Библиографическое описание:

Колерова Ю. М. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 90-94.

1.      Вступление.

Поскольку данная работа посвящена одному из аспектов организации образовательного процесса с учетом ФГОС, нам представляется необходимым во вступлении четко обозначить те инновации, которые уже удалось внедрить и оценить результаты их внедрения в образовательный процесс, и те инновации, которые работают на перспективу, и результаты их внедрения можно в полной мере оценить лишь через комплексную диагностику.

Автором был разработан в среде moodle и размещен на портале дистанционного взаимодействия и методической поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта основного образования (http://fgos.seminfo.ru/) дистанционный курс (или курс интернет-поддержки) для изучающих немецкий язык в основной школе (5–11 классы) как второй иностранный (http://fgos.seminfo.ru/course/view.php?id=1103).

Курс был разработан 2 года назад в соответствии с ФГОС второго поколения для основной и старшей школы, постоянно изменяется и дополняется на ежедневной основе.

Курс является информационной средой, в которой ученики реализуют свои совместные проекты, выполняют интерактивные задания, находят рекомендации по источникам в интернете, а учитель имеет возможность мотивировать, поощрять и оценивать учеников.

Данный курс для 5 класса (а также для 6, 7, 8 и 9 классов) кардинально отличается от подобных на тот же портале тем, что благодаря ему и учениками и учителем сделан огромный шаг в том направлении, в котором развивается отечественная и мировая дисциплина преподавания иностранного языка — в сторону предметности, преподавания предметов курса основной и старшей школы на иностранном языке.

Оказывается, что язык преподавания предмета очень важен. Элементарные, базовые знания и умения из различных областей — географии, физики, биологии, истории и т. п. — считаются усвоенными школьниками как само собой разумеющееся и просто исчезают под количественным предметным содержанием преподаваемых дисциплин в основной школе. Интегративность и метапредметность дисциплин в базовом курсе основной школы редко заявляются как цели и еще реже достигаются на практике.

Благодаря тому, что иностранный язык в школьном курсе (уровень А1 — А2 — В1) оперирует теми же базовыми, элементарными структурами, существенно облегчается обсуждение любой дисциплинарной и междисциплинарной темы, формулирование проблем, выдвижения гипотез, поиск доказательной базы и т. п., то есть упор делается на все те умения, что составляют основу метапредметной компетенции учащихся. Автором данный пункт видится очень важным, поскольку автор работает в начальной школе по собственной рабочей программе формирования и развития метапредметных умений во внеурочном курсе проектной деятельности и оценивает овладение универсальными учебными действиями как одну из ключевых компетенций. Именно так решается вопрос, сможет ли ученик проявить самостоятельность и инициативу в решении учебных задач на первоначальных этапах, затем — в построении индивидуальной траектории развития и самосовершенствования [1, c. 11].

Курс интернет-поддержки, которому посвящена данная работа, сопровождает конкретный учебный курс. В нашем случае это курс «Горизонты» [авторов и издательство cм 8]. Будут эти учебники на бумажном носителе или в электронном виде неважно. Важно, что существует курс, разработанный коллективом авторов на несколько лет, в единой структуре, объеме, референтных ссылках, типах упражнений и видах презентации материала. Курс нашего дистанционного интернет-пространства лишь помогает на базе учебно-методического комплекса успешнее организовывать множество направлений учебной деятельности, характеризующих современную школу. Согласно ФГОС мы реализуем системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, поэтому используем УМК, на котором базируется системное освоение материала. Автор находит целесообразным в рамках формата данной публикации в вопросах о принципах применения данных подходов сослаться на работы И. А. Зимней [16; 17; 18; 19], Н. Д. Гальсковой, Г. И. Бубновой [13], Г. Пухты [21].

2.      Базовые положения и документы.

Согласно ФГОС второго поколения в средней и старшей школе должен быть сформирован и развит новый тип учебной деятельности, благодаря которому через самообразование и саморазвитие происходит сознательное выстраивание учащимся индивидуальной образовательной траектории на базе общего учебного курса. [2, c. 7, 16] При создании учебных программ для средней и старшей школы берется за основу овладение учащимися высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим рефлексивным мышлением, что обусловливает общую ориентацию учебного процесса на проектную и исследовательскую форму учебной деятельности. [4, c. 9] В систему требований к личностным и метапредметным действиям учащихся входят умения видеть противоречия в процессах, выявлять проблемы, формулировать гипотезы, проводить исследования, отбирать материал по критериям, организовывать выводы в универсальной доступной форме в виде таблиц, графиков, схем, участвовать в успешном учебном сотрудничестве входят в систему требований к личностным и метапредметным действиям учащихся.

По нашему мнению, наличие дистанционного интернет-пространства, сопровождающегоконкретный учебный курс, играет важную роль, являясь одним из способов организации учебной деятельности и учебного сотрудничества.

Для учителей, реализующих ФГОС второго поколения и активно применяющих в своей работе данные образовательные технологии, также представляет особый интерес Проекта Приказа Министерства образования и науки о «Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», согласно которому на территории РФ вводятся новые правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

3.      Компетентностный подход и его реализация.

Многочисленные исследования [23, c. 12] подтверждают, насколько ограничена в использовании языковая и коммуникативная компетенции, если они не подкреплены сформированными компетенциями в других областях. Человек, не понимающий, в каких ситуациях и как он может использовать свои знания, не следующий логическими и холистическими путями решения проблемы и выполнения задачи, оказывается в ситуации полной бессмысленности. Так бывает, когда слов в голове много, а умений приложить их к той или иной ситуации без практики, хотя бы в рамках урочной и внеурочной деятельности, не хватает. Современные учебники и для начальной, и для основной школы должны давать учителям возможность реализовать компетентностный подход на ежедневной основе: учить умению выявлять проблемы, формулировать гипотезы, собирать данные, презентовать результаты, в том числе и в виде «творческих проектов». [20, c. 14; 22 c. 8] Без сомнения, во 2 и в 7 классах данная цепочка будет отличаться своей формой, информационной составляющей, но четкая структура научно-познавательного, исследовательского процесса будет заложена уже на школьных занятиях. Проектная и исследовательская формы деятельности в настоящее время активно развиваются уже в начальной школе [11; 13; 14]. Именно поэтому получили беспрецедентное развитие презентации данного вида деятельности на конкурсной основе, например Гран Префекта для школьников и младших школьников в виде конкурсов мультимедийный проектов.

Курс интернет-поддержки в том виде, в котором он реализуется нами, ориентирован на интегрированное формирование компетенций в процессе овладения обобщенным алгоритмом деятельности (по Гальперину), для чего в курсе были применены познавательные средства с учетом возрастных психологических особенностей учащихся основной школы.

4.      Базовые сведения о курсе.

Интернет-курс на базе учебного курса “Horizonte”, разработанный нами в своем базовом варианте 2 года назад, в настоящий момент расположен на двух порталах Ресурсного центра по переходу на ФГОС (на портале дистанционного взаимодействия и методической поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта основного образования: http://fgos.seminfo.ru/course/view.php?id=1103 расположен курс для пятого класса как официально перешедшего на ФГОС) и старом портале по адресу: http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=10332 расположены курсы для 6 и 7 классов.

Курсы открыты и для записи на них не требуется кодовых слов, ограничения в использовании курса осуществляются только введением группового метода при выполнении некоторых заданий, тех, которые требуют индивидуальной оценки учителя, ведущего курс.

Интернет-пространство состоит из модулей разной степени значимости. На одном из срезов расположен временной модуль, делящий пространство на учебные недели в году. В каждой из подсекций мы можем найти

-          даты (временные рамки недели),

-          тему занятий на неделе,

-          материал, который изучают в рамках урочной деятельности (с указанием страниц учебника и рабочей тетради),

-          описание домашнего задания в печатных носителях,

-          интерактивное домашнее задание, когда ответ требуется разместить в виде прикрепленного аудио или текстового файла на сайте,

-          дополнительные интерактивные упражнения,

-          видео-ролики или презентации, выполненные учениками по фонетике (в основном это дифтонги, долгие или краткие ударные гласные, особенности произношения иностранных слов, диалектные особенности, грамматической и лексической составляющим,

-          дополнительный материал для тренировки произношения (крайне важная часть при урочном плане в 2 часа в неделю),

-          ссылки на образовательные игры или страницы на образовательных порталах. Ситуационно могут быть размещены материалы по страноведению, минусовки песен, викторины, конкурсы и т. п.

Каждый раздел имеет свою четкую иконку и стандартные задания, что делает работу учеников удобной и здоровьесберегающей. Задания (в виде таблицы) дополнительно выведены в особый блок на следующем уровне организации модулей. Это дает возможность ученикам проверить себя самостоятельно.

Когда меняется тематическая наполняемость курса — меняется и его вид. Так, в новостном разделе присутствуют наряду с объявлениями ссылки на самые актуальные для группы проекты, сюжеты или задания. Блоки, организуемые учителем в правой от основного блока колонке, всегда соотносятся с изучаемой темой.

У каждого ученика на сайте есть свое личное пространство в рамках курса для загрузки своих личных файлов, организации форумов и обсуждений в блогах. Учителя, сами работающие в moodle или на своих сайтах, или обучающих, или созданных издательствами (пока только зарубежными), хорошо знакомы с описанной нами выше структурой. Это большой плюс — работа в информационной среде по знакомым правилам, но не менее важной стороной является тип заданий и формы участия, о которых будет сказано подробнее ниже.

5.      Необходимые условия для разработки курса.

Условия, необходимые для разработки курса, видятся нам следующим образом:

-          Появилась необходимость в дополнительном общении учителя с учениками, для которой нет возможности реализации в урочное время, как то: проведение индивидуальной проектной деятельности, подготовка к внеурочным мероприятиям, проведение дискуссий с привлечением третьей стороны, предоставление и осмысление дополнительного материала по изучаемому предмету, организация в единое пространство самостоятельных разработок учеников. Под индивидуальной проектной деятельностью мы подразумеваем все-таки групповые проекты, в которых может участвовать не весь списочный состав класса. На этом мы подробнее остановимся в 7 разделе.

-          И учитель, и ученики обладают сформированной ИКТ компетенцией, включая навыки работы в социальных сетях. Среда moodle, на базе которой выстроены платформы, для успешного освоения предполагает наличие именно таких навыков. В этом вопросе не стоит обольщаться на счет “digital natives”, как сейчас принято называть современных тинэйджеров и младшее поколение. К сожалению, до сих пор у многих нет дома компьютеров, или доступ к ним ограничен, нет Интернета, или, при его наличии, очень низкая скорость подключения, работать в школе в свободных интернет-зонах у учеников нет времени из-за высокой загруженности в системе дополнительного образования и т. п.

-          Наличие базового учебного курса, позволяющего реализовывать творческие задачи, как то: создание интерактивных упражнений, в том числе и самими учениками, работа над групповыми проектами, работа над научно-исследовательскими проектами, создание учебных или тренировочных анимационных фильмов и прочие варианты работы с информацией. [14, c. 76] Все вышеперечисленное предполагает формирование коммуникативной, социально-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной и ИКТ компетенций учащихся и формирования в достаточной степени планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках курса. В настоящем работе таким курсом стал УМК “Horizonte“ (немецкий язык как второй иностранный), который предоставляет учителю очень интересный материал для успешного формирования всех вышеназванных компетенций.

-          Успешное применение учителем в урочной деятельности разнообразных технологий и форм работы, что формирует положительную привычку учащихся к общению на уроке в группах и обращения к учебнику и соответствующему дистанционному курсу как к источнику информации

6.      Цели и планируемые результаты.

Среди планируемых результатов применения дистанционного интернет-пространства следует выделить следующие:

-          формирование общеучебных умений и универсальных способов деятельности, в том числе умений работать с разными источниками информации, планирования и регуляции индивидуальной и групповой учебно-исследовательской деятельности;

-          формирование компенсаторных умений, особенно при выполнении интерактивных заданий;

-          расширение ролевого репертуара не столько учителя, сколько учеников;

-          формирование регулятивной компетенции, в том числе в виде самооценки и взаимной оценки;

-          апробация новых форм групповой работы по интернет-технологиям.

-          самостоятельное планирование этапов учебного процесса.

Хотелось бы еще раз повторить, что достижение ряда планируемых результатов может быть проконтролировано и оценено в рамках курса, в то время как ряда других — только в рамках междисциплинарной интегративной деятельности.

7.      Виды деятельности и формы занятий.

Мы абсолютно против восприятия интернет-курса как формы электронного журнала (т. е. домашнее задание в цифровом виде, обмен сообщениями и прочее).

-          Во-первых, курс можно использовать как полноценный дистанционный курс (разумеется, в комплекте с УМК): показан объем и последовательность отработанного на уроке, заявлен объем для самостоятельной работы ученика, определены основные задания по курсу (рубрика Wir checken), очерчено в перспективе проектное направление, можно знакомиться с результатами работы тех, кто работает на курсе, а также задать любой вопрос учителю, ведущему курс. У ученика в курсе имеется свой табель оценок: часть из них автоматически выставляет программа за выполнение задания, часть оценивает учитель, например, такие задания как вложенные файлы. Учитель имеет также возможность контролировать посещения учениками курса (по частоте и длительности работы на курсе).

-          Во-вторых, курс помогает ученикам ориентироваться в интернет-возможностях для изучения языка (с учетом возрастных особенностей/) и его применения (фильмы, образовательные программы, викторины, конкурсы). Реализация этого направления может выглядеть, например, следующим образом: ученики нашей школы, изучающие немецкий язык, участвуют в математическом рождественском и пасхальном интернет-конкурсах в Германии на регулярной основе (то есть ежегодно).

-          В-третьих, в доходчивой и зрелищной форме курс может дать образец для подражания, облегчает возможность заучивания наизусть стихов, песен и прочее. Ученики с удовольствием делают анимационные клипы с нехитрыми сюжетами бытового общения, наговаривают скороговорки и считалки за анимационных героев.

-          В-четвертых, курс представляет собой идеальное место для хранения презентаций, обзоров и опросов по теме. Это такой же универсальный инструмент, как Drop Box или Google Drive, но хранящиеся здесь материалы ограничены направлением деятельности группы — и ничего лишнего. Ученики могут ограничить возможность использования другими этих ресурсов, или, наоборот, открыть для других участников свои файлы (в частности Wiki).

Наш опыт работы с интернет-пространством в течение двух лет показал, что подобная форма работы идеальна для работы дома и на уроке. Используя мобильный класс Macintosh, ученики могут работать параллельно в парах и группах с теми заданиями, которые выложены в интернет-пространстве, оформлять выполнение заданий в виде видео или аудиофайлов, осуществлять самопроверку, обмениваться результатами он-лайн и сохранять сделанное для дальнейшей работы на сайте. Уроки становятся высоко технологичными, мотивация учеников участвовать в уроке возрастает.

Нам хотелось бы подчеркнуть еще раз, что работа на компьютере занимает от 10 до 15 минут всего урочного времени. Вполне вероятна также ситуация, что цель урока вовсе не предполагает такой формы работы, а предполагает работу с печатными, аудио и видеоматериалами, тестирование или письменные работы, драматизацию (театральные зарисовки) — всего этого очень много на уроках немецкого языка. Мы также снимаем краткие видеофильмы на улицах — в ситуациях живого общения — как образцы обучающего видео. Однако, обращение к сайту происходит на каждом уроке — посмотреть презентацию, клип, вспомнить, кто принимал участие в подобном проекте год назад или просто написать свое суждение о прошедшем уроке. Подобная форма работы также широко практикуется.

Было осуществлено несколько записей подобных уроков немецкого языка в 6 и 7 классах с целью анализа технологий использования интернет-пространства в рамках урочной деятельности, с полными версиями которых можно ознакомиться в Интернете [24] и оставить свои комментарии.

Литература:

1.                  ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., 2011.

2.                  ФГОС. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.

3.                  ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. М., 2010.

4.                  Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

5.                  Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

6.                  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М., 2012.

7.                  http://standart.edu.ru/

8.                  М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман и др. Горизонты. Немецкий язык. 5 класс. 6 класс. 7 класс. Учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя. М., 2011

9.                  http://www.prosv.ru/umk/horizonte/info.aspx?ob_no=28198

10.              https://moodle.org/

11.              Алексеева Л. Н., Зайцева Е. Л. Новое содержание образования в экспериментально-инновационном пространстве// Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. — М., 2008.

12.              Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы// Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2.

13.              Бубнова, Г. И. Компетентностный подход: методические основы составления контрольно-измерительных материалов // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 1.

14.              Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы. — М., МГПУ, 2009.

15.              Горлова Н. А. Тенденции развития методики обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов и учителей. — М., МГПУ, 2009

16.              Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — М., 2003.

17.              Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? — М., 2009.

18.              Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. — М., 2005.

19.              Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М., 2004.

20.              Mehisto Peeeter, Marsh David. Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. — Oxford: McMillan, 2012.

21.              Puchta Herbert, Rinvolucri Mario. Multiple Intelligence in EFL. — Cambridge, 2010.

22.              Rod Ellis. The Methodology of Task-Based Teaching. — Asian EFL Journal — 2006 — № 8.

23.              Wicke Rainer. Aktiv und Kreativ Lernen. Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht. — Hueber Verlag, 2009.

24.              http://vimeo.com/kolerova

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle