Встатье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются когнитивные, аффективные и конативные компоненты Я-концепции.
Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные, аффективные, конативные компоненты.
The article presents a theoretical analysis of the psychological characteristics of the image of «I«. The cognitive, affective and conative components of the self-concept are described.
Keywords: image of “I”, I-concept, psychological characteristics, cognitive, affective, conative components.
Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Исследование образа «Я» является перспективным направлением области общей психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и медицине. Сформированный образ «Я» является неотъемлемым показателем нормального развития личности.
Анализ литературы. Понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано. [8].
Образ «Я» — это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе [5].
Целью статьи является рассмотрение теоретического анализа психологических особенностей образа «Я».
Изложение основного материала.
История изучения образа «Я» начинается рядом работ, в которых «Я» рассматривается как сознательная часть психического аппарата. У. Джемс, выделял два аспекта понимания Я — структурный и процессуальный. В структурном аспекте проблема дается в рамках анализа состояний, ролевых позиций, структурных элементов личности (физическое, социальное, моральное, зеркальное «Я», Эго). В процессуальном аспекте — это процессы самосознания, самовосприятия, саморегуляции, самоотношения, самооценивания, самоактуализации. [1].
С. Кон подчеркивает, что образ «Я» — это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [6].
По мнению Д. А. Ошанина, одной из основных особенностей «образа Я» является двойственность его назначения:
1) инструмент познания — образ, призван отражать объект во всем богатстве и многообразии доступных его отражению свойств;
2) регулятор действия — специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект [7].
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Когнитивная:
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает, что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
Наряду с прочим, когнитивная компонента «Я» концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная:
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
− соотнесение представлений о себе с идеальным «Я»;
− соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
− оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
Поведенческая:
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «Я»-концепции.
Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании «Я» образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «Я» образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью» [2].
Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать.
Когнитивный блок образа «Я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «Я» близко к пониманию образа «Я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов [4].
Наиболее распространенным является представление о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Р. Бернс выделил когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я».
Когнитивный компонент включает знание личности о своих возможностях, в том числе и о физических. Так же это восприятие своего внешнего вида, своего тела, физических данных (сила, выносливость, ловкость и т. д.). Данный элемент не только формирует представление человека о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения, семейного воспитания и жизненного опыта.
Эмоционально-оценочный компонент образа «Я» отражает результаты сравнения знаний индивида о себе с другими. Аффективная оценка представлений личности о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Огромное значение на формирование эмоционального компонента самооценки влияет обобщенные представление человека о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка себя нередко приводит к саморазрушающему поведению, что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакокурении, в склонности к азартным играм и т. д.
Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент адаптации индивида к окружающей действительности [3].
Содержание и объем понятия «образа Я» до настоящего времени остаются не до конца изученными. [8]. Так же до сих пор не изучено, с помощью каких внутренних механизмов происходит осознание личностью отраженных внешним окружением ее характеристик и почему Образ «Я» представляется социальным по происхождению и отрицается внутренняя мотивация поведения [9].
Выводы. Результаты теоретического анализа позволяют определить, что «Образ-Я», или представление личности о себе — это обобщенное представление человека о себе, система его установок относительно собственной личности.
Существует множество вариантов описания основных компонентов образа «Я». По моему мнению эти подходы в большей степени похожи, потому что почти каждый ученный выделяет три ключевых особенности образа «Я»:
− когнитивный компонент, который характеризует содержание представлений человека о себе: своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах;
− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самооценке, уровне притязаний и самоуважении;
− Конативный компонент предполагает анализ поступков человека, способность к изменению своего «Я».
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Смысл, 2001–414 с.
- Бернс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Флинта, 1968. — 300 с.
- Залесский Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. — МГУ, 1996.
- Зворыкин А. А. Из истории развития теории культуры на Западе // Вопросы философии. — 1992. — № 10, — С. 99.
- Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Д. А. Ошанин. — М., 1973. — 42 с.
- Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. –303 с.
- Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.