В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на формирование внешнего облика. Подчеркивается роль СМИ в формировании самооценки и уверенности в себе
Ключевые слова: образ физического Я, внешность, влияние СМИ, самооценка, уверенность в себе.
Практически все авторы сходятся во мнении, что влияние СМИ огромно и несомненно, о чем свидетельствует его воздействие на всех жителей развитых стран [2, с. 106]. Однако многие из них считают использование средств массовой информации скорее маргинальным занятием, позволяющим скоротать время или расслабиться в свободное время. Большинство людей знают о некотором влиянии средств массовой информации, но они больше не осознают их силу [3, с. 56].
СМИ формируют общественное мнение, представляют политические партии, влияют на осведомленность о событиях и, что не менее важно, на продукцию. Есть несколько категорий, в которых проявляется это влияние, самой основной из которых является влияние СМИ на организацию общества. Другая категория — новостная деятельность и формирование мнения о событиях, здесь мы также можем использовать пример теорий, которые подрывают факты, представленные СМИ, как это ни парадоксально, используя СМИ и представляя готовые знания, основанные на собственных домыслах. Еще одна категория влиянии — это реклама и продвижение, потому что, конечно, нельзя сказать, что все и даже не большинство рекламных объявлений выступают в качестве средства информации о продукте. Также немаловажную роль играет СМИ в формировании восприятия собственного облика [1, с. 19].
Каждое общество нуждается в одном доминирующем представлении реальности. В современном обществе этой доминирующей силой считаются средства массовой информации. Современное общество вносит в жизнь человека новое культурное измерение, в корне трансформирующее его прежнее представление о мире. Это новое измерение — культурная среда опосредованных переживаний, которые можно приобрести без ограничений физических возможностей. В настоящее время культурной средой опосредованных переживаний являются средства массовой информации, представляющие собой особый социальный институт, специализирующийся на передаче различных опосредованных сообщений в наш непосредственный контекст. Получение медиа продуктов является совершенно нормальной и рутинной частью повседневной жизни человека. Важно подумать о роли СМИ и о том, как люди производят и получают опосредованные символические сообщения, то есть в какой степени СМИ рассматриваются ими как влиятельные посредники социального идеала стройного тела в конкретном социальном контексте.
Развитие современных средств массовой информации приносит с собой различные представления об их влиянии, функциях, роли в обществе, а также об их влиянии на общество и человека. Однако положение СМИ в обществе зависит от качества культуры данного общества и его ценностных систем, в рамках которых происходит межличностное общение. Например, роль СМИ в обществе не только активна и зависит от технологических возможностей и намерений самих медиа организаций. Вообще говоря, СМИ могут подтверждать существующие и признанные в обществе социальные ценности, но могут и относиться к ним деструктивно, а могут пропагандировать и создавать совершенно новые ценности. При оценке влияния СМИ важно, какую роль и положение занимают сами СМИ в данном обществе. Сам термин средства массовой информации относится к тому, что передает что-то кому-то. Области, которые имеют дело с различными типами связи, используют термин «медиа» для обозначения того, что передает сообщение кому-либо. Суть действий медиума — посредничество. Поэтому информация, полученная через СМИ, называется опосредованной или опосредованной информацией. На процесс посредничества в определенной степени влияет характер медиатора, а также цели и правила, которые в целом неясны, особенно в случае сложного медиа коммуникативного процесса. Таким образом, воздействие медиакоммуникации на общество многообразно и противоречиво.
Отношения между СМИ и обществом, то есть культурой, трудно определить. Содержание СМИ отражает различные аспекты культурной среды, в которой действуют СМИ. СМИ не стоят вне общества и культуры, которые являются рамками их работы. На них влияет общество и культура, и в то же время они сами на них влияют. «Средства массовой информации, несомненно, представляют собой социальный институт в своем роде (это означает, среди прочего, что они имеют достаточно общих черт и много общих идей и ожиданий, связанных с ними, что позволяет нам думать о них как о целом) и как таковые они играют весьма существенную роль в общем порядке даже в повседневной жизни современных индустриальных и постиндустриальных обществ. Представления об упомянутой выше важной роли СМИ различаются в зависимости от того, какой подход предпочитается к взаимоотношениям СМИ и общества в целом. Существенным и ключевым фактором в вопросе успешности СМИ в обществе является, прежде всего, аудитория СМИ, то есть пользователи СМИ. Изучение и знакомство с аудиторией СМИ имеет социальное значение, поскольку знания о поведении пользователей СМИ также являются важной областью самопознания личности.
Существует убеждение, что средства массовой информации могут влиять на поведение, отношения или мнения отдельных лиц и, в целом, всего общества. Эти представления меняются в ходе истории в связи с развитием общества, самих СМИ и познанием процесса медиакоммуникации.
Восприятие человеком своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности: уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма [5, с. 1094]. Представление человека о себе, своем физическом облике, влияет на его поведение по отношению к другим людям [4, с. 90].
Осознание и принятие своей внешности, адекватность восприятия своего тела и отношения к своей личности в целом, а также успешная социальная адаптация зависят от развития образа тела, его совершенствования и преодоления недостатков его формирования. Социальные исследователи подчеркивают, что общество вносит значительный вклад в создание индивидуального образа тела. Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня идеал тела, стереотип внешней привлекательности и телесного здоровья являются неотъемлемой частью содержания информационного потока СМИ [6, с. 354].
СМИ распространяют утрированный идеал женской стройности в виде худых, зачастую даже истощенных моделей. Демонстрируемый на экранах телевизоров, на страницах глянцевых журналов образ идеальной внешности может стать образом желаемого результата. Современные стереотипы, пропагандируемые СМИ преподносят людей с более красивой внешностью как более счастливых, уверенных в себе, умных, коммуникабельных, и удачливых, хотя и не более честных и заботливых, чем другие люди. Особенно это касается рекламы. В демонстрируемой модели поведения через рекламные ролики (особенно косметической и парфюмерной продукции) мы видим эффектную, уверенную в себе женщину, способную выйти из трудной ситуации самой, без чьей-либо помощи.
Воздействие СМИ на человека и общество представляет интерес для социальных дисциплин и различных социальных групп, которые, к сожалению, не всегда основываются на эмпирических данных, а результаты их выводов зачастую представляют собой лишь домыслы и предрассудки, переоценивающие и упрощающие воздействие СМИ. Хотя влияние СМИ на человека и общество является доказуемым и эмпирически проверенным фактом, описать характер этого влияния и доказать его природу часто бывает нереально. Неопределенность в отношении характера действия СМИ и этого механизма вытекает из разнообразия взглядов на СМИ и медиакоммуникации, из постоянно меняющегося характера самих медиа и, что не менее важно, из социальной природы медиакоммуникации.
Литература:
- Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.- Пенза: изд-во «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», 2009. С.18–22.
- Арина Г. А., Мартынов С. Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С.105–114.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. — М.: «Прогресс», 2008. — 100 с.
- Мухина Ю. И. Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностью внешним видом // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 90–96.
- Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.
- Тихонова И. Н. Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № Спецвыпуск ч. 2. С. 354–359.