В ч. 1 ст. 86 УПК установлено, что путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных законом, дознаватель, следователь, прокурор и суд осуществляют собирание доказательств по уголовному делу.
По своему предназначению и содержанию следственные действия — это производимые в строгом соответствии с законом поисковые, познавательные и удостоверительные действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, направленные на обнаружение, проверку и закрепление доказательств по уголовному делу. Из этого вытекает, что в уголовном процессе основным способом собирания, проверки и фиксации доказательств в стадии предварительного расследования является производство предусмотренных законом следственных действий.
В УПК нет самостоятельной (отдельно) нормы, в которой указывалось бы на то, какие процессуальные действия относятся к числу следственных. Однако в гл. 24–27 УПК дано не только наименование следственных действий, но и осуществлена нормативная регламентация оснований и порядка их производства. Очевидно, что все процессуальные действия, перечисленные в указанных главах, относятся к числу следственных, поскольку они являются основными средствами доказательств по уголовным делам.
По сравнению с иными способами собирания, проверки и фиксации доказательств следственные действия имеют такие отличительные признаки:
правила и процедуры их производства детально определены применительно к каждому следственному действию;
их проведение может быть обеспечено государственным принуждением (например, приводом подозреваемого, обвиняемого, свидетеля в случаях, указанных в законе);
в ходе их производства могут быть ограничены конституционные и иные права участника процесса, но только в пределах, установленных федеральным законом.
Следственные действия, предусмотренные в гл.24–27 УПК, в совокупности образуют целостную систему. К их числу УПК относит: осмотр (ст.176), осмотр трупа, эксгумацию (ст.178), освидетельствование (ст.179), следственный эксперимент (ст.181), обыск (ст.182), личный обыск (ст.184), выемку (ст.183), наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), допрос (ст.187–191), очную ставку (ст.192), предъявление для опознания (ст. 193), проверку показаний на месте (ст.194), производство судебной экспертизы (ст. 195–207), получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202).
В современную систему следственных действий законодатель дополнительно (по сравнению с УПК РСФСР) включил три самостоятельных следственных действия: личный обыск, выемку и осмотр почтово-телеграфных отправлений; проверку показаний на месте. Такая регламентация не только повысила процессуально-правовой статус указанных следственных действий, но и подтвердила, что они относятся к числу основных способов собирания и проверки доказательств. Поэтому УПК РФ не случайно включил в перечень следственных действий проверку показаний на месте, которая хотя и не была признана законом, но фактически применялась в досудебном производстве как способ собирания и проверки доказательств.
В то же время законодатель отказался от двойственной трактовки (как следственного действия и меры принуждения) таких действий, как задержание и наложение ареста на имущество, отнеся их к мерам процессуального принуждения (разд. IV УПК).
Отдельные авторы исключают из системы самостоятельных следственных действий эксгумацию трупа и получение образцов для сравнительного исследования, считая, что с их помощью дознаватель и следователь не обнаружат новых доказательств, поэтому они не могут считаться следственными. Такой вывод не учитывает сложившуюся практику. Так, при эксгумации трупа может быть извлечена, например, пуля или другой новый для следствия объект, обладающий свойствами доказательства, взяты фрагменты кожной ткани человека, а в образцах для сравнительного исследования могут храниться искомые признаки конкретного человека либо биологическая субстанция, могущая стать вещественными доказательством, например заражение ВИЧ-инфекцией. Очевидно, что и эксгумация, и получение образцов для сравнительно исследования обладают всеми признаками поисково-познавательного способа обнаружения и собирания доказательств, поэтому они обоснованно включены в круг следственных действий.
В соответствии с назначением уголовного судопроизводства все следственные действия по уголовным делам должны осуществляться с учетом общих принципов уголовного процесса, имеющих фундаментальное значение. При производстве следственных действий дознаватель и следователь обязаны обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, ставшего участником уголовного судопроизводства. В ходе собирания доказательств по уголовному делу запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство личности. С учетом конституционных предписаний в УПК предусмотрено, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз или иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. В законе содержится также императивное требование о том, что производство следственных действий в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, не допускается. В силу общих конституционных положений в ходе выполнения следственных действий не должны разглашаться сведения об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства. Дознаватели, следователи, прокуроры и суды обязаны принимать меры, обеспечивающие охрану имущества граждан, государственной тайны, а также личной безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких родственников в порядке, установленном в законе.
Следственные действия производятся с соблюдением конституционного принципа языка уголовного судопроизводства.
Общим основанием для производства следственных действий служит наличие фактических данных, указывающих на необходимость их выполнения в целях установления и проверки обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Фактические основания для производства некоторых конкретных следственных действий установлены (определены) непосредственно в уголовно — процессуальном законе. Например, очная ставка производится в случае, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия (ч. 1 ст. 191 УПК); выемка производится при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся (ч. 1 ст. 183 УПК); судебная экспертиза обязательно производится в случаях, когда необходимо установить: причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое или физическое состояние подозреваемого (обвиняемого), когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение (ст. 196 УПК).
Для решения вопроса о проведении следственного действия важное значение имеет усмотрение дознавателя и следователя в том, что именно с помощью того или иного следственного действия могут быть обнаружены искомые доказательства по уголовному делу.
Для производства ряда следственных действий, ограничивающих или затрагивающих конституционные права и свободы граждан (обыск, выемка, эксгумация, экспертиза, освидетельствование и др.), требуется наличие юридического основания — постановления следователя и судебного решения.
В действующем УПК закреплено нормативное положение о ом, что осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, контроль и запись телефонных и иных переговоров, выемка предметов и документов, содержащих государственную тайну, а также выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи производятся на основании судебного решения в порядке, установленном законом.
Общие процессуальные правила и порядок производства следственных действий закреплены в законе (ст. 164 УПК). В соответствии с его предписаниями следственные действия могут осуществляться только после возбуждения уголовного дела и в рамках производства по возбужденному уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть произведено лишь одно следственной действие — осмотр места происшествия (ч.1 ст. 176 УПК). Закон не допускает выполнения следственных действий после приостановления предварительного следствия.
На основании закона право производить следственные действия по уголовному делу имеет только то должностное лицо, в производстве которого оно находится. В случаях и в порядке, установленных в законе, следственные действия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, могут производить по его поручению соответственно другие следователи или органы дознания. Производство следственных действий не уполномоченным на то должностным лицом влечет признание полученных доказательств недопустимыми.
Согласно закону, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также выемки, заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала следственного действия уведомляет судью и прокурора о его производстве. К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Полив уведомление, судья в течении 24 часов должен проверить законность произведенного следственного действия и вынести постановление о его законности или незаконности. Если произведенное действие будет признано судом незаконным, то доказательства, полученные в ходе его проведения, признаются недопустимыми (ст. 75 УПК).
Когда это специально предусмотрено законом, следственное действие должно быть выполнено в установленные сроки. Так, подозреваемый, задержанный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, должен быть допущен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. В соответствии с ч. 1 ст. 173 УПК следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения.
В случаях, указанных в законе, определяется последовательность отдельных действий, из которых складывается производство того или иного следственного действия. Опознающее лицо, в частности, должно быть предварительно допрошено об обстоятельствах, при которых оно видело предъявленное для опознания лицо или предметы, а также о приметах и особенностях, по которым это лицо или предметы могут быть опознаны.
Таким образом, система следственных действий — это совокупность регламентированных процессуальным законом самостоятельных действий дознавателя, следователя, предназначенных для непосредственного обнаружения, проверки, оценки и закрепления в установленном порядке доказательств по уголовному делу.
Литература:
- Божьев В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения. — М., 1975.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. — М., 2002. — 1039 с.
- Ларин А. М., Мельникова Э.Б, Савицкий В. М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. — М., 1997. — 324 с.
- Рыжаков А. П. Уголовный процесс. — М., 2002. — 738 с.
- Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В. П. Божьева. — М., 2002. — 679 с.
- Уголовный процесс: Учебник для вузов /Под ред. А. С. Кобликова. — М., 2002. — 711 с.
- Уголовный процесс/Под ред. П. А. Лупинской. — М., 2001. — 544 с.