Исследование феномена телесности в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 6269 раз

Библиографическое описание:

Якимова, Л. С. Исследование феномена телесности в психологии / Л. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1385-1389. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29603/ (дата обращения: 16.11.2024).



Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках. Человеческое тело невозможно рассматривать изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих. Проблема тела и телесности человека затрагивается во многих областях психологии. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено изучению образа тела.

Актуальность проблемы феномена телесности на современном этапе обуславливается в первую очередь тем, что человеческая телесность так или иначе встроена в любой вид деятельности — наше тело участвует во всем, что мы делаем. С помощью тела мы предъявляем себя и взаимодействуем с окружающим миром. Наше тело и все, что с ним связано является одним из средств самовыражения [14].

Природа тела, закономерности его изображения и представления, сущность тела и телесности активно обсуждаются на научных конференциях, отражаются и описываются в научных статьях, междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Феномену телесности посвящены множество научных работ в области философии, социологии, культурологии и психологии. Феномен телесности является сложным и многомерным, что создает трудности в его изучении и описании [14].

До последней трети XX в. в советской науке человеческое тело считалось природной данностью, которая представляет интерес лишь для медицины и биологии. И. С. Кон (2003) в работе «Мужское тело в истории культуры» пишет об особой «бестелесности» науки в Советском союзе. Общественные и гуманитарные науки обращали внимание на проблему тела лишь в контексте философской проблемой соотношения духовного и материального или же относительно истории искусства и физической культуры [2].

Рассматривая феномен телесности, мы можем выявить, насколько множественны его измерения. Данный феномен включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное [1].

Обширность и богатство накопившегося в истории изучения и осмысления тела человека материала, столь впечатляюще, что уже могло бы служить существенным основанием для возникновения убежденности в том, что телесность — предмет детально и глубоко прочитанный, изученный, и истолкованный. Но это в полной мере касается лишь естественнонаучной парадигмы. Тело человека является предметом детального изучения во многих областях: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др. [1,5].

Существующие на настоящий момент исследования тела и телесности отражают целый ряд вопросов: исследование статуса телесности, изучение проблемы телесности в контексте истории; интерпретация «телесных схем» в психоанализе с опорой на идеи З. Фрейда; анализ соотношения телесного и духовного в психологии и психотерапии [8].

В исследовании телесности можно выделить 2 основных подхода: социокультурный и экзистенциально-феноменологический. С позиции социокультурного подхода телесность рассматривается в качестве социокультурного феномена, обладающего значениями и смыслами, а также выполняющего определенные культурные функции.Повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности способствуют такие социальные процессы как изменения во взаимоотношениях между полами, сопротивление подчиненному положению женщин в обществе. Были проведены эмпирические исследования тела в психофизиологии и психологии, разработаны специфические телесные техники с целью решения задач психотерапии. Это способствовало повышению внимания к человеческой телесности со стороны ученых и широкой общественности [8].

Согласно взгляду В. И. Кудашова(2014), на сегодняшний день необходимо не только проводить дифференцированный анализ тела как объекта и субъекта, но и уделять внимание интегративному анализу совокупности его различных качеств, состояний, и способностей, которые объединяются в феномен телесности. При этом невозможно рассматривать человеческое тело изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих[8].

Проблемное поле современных исследований телесности включает в себя вопросы о границах человеческого тела и телесности, диалектики внешнего и внутреннего уровней телесности, свободы и детерминированности телесной организации человека в разных культурах. Социокультурные аспекты телесности пересекаются на уровне символики и семиотики тела, как особенный«язык» тела» [8].

Экзистенциально-феноменологический подход был открыт в XX в.. Согласно данному подходу понятие «моего тела» определяется как основа присутствия в мире, обладания собой и направленности на окружающий мир[2].

Человеческое Я, как пишет А. В. Сенкевич (2012), представляет из себя подлинный и уникальный жизненный проект. Телесность связана с теми конкретными ситуациями, в которых я узнает себя как тело, и в этом смысле телесность это уже задача, а не данность. Телесность становится задачей лишь в контексте социума, так как именно культурная среда, общественная микро- и макросреда обозначают границу ценностей и норм, в том числе и в отношении к телу [11].

Психология рассматривает не само тело как таковое, а определенные состояния сознания, которые связаны с телом, например, нарушение схемы тела, его границ либо ощущений [15].

Психология телесности является относительно новым направлением в психологии. Была предпринята попытка аннулировать дихотомию психики и тела, психического и физиологического путем интегрирования психического и физиологического в единую сущность. Это поспособствовало выделению телесности в качестве объекта исследования в психологии.

Проблема тела и телесности человека тем или иным образом затрагивается в психологии личности, нейропсихологии, психофизиологии, психологии развития, психосоматике, специальной психологии, психология внешности и других. В настоящий момент проблема телесности в психологии является противоречивой и недостаточно разработанной. Многие исследователи не проводят границу между понятиями «образ тела» и «телесность» [7].

В зарубежной и в отечественной психологии, понятия «телесность» и «образ тела» имеют связь с конструктом «Я-телесное», «психофизической проблемой», телесно-ориентированной терапией, психосоматикой.

К настоящему моменту в психологии было проведено множество эмпирических исследований телесности как таковой и в частности образа тела. Были созданы и адаптированы ряд методик, направленных на изучение телесности, а также проведены эмпирические исследования, отражающие формирование образа тела, отношение к нему, особенности образа тела у определенных групп исследуемых.

В работах Н. Л. Ильиной (2013) рассматривается психология внутриличностного конфликта между душой и телом. По словам автора, этот конфликт выражается в двух противоположных вариантах: в полном непринятии телесности, и игнорировании ее, или же, напротив, в чрезмерном внимании к ней. И в том и другом случае тело рассматривается в качестве объекта оценивания и как средство, которое либо мешает, либо помогает достичь поставленной цели. Для того, чтобы сформировалась самоидентичность, необходимо преодоление дуализма тела и души, а также осознание и принятие собственной телесности. Успешность формирования самоидентичности зависит от того, каким образом будет простроена система «душа — тело — мир» [4].

Процессы осознания и становления отношения внутренним и внешним составляющим образа тела имеют определенную логику. Внешние компоненты образа тела осознаются при взаимоприкосновении своего собственного тела с телом другого, а также соотнесения собственного видимого образа с эталоном, и тело при этом выступает в качестве объекта оценивания: хорошее-плохое, устраивает-не устраивает, красивое-некрасивое, привлекательно-непривлекательно и т. п. [6].

Само тело человека объективно, но его восприятие человеком — субъективно. Человеческое тело имеет определенное вещественное оформление, его граница видима, осязаема. Восприятие тела выходит за его границы, границы могут быть непредсказуемы, они очерчиваются нашей психикой и находятся в зависимости от нее. В процессе социализации человек «обрастает» разными клише, относящимися к его телу, они представляют собой идеи, формы, идеалы, стереотипы, которые были усвоены от родителей, ближайшего окружения, СМИ и др. На формирование образа тела также влияет статус, ментальность, социальные роли, владение языком и речью [6].

Н. А. Польская (2014) в статье «эмоционально-личностные корреляты модификаций тела» отражает результаты исследования, которое направлено на изучение корреляции между модификациями тела и самоповреждениями. Данное исследование подтверждает существование связи между модификациями тела и самоповреждениями. При этом модификации тела представляют из себя так называемый идентификационный тип самоповреждающего поведения. Самоповреждение в рассматриваемом контексте имеет культурное значение, оно проходит ритуализацию и символизируется в телесных модификациях и определяет новую идентичность субъекта [10].

Н. Л. Ильина (2013, 2014) исследовала образ тела у мальчиков и девочек, занимающихся спортом. В ее работе говорится о наличии особенностей в формировании образа тела у мальчиков через занятия физической культурой и спортом. Автором статьи выдвигается предположение о том, что через особенность спортивной деятельности и путем предъявления к ребенку очень высоких требований со стороны спортивного тренера, а также родителей могут быть сформированы завышенные притязания относительно внешних данным и физических способностей. При этом чем существеннее эти предъявленные требования и «идеальные образы» отличаются от реальности 9–11 летнего мальчика, тем меньше удовлетворенности своей телесностью он будет ощущать [3,4].

Формированию образа тела у студентов-психологов была посвящена работа В. М. Минярова (2012). Автором была разработана учебная программа курса «Психология тела» для студентов психологического факультета. Программа раскрывает проблематику формирования образа тела у студентов в вузе, а также дает ей целостную характеристику его основ в качестве системы знаний, умений и навыков, которые необходимы современному специалисту-психологу для сознательного применения в его будущей профессиональной деятельности [9].

Эксперименты по формированию образа тела в сознании студентов-психологов на формирующем этапе эксперимента были выявлены позитивные изменения всех трех компонентов образа тела, а именно: когнитивного, эмоционального и динамического у студентов экспериментальной группы [Миняров В. М. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 14. — № 2(4). — 2012. — с. 968–972.].

Изучая особенности образа тела у людей с разным типом телосложения, Д. А. Толкунова (2012) выявила, что адекватный образ тела наиболее присущ эндоморфам. Исходя из результатов исследования, это связано с тем, что лишние килограммы, если постараться, можно скрыть, но они реально существуют, и замечаются как окружающими, так и теми, у кого они имеются. «Заниженный» образ тела в большей степени присущ мезоморфам, так как из-за занимаемого ими среднего положения, им трудно воспринимать себя объективно. Кто-то склонен приписывать себе лишние килограммы, а кто-то считает себя худым и пытается поправиться. «Завышенный» образ тела при этом в большей степени характерен для эктоморфов, так как они считают себя идеальными, и современная мода это подтверждает. Д. А. Толкуновой было выявлено, что то, как человек воспринимает себя, совершенно не зависит от его пола. И женщины, и мужчины могут иметь и адекватный образ тела, и «завышенный», и «заниженный» [13].

С. С. Татаурова (2012) проводила сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания. При планировании данного исследования предполагалось существование чрезмерной зависимости формирования образа тела и представлений о нем от идеалов и стандартов красоты, прививаемых СМИ. В целом, в ходе исследования была установлена меньшая обеспокоенность русскоязычных молодых людей проблемой избыточного веса и большая, по сравнению с американскими сверстниками, их удовлетворенность не только своим телом, но и отдельными его параметрами [12].

Теоретический анализ подходов в исследовании феномена телесности позволил выявить:

  1. К настоящему моменту не выделено единой концепции телесности, можно лишь сказать, что этот феномен является крайне сложным, обширным и многокомпонентным. При проведении исследования телесности необходимо учитывать не только цель, основу, источник, средство распознавания и критерии истинности, но не упускать из виду интеграцию разных видов диагностических приемов и методов.
  2. Телесность как таковая стала рассматриваться и изучаться только в ХХ в. До этого времени человеческое тело рассматривалось исключительно в рамках естественнонаучной парадигмы.
  3. В исследовании телесности можно выделить 2 основных подхода: социокультурный и экзистенциально-феноменологический. С позиции социокультурного подхода телесность рассматривается в качестве социокультурного феномена, обладающего значениями и смыслами, а также выполняющего определенные культурные функции. Экзистенциально-феноменологический подход определяет понятие «моего тела» как основу присутствия в мире, обладания собой и направленности на окружающий мир.

4. В психологии тело рассматривается как своеобразный контейнер, в котором собраны ощущения и чувства, являющиеся следствием пережитых ситуаций. Согласно телесной психологии, тело в виде мышечных блоков собирает в себе остатки невыраженных эмоций, чувств и желаний. Психология также рассматривает отношение человека с собственным телом и восприятие им телесности как таковой. Рассматривается тело в системе ценностей и идеалов.

  1. Образ тела представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя весь спектр мыслей, чувств и ощущений, связанный с собственным телом у каждого конкретного индивида. На его формирование влияет совокупность множества факторов, основными являются прошлый опыт, семейные установки, общественные стереотипы, личностные особенности.

6. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено образу тела. В частности, описываются эксперименты по формированию образа тела, изучаются особенности образа тела у детей, занимающихся спортом, в исследованиях рассматривается степень влияния СМИ на образ тела.

Литература:

  1. Виляева С. И. Историческое развитие понятия «человеческая телесность» // Аналитика культурологии. — № 28. — 2014. — с. 20–32.
  2. Горячев В. В. О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — Том 20. — 2014. — с. 64–66.
  3. Ильина Н. Л., Егоренко Л. А. Особенности восприятия образа тела у девочек 10–12 лет, занимающихся спортом. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — № 9 (115). — 2014 год. — с. 172–176.
  4. Ильина Н. Л. Формирование образа тела у мальчиков 9–11 лет // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 11 (105). — 2013. — с. 50–54.
  5. Ирина А. М. Телесность как доминанта культуры постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. — № 1 (27). — часть 1. — с. 143–146
  6. Искандирова А. Б., Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А. Особенности эмоциональной сферы и образа тела у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению, и его коррекция. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru
  7. Кисляковская, В. В. Телесность и самоидентификация как аспекты формирования самосознания у подростков в норме и с нарушениями зрения [электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/472/2076.
  8. Кудашов В. И. Исцеление тела и целостность телесности // Сибирское медицинское обозрение. — № 4. — 2014. — с. 99–104.
  9. Миняров В. М. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 14. — № 2(4). — 2012. — с. 968–972.
  10. Польская Н. А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. — 2014. — Т. 14. — выпуск 2. — с. 84–90.
  11. Сенкевич А. В. Телесность как Фактор страдания // Известия ВГПУ. — т. 67. — № 3. — 2012. — с. 12–14.
  12. Татаурова С. С. Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — № 31. — 2012. — 18–24.
  13. Толкунова Д. А., Пономарева Т. Ю. Особенности образа тела у людей с разным типом телосложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — № 8. — 2012. — с. 55–61
  14. Цветоус-Сальхова Т. Э. К определению понятий «тело» и «телесность» // Профессиональное образование в современном мире. — № 2(5). — 2012. — с.101–108.
  15. Черкашина А. Г. Самоотношение в структуре телесного самовосприятия студенток вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — т. 12. — № 5. — 2010. — с.168–172.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование образа тела, образ тела, телесность, тело, феномен телесности, человеческое тело, психология, модификация тела, собственное тело, человеческая телесность.


Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей

В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Взаимосвязь нарушений телесного образа «Я» и расстройств пищевого поведения

В данной статье устанавливается взаимосвязь между феноменом телесного образа «Я» и расстройствами пищевого поведения при помощи анализа понятий телесного образа «Я», «Я-физическое», «Я-телесное», образ тела и т. д., и поиска сходства данных понятий с...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей

В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Взаимосвязь нарушений телесного образа «Я» и расстройств пищевого поведения

В данной статье устанавливается взаимосвязь между феноменом телесного образа «Я» и расстройствами пищевого поведения при помощи анализа понятий телесного образа «Я», «Я-физическое», «Я-телесное», образ тела и т. д., и поиска сходства данных понятий с...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Задать вопрос