содержание, основные цели и этапы оптимизации производственных процессов.

Особенности личности и ее ролевой позиции в структуре виртуального буллинга

В статье рассмотрены психологические особенности личности, включенной в ситуацию буллинга. Представлено теоретическое и эмпирическое исследование ролевых позиций в структуре буллинга.

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Задать вопрос